Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Пахомова, О. Я. Психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях / О. Я. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 241-242. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56624/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности психологической поддержки профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования, а также даны определения ключевым понятиям по рассматриваемой теме.

Ключевые слова: инновационное образование, инновационная деятельность, психологическая поддержка, профессионально-личностное развитие педагога, современное образование, коммуникативная компетентность, профессионально-личностное развитие личности.

Важнейшей составляющей образовательного процесса в современном образовании является инновационная деятельность педагога.

Под инновационной деятельностью следует понимать целенаправленную педагогическую деятельность, которая основана на осмыслении личного педагогического опыта с помощью сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса для достижения наивысших результатов, а также получения новых знаний и внедрения новой педагогической практики. [4, с. 18]

По нашему мнению, основными компонентами профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования являются:

  1. коммуникативная компетентность (эмпатичность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, функция влияния, функция передачи информации, коммуникативная компетентность);
  2. стрессоустойчивость и социальная адаптация, самоконтроль и эмоциональная лабильность в стрессовых условиях;
  3. отсутствие тревожности, агрессивности и враждебности;
  4. сформированность психологических аспектов профессиональной деятельности;
  5. способность к эмпатии.

Психологическая готовность к инновационной деятельности является неотъемлемым психологическим феноменом, который представляет собой единство когнитивного, эмоционального и соединительного начал.

В процессе реализации инновационной деятельности педагогу требуется специальная система поддержки, осуществляемая на основе индивидуального подхода.

Изучив мнения различных авторов (И. В. Дубровина, М. Ю. Кондратьев, В. А. Крутецкий, М. М. Семаго, Л. M. Фридман и др.) [3, с. 152] по определению понятия психологической поддержки профессионально-личностного развития личности, мы можем определить данный термин как систему социально-психологических, психолого-педагогических способов и методов помощи личности с целью оптимизации ее психоэмоционального состояния в процессе формирования способностей и самосознания, содействия профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности на рынке труда и направлению усилий человека на реализацию продуктивной профессиональной деятельности.

Основной целью психологической поддержки является формирование ситуации развития личности как субъекта собственного жизненного и профессионального пути, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.

К ведущим условиям результативности психологической поддержки профессионально-личностного развития личности мы относим следующие:

– системность и целенаправленность;

– полисубъектность и личностная ориентированность;

– направленность психологической поддержки на персонализацию всех субъектов процесса поддержки.

В условиях инновационного образования у педагога должны быть сформированы те качества, которые необходимы для адаптации к этим условиям.[2, с. 7] По нашему мнению, компонентами психологической поддержки профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования являются:

  1. Работа с жизненной позицией педагога.
  2. Работа с напряженными ситуациями в условиях инновационного образования.
  3. Работа с «Я-концепцией» педагогов, педагогическим самосознанием.
  4. Работа с эмоциональной культурой педагога.
  5. Работа с саморегуляцией педагога в условиях инновационной деятельности.

Мы считаем, что задачами внедрения модели психологической поддержки профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования являются:

  1. Расширение представлений педагога об особенностях собственных личностных качеств, мотивации и самомотивации, а также об особенностях развития креативности, профессиональной направленности, эмпатических способностей, об уровне саморазвития в педагогической деятельности и личностной конкурентоспособности.
  2. Содействие в формировании воли личности, эмоциональной осведомленности, владении эмоциональными проявлениями.
  3. Ориентация педагога в разнообразии человеческих эмоций, коммуникабельности и организованности.
  4. Применение интерактивных методов в рамках профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования.

Сопровождая процесс профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования, психологам предстоит решить двуединую задачу:

– Организовать нужные мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, побуждающие педагогов к самосовершенствованию и, таким образом, формировать готовность к инновационной деятельности в образовании;

– Формировать у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. [1, с. 12]

В связи с тем, что современное образование требует успешных педагогов, правильно верно организовать и эффективно реализовать психологическую поддержку профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования. По нашему мнению, жанная задача должна быть приоритетной в области совершенствования современных образовательных изменений.

Литература:

  1. Авакян, И. Б. Развитие инновационной готовности педагогов в условиях инновационного образования в условиях различного социально- психологического климата педагогических работников коллективов колледжей: Автореф. дис.канд.псих. наук / И. Б. Авакян. — Самара, 2013.-22 с.
  2. Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н. А. Разина // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14.
  3. Ракова, И. В. Формирование психологической готовности педагогов к использованию инноваций в информационно-образовательной среде школы: Дис....канд.пед. наук / И. В. Ракова. — Калининград, 2011. — 194 с.
  4. Степанов, В. В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности: Автореф. дис....канд.псих. наук. — Тверь, 2012. — 25 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационное образование, психологическая поддержка, профессионально-личностное развитие педагога, инновационная деятельность, коммуникативная компетентность, профессионально-личностное развитие личности, современное образование, работа.


Ключевые слова

коммуникативная компетентность, инновационная деятельность, современное образование, инновационное образование, психологическая поддержка, профессионально-личностное развитие педагога, профессионально-личностное развитие личности

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способству...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдиплом...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов, каждый из которых отраж...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Задать вопрос