В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности современного курсанта и даются конкретные рекомендации по использованию индивидуального подхода в обучении военных специалистов.
Ключевые слова: военно-педагогический процесс, индивидуальный подход в обучении, социально-психологический тип.
Основой развития и благополучия общества является качественное образование. Реформы системы образования в Российской Федерации не прекращаются уже более 20 лет и затрагивают все его ступени.
В высшем профессиональном образовании внедрение компетентностного подхода направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методов и методик обучения, а также изменения среды образовательного процесса [1, с.65].
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.) подчеркивают, что современный выпускник вуза должен не только обладать определенным уровнем знаний, умений, навыков, но быть способным реализовать их в профессиональной деятельности.
Эти изменения заложили основу современной гуманизации высшего профессионального образования и внедрения личностно-ориентированных обучающих технологий, направленных на раскрытие и развитие личных возможностей и дарований обучающихся, их уникальности и неповторимости.
Таким образом, инновации образовательной практики в подготовке и развитии личности будущего специалиста необходимо сочетать с индивидуальным подходом в обучении, который предполагает организацию педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в значительной степени влияющих на качество усвоения материала, способность его воспроизведения и генерации нового знания, поведение в различных жизненных ситуациях, а также на подбор самих педагогических технологий.
Для реализации индивидуального подхода педагогу, в первую очередь, нужна «отправная точка» — личность обучающегося, а точнее её социально-психологические характеристики.
В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает поступкам закономерный характер.
В данном случае главное, что это источник информации об обучающегося, о его способностях, мировоззрении, который ориентирует педагога в выборе и способах подачи материала и даёт возможность планировать результат.
На основе вышеизложенного, для выявления характерологических особенностей личности был выбран тест по определению социально-психологического типа личности В. М. Миниярова. Рассматривая свойства личности как относительно устойчивые, постоянные отношения человека к самому себе, окружающим, к природе, к материальным и духовным ценностям, В. М. Минияров показал множественность индивидуально-психологических вариаций, сочетающихся между собой характерологических свойств. Автор методики выделяет семь основных социально — психологических типов и подробно их описывает [2, с. 97].
Данная классификация позволяет прогнозировать ситуативное проявление различных типов личности в жизнедеятельности, а также определять актуальную выраженность тех или иных личностных качеств. Это положение является особенно значимым, так как личностные свойства курсанта влияют на успешность в обучении и в будущей профессиональной деятельности, а знание об особенностях личности курсанта позволит педагогам военных вузов подбирать педагогические средства и методы для проведения занятий, повышать эффективность педагогического процесса.
В целях изучения социально-психологических особенностей личности курсантав январе 2015 годабыло проведено психологическое исследование среди 80 курсантов 2 курса Пензенского артиллерийского инженерного института, что составляет около 70 % от общей численности второкурсников.
Результаты, полученные с помощью теста по определению социально-психологического типа личности В. М. Миниярова, представлены в таблице.
Таблица 1
Социально-психологические типы личности, выявленные у курсантов
Социально-психологические типы |
||||||
Гармоничный |
Конформный |
Доминирующий |
Сензитивный |
Инфантильный |
Тревожный |
Интровертивный |
2,5 % 2 чел |
5 % 4 чел. |
5 % 4 чел. |
2,5 % 2 чел. |
60 % 48 чел. |
5 % 4 чел. |
20 % 16 чел. |
Анализ результатов показал, что наибольшая часть курсантов 60,0 % склонны проявлять инфантильный тип личности. Они характеризуются такими качествами: беспомощность, нерешительность, эгоистичность, пассивность, безответственность, неторопливость, сдержанность, осторожность, спокойствие, склонность к занятию ручным трудом. Этот показатель сильно настораживает, но является в то же время закономерным в связи с общей инфантилизацией современной молодёжи.
На втором месте по количественному показателю (20,0 %) находятся курсанты, склонные проявлять интровертивный социально-психологический тип личности. Им свойственны следующие качества личности: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость, уравновешенность, спокойствие, ответственность, склонность к занятию физическим трудом или работе исполнителя, а также, пассивность, замкнутость, нерешительность. В целом, данная характеристика личности не противоречит получаемой профессии военного инженера и при определенном психолого-педагогическом воздействии к окончанию военного вуза у этих курсантов успешно сформируются профессиональные качества, психологическая устойчивость и готовность к службе в ВС РФ.
Доминирующий тип личности диагностирован у 5,0 % курсантов. Они характеризуются такими качествами: вспыльчивость, властолюбие, высокомерность, требовательность к другим, активность. Нужно отметить, что этот тип личности имеет как достоинства, так и недостатки для военнослужащего, поэтому требуется психолого-педагогическая корректировка личности в направлении снижения активности эмоциональных проявлений и эгоистических стремлений и развития групповых ценностных ориентаций, умения работать в группе.
Конформный тип личности выявлен также у 5,0 % курсантов. Они характеризуются такими качествами, как нечестность, хитрость, изворотливость, хвастовство, умение извлекать из всего личную выгоду, склонность придерживаться мнения группы, нежелание брать на себя ответственность. Также у 5,0 % курсантов выявлен тревожный тип личности, характеризующийся такими качествами, как замкнутость, вспыльчивость, безответственность, подозрительность. Нужно отметить, что эти два типа личности для будущего офицера являются нежелательными, так как для них является большой проблемой построение конструктивных отношений с людьми, так как чаще всего они находятся в позиции самозащиты, что вызывает постоянное противостояние другим людям и конфликты с ними. Кроме того, нечестность и отсутствие собственного мнения ставят под сомнение профессиональную пригодность курсантов к службе в ВС РФ. Поэтому для этой группы лиц необходим индивидуальный подход в психолого-педагогической коррекции личности.
Гармоничный тип личности выявлен только у 2,5 % курсантов. Они характеризуются такими качествами, как открытость, правдивость, вежливость, требовательность, оптимистичность, доброжелательность, уверенность в себе, ответственность, осознанная зависимость от других людей. Также только 2,5 % курсантов склонны проявлять поведение, соответствующее сензитивному социально-психологическому типу личности. Им свойственны следующие качества личности: правдивость, откровенность, доверчивость, стыдливость, человеколюбие, активность, общительность, достаточная уверенность в себе, добросовестность, глубокая увлеченность делом. Эти типы личности оптимально отражают желаемые качества будущего военнослужащего. Поэтому корректировки не требуют, но их развитие в уже заданном направлении требует поддержки и диагностики.
В целом, необходимо отметить, что выявленные особенности проявления социально-психологических типов личности курсантами Пензенского артиллерийского инженерного института характеризуют общие тенденции формирования личности молодого человека в российском обществе. Причем инфантилизация ребенка начинается ещё в семье (вседозволенность, обилие игрушек, доступность мультиков, а отсюда снижение возможностей развития фантазии и инициативы, нежелание занимать себя самостоятельно), закрепляется в школе (уже в начальной школе всё творчество превращается в домашние задания для родителей, тестирование, четкое выполнение установленных требований, жёсткие рамки, загруженность учителей и отсутствие индивидуальной работы с учениками превращают последних в бездумных марионеток, выполняющих работу для «галочки», не желающих развиваться, а стремящихся «быть удобными» для учителей, а отсюда уход в нереальный мир интернета) и, соответственно, активно проявляется в вузе. Поэтому на нём лежит тяжёлый груз ответственности за воспитание будущего офицера, за оказание ему помощи в развитии личности, в формировании профессионально важных качеств.
Полученные психодиагностические данные о социально-психологических типах личности позволяют выявить в дальнейшем направления психолого-педагогической работы по коррекции личности курсанта.
Результаты исследования позволяют разработать рекомендации педагогам и курсовым офицерам для применения индивидуального подхода в педагогическом процессе к курсантам разных социально-психологических типов личности.
В работе с курсантами конформного типа личности нужно придерживаться следующих правил:
игнорировать попытки угодить преподавателю;
негативные поступки курсантов обсуждать в группе;
давать задания, носящие общественно значимый характер, отражающие групповой интерес, не имеющие личной выгоды;
обязательно контролировать действия курсанта, проверять его слова;
следить за выполнением задания (пресекать попытки его перепоручения, выполнения не до конца);
не давать курсантам возможности переоценивать себя, перехваливать, делать аргументированные замечания при всей группе и сразу;
в упражнениях по развитию ответственности делать их главными участниками;
давать больше индивидуальных заданий и обязательно проверять их выполнение и качество;
поощрять, если что-то сделали для отделения, учебной группы, вуза и т. п.;
пресекать требования, выдвигаемые в отношении других, и ориентировать их на предъявление требований к себе;
наиболее действенный метод наказания — игнорирование.
В работе с курсантами доминирующего типа личности нужно придерживаться следующих правил:
провоцировать ситуации долгого общения с другими курсантами, не разделяющими его точку зрения;
при попытках курсанта выделиться, преподаватель должен вести себя спокойно, ровно, в отдельных случаях можно даже проигнорировать;
ставить курсанта в ситуацию конкуренции с другими (равными по силе или превосходящими его), следить, чтобы реакция на победу или поражение была адекватной;
направлять активность курсанта на социально одобряемое поведение или деятельность;
иногда давать задания, за которые не предполагается оценка или одобрение;
давать только те задания, которые они могут выполнить;
после выполнения задания анализировать вместе с курсантами нравственность выбранных ими средств и методов достижения результата;
игнорировать решения, принятые впопыхах, желая быть первым; заставлять продумать решение, а только потом проговорить его в качестве возможного, а не единственно правильного;
средства воздействия — совет, рекомендация;
методы воздействия — конструктивная критика, беседа один на один.
В работе с курсантами сензитивного типа личности нужно придерживаться следующих правил:
давать задания помогающего характера;
если они правы в споре, то можно поддержать;
направлять активность курсанта, не давать ему упорствовать только в одном направлении, в котором он уже достиг успеха;
привлекать курсантов к участию в упражнениях на повышение уверенности в себе, своих силах;
при разрешении конфликта, наказание должно быть адекватно провинности;
метод воздействия — личная беседа.
В работе с курсантами инфантильного типа личности нужно придерживаться следующих правил:
в первое время не требовать от курсанта активности, публичных высказываний;
необходимо следить, чтобы курсантв группе занимался работой, а не своими делами;
не давать задания на скорость выполнения;
в беседе не требовать ответа сразу, дать время подумать, выдержать паузу;
стараться к заданию давать минимум инструкций и требовать выполнять самостоятельно, как понял;
давать индивидуальные задания в начале работы;
при любом правильном ответе или выполнении задания — поощрять;
чаще давать поручения, имеющие значение для группы, которые они могут выполнить;
при организации упражнений на первых занятиях давать ему роль ведомого, но недолго, а затем роль ведущего;
метод воздействия — личная беседа.
В работе с курсантами тревожного типа личности нужно придерживаться следующих правил:
педагогу с такими курсантами нужно быть тактичным, помогать в случае агрессии против него;
при выполнении заданий курсанта надо подбадривать, воодушевлять, убеждать, что у него все получится;
следить и направлять активность курсанта;
на занятиях по развитию коммуникативных навыков делать их главными участниками;
не требовать от курсанта больше, чем он может;
планировать для курсанта такие задания, где он сможет увидеть конкретный результат своей деятельности и оценить ее;
разрешать курсанту самому выбирать для себя задания и форму контроля;
не обсуждать курсанта в группе;
метод воздействия — личная беседа.
В работе с курсантами интровертивного типа личности нужно придерживаться следующих правил:
давать задания сначала привычные, со схемой выполнения, а затем, в случаях успехов, переходить на нестандартные, непривычные, требующие творческого разрешения;
в начале работы дать им «отсидеться», а затем привлекать к ситуациям активного общения и публичных выступлений;
на практических занятиях отводить им роли начальников, главных лиц и т. п., но постоянно поддерживать их во время упражнения;
привлекать к групповому обсуждению, к выполнению групповых заданий;
ставить их в ситуацию высказывания своего мнения;
поддерживать курсантов в связи с их застенчивостью;
защищать курсанта от несправедливых нападок или высмеиваний со стороны других курсантов;
выбирать для курсанта такие задания, в которых он должен отстаивать коллективные интересы, а затем и свои личные;
не обсуждать курсанта в группе, отказаться от наказания;
метод воздействия — личная беседа.
Таким образом, придерживаясь данных рекомендаций, можно не только повысить качество учебного процесса, но и воспитать за время обучения офицера, способного и готового к работе в ВС, к защите своей Родины, к выполнению профессионального долга.
Литература:
- Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
- Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. — 251 с.