Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 08.05.2015

Статья просмотрена: 11893 раза

Библиографическое описание:

Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 21.08.2018).

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Образовательная технология — системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

Образовательными учреждениями, в частности СПО, используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения.

Преимущества применения образовательных технологий в СПО состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов. Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в СПО — это подготовка высококвалифицированных специалистов.

Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

На современном этапе образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению предмета.

Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению. Современному педагогу в своей работе необходимо использовать различные пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся, внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Педагогу добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого необходимо использовать такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения.

В целях развития у студентов интереса к изучению дисциплины необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к предмету.

Одним из важных моментов на занятии для студента является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок, должен быть построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким образом, через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению.

Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии, такие как: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; педагогика сотрудничества.

Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально — комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения.

На современном этапе в педагогической практике активно используется понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения, также существует множество определений, данных различными учеными, такими как, Б. Т. Лихачев, В. П. Беспалько, И. П. Волков, В. М. Монахов и др.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов. По мнению Г. К. Селевко понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1)      научным: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2)      процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3)      процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Безусловно, каждому преподавателю хотелось бы, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студентов, чтобы они умели не только бездумно писать лекции, но и понимать о чем идет речь, умели логически мыслить, чтобы каждое занятие было не в тягость, а в радость и студентам и преподавателю. Мы привыкли, что преподаватель рассказывает, а студент слушает и усваивает, но слушать готовую информацию — один из самых неэффективных способов обучения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал — усвоил). Следовательно, необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса. Студент может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому преподавателю необходимо забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности студента, и организовать на занятии для студента все виды учебно-познавательной деятельности.

Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность студента соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, студент самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя добывал знания.

Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающимся не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной преподавателем определенной познавательной деятельности. Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды педагогических технологий.

Систематическая работа с активным применением инновационных педагогических технологий повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду, а также активизирует преимущественно репродуктивную деятельность учащихся. Важная особенность обучения — создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на занятиях в активных участников.

Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к студенту и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и студенты: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

 

Литература:

 

1.      Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 368 с.

2.      Борисова, Н. В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 146 с.

3.      Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.

4.      Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Похожие статьи

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Педагогические технологии в образовательной практике

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Использование образовательных технологий в системе...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Современные технологии обучения студентов в вузе

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Информационные технологии в учебном процессе на смену...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Методы преподавания лекции в университете

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие, преподаватель.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Методы обучения, направленные на формирование и развитие...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности оптимизации методов обучения студентов...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Педагогические технологии в образовательной практике

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Использование образовательных технологий в системе...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Современные технологии обучения студентов в вузе

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Информационные технологии в учебном процессе на смену...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Методы преподавания лекции в университете

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие, преподаватель.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Социально-экономические изменения в современном обществе выдвигают высокие требования к системе образования, к обучению и воспитанию специалистов различного уровня подготовки.

Методы обучения, направленные на формирование и развитие...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Задать вопрос