Авторы: Минкова Екатерина Семёновна, Петрова Евгения Игоревна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 14.05.2016

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Минкова Е. С., Петрова Е. И. Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 67-70.



Наше диссертационное исследование посвящено формированию эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов.

Актуальность выбранной темы определяется положениями, изложенными в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.В стратегии инновационного развития среди задач развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, отмечена необходимость создания в обществе атмосферы терпимости к риску [11, с. 18–19]. Среди основных задач инновационного развития указано создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности: «способности к критическому мышлению», «способности и готовности к разумному риску», креативности и предприимчивости» [11, с. 36]. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года среди задач развития автомобильного транспорта отмечена необходимость «развития системы страхования ответственности и рисков, связанных с автотранспортной деятельностью» [14].

Под эмоционально-ценностным отношением к профессиональному риску мы понимаем индивидуальную, устойчивую связь личности, включающую наличие познавательного интереса, осознание личностной значимости и осознанной потребности во взаимодействии с профессиональным риском, и выражающуюся в сформированности представления о деятельности в условиях профессионального риска у бакалавра технологии транспортных процессов.

В исследованиях, посвящённых формированию отношения (ценностного, эмоционально-ценностного, ценностно-смыслового, мотивационно-ценностного) к какой-либо категории (учебной деятельности, профессиональной деятельности, природе, самовоспитанию), авторами предложены структуры (компонентный состав) данных «отношений». Приведём фрагмент составленной сводной таблицы (Таблица 1), в которой показаны предлагаемые исследователями структуры (различные рассмотренные виды отношений объединены в общую единицу — «отношение», а объект, в направлении которого формируется данное отношение в общее понятие — «исследуемое новообразование» («ИН»)).

Таблица 1

Структура отношения висследованиях различных авторов

Автор

Компоненты структуры

Содержание компонента

Мясищев В. Н.

Когнитивный (познавательный, оценочный)

Элемент знания (способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)

Эмоциональный

Эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки

Мотивационно-поведенческий (волевой)

Связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности (способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектов среды, людей и самому себе) [6].

Драгунова О. Н.

Знаниевый

Понимание, представления об «ИН»

Аксиологический

Осознанность мотивов

Поведенческий

Умение критически оценивать, анализировать «ИН» [2].

Леонтьева Э. С.

Мотивационно-ценностный

Интерес к «ИН», направленность осуществляемой деятельности к «ИН»

Когнитивный

Владение знанием об «ИН», знанием особенностей «ИН» в будущей профессиональной деятельности

Действенно-практический

Активность, настойчивость, готовность в отношении «ИН»

Рефлексивный

Рефлексия сделанного, значимость «ИН» лично для студента, его субъективная позиция [4].

Позднякова А. Л.

Мотивационный

Внутренние побуждения к «ИН»

Когнитивный

Знания о ценностях «ИН», его содержании

Коммуникативный

Умение работать в сотрудничестве

Технологический

Умение использовать ценностно-ориентированные технологии

Рефлексивный

Умение сопоставлять, преобразовывать отношение к «ИН» в ценностное [9].

Гугина Е. М.

Оценочно-рефлексивный

Осмысление, оценка, осознание, личностный смысл, самооценка

Ценностно-мотивационный

Целенаправленное стремление

Эмоционально-волевой

Эмоции и чувства, влияющие и определяющие проявление активности в отношении «ИН»

Деятельностный

Отражает проявление ценностного отношения, степень активности студентов при усвоении ими ценностей-средств «ИН» и результат этого усвоения [1].

Мокроусова Л. В.

Когнитивный

Осознание социальной и личностной значимости «ИН», его ценностей, содержания

Эмоционально-ценностный

Интерес, желание заниматься «ИН», эмоциональное переживание ценностей «ИН», их интериоризация

Содержательно-деятельностный

Осознание содержания «ИН», усвоение системы принципов, способов организации и построения деятельности в «ИН»

Деятельно-практический (процессуальный)

Целеустремлённость, настойчивость, активность в освоении «ИН», профессиональная саморефлексия [5].

Орлова Н. С.

Мотивационно-ценностный

Совокупность ценностных ориентаций личности в области «ИН» и мотивов его деятельности

Содержательный

Система знаний по «ИН»

Практический

Личностный опыт, умения и навыки взаимодействия с «ИН»; эмоциональное восприятие «ИН»; проявление творческой активности во взаимодействии с «ИН» [8].

Сучкина Н. Н.

Когнитивный

Ценности-цели

Эмоциональный

Ценности-чувства

Деятельно-практический

Ценности-действия [12].

Жарикова Л. И.

Эмоциональный

Эмоциональное отношение к «ИН»

Познавательный (когнитивный)

Осознание, понимание, объяснение «ИН»

Поведенческий (конативный)

Выбор поведения в отношении «ИН» [3].

Исследователи выделяют от трёх до пяти компонентов в структуре отношения. Причём из 25 рассмотренных работ в 21 исследователи используют когнитивный (знаниевый, познавательный) компонент при описании структуры. Более половины (16 исследователей) выделяют эмоциональный (эмоционально-волевой, аффективный) компонент. Восемь исследователей (одна треть) выделяют в отношении компонент, связанный с деятельностью (деятельностный, деятельностно-творческий, деятельностно-практический и другие).

В результате анализа исследований по формированию отношения, с опорой на существование когнитивной, эмоциональной и деятельностно-практической сфер сознания личности [12, с.12], эмоционально-ценностное отношение к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов может быть структурировано следующими компонентами: когнитивным, регулятивным, профессионально-деятельностным.

Нами выбран не эмоциональный, а регулятивный компонент, так как второй компонент содержит в себе первый и дополнен произвольностью (функция регулирования на уровне сознания представлена как произвольность [7]), столь необходимой для осуществления осознанной и последовательной деятельности. Учитывая, что профессиональная среда постоянно содержит в себе скрытые или явные риски [10], осуществление такой деятельности должно протекать успешно, в том числе, в затруднённых условиях (условиях неопределённости, риска), когда для их преодоления от субъекта помимо прочего требуется наличие определённых знаний. Здесь также регулятивная функция эмоций, которая относится к корректору мыслительной деятельности, «способствует зарождению мыслительного процесса» [13], имеет большое значение для актуализации имеющихся знаний, готовности и способности их обдуманно применять в зависимости от создавшихся условий.

Представим в табличном виде компоненты (и их содержание) эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов (Таблица 2).

Таблица 2

Компонентно-содержательный состав эмоционально-ценностного отношения кпрофессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов

Компонент структуры

Содержание компонента

Когнитивный

представления о сущности, видах, структуре риска;

профессиональные знания о причинах, факторах, способах оценки, предупреждения, воздействия на риск;

Регулятивный

эмоции, мотивы, волевые качества, определяющие готовность к возникновению и обнаружению рисковой ситуации в процессе профессиональной деятельности и совершение действий личности в отношении и в ситуации риска;

проявление самостоятельности, ответственности, решительности в ситуации риска;

способность управлять своими эмоциональными, волевыми, мотивационными состояниями, поведением в ситуациях риска;

Профессионально-деятельностный

принятие ценностей профессионального риска;

владение способами идентификации и оценки профессиональных рисков;

владение способами организации и построения собственной профессиональной деятельности в ситуации риска;

владение способами оценки и анализа собственного поведения и результатов деятельности в рисковой ситуации.

Предложенный компонентно-содержательный состав может служить основой для разработки системы педагогических целейформирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дальнейшее исследование мы видим в разработке системы эффективных педагогических средств формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску бакалавров технологии транспортных процессов.

Литература:

  1. Гугина Екатерина Михайловна. Формирование ценностного отношения студентов университета к математическому образованию: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2011. — 23 с.
  2. Драгунова Ольга Николаевна. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. — Москва, 2012. — 24 с.
  3. Жарикова Людмила Ивановна. Формирование ценностного отношения будущего учителя к непрерывному педагогическому образованию: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Барнаул, 2002. — 24 с.
  4. Леонтьева Элина Сергеевна. Формирование профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка: Автореф. … канд. пед. наук:13.00.08. — Курск, 2012. — 25 с.
  5. Мокроусова Людмила Васильевна. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Курск, 2007. — 23 с.
  6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960, с. 133–155
  7. Нурмухаметов Э. А. К вопросу о структуре нормативности как характеристики личности // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 26.03.2016).
  8. Орлова Н. С. Формирование ценностного отношения к природе в профессиональной подготовке офицеров-пограничников: Автореф. … докт. пед. наук: 13.00.08. — Калининград, 2006. — 48 с.
  9. Позднякова А. Л. Формирование ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности (на примере подготовки экономистов): Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Чита, 2011. — 22 с.
  10. Петрова Е. И. Профессиональный риск как элемент профессиональной среды // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — Калининград: Изд-во БГАРФ — 2015.№ 4 (34).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  12. Сучкина Наталья Николаевна. Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессиональной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.08. — Курск, 2003. — 28 с.
  13. Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 23–31.
  14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс].URL: http://mintrans.ru/ (дата обращения: 08.12.14).
Основные термины (генерируются автоматически): технологии транспортных процессов, профессиональному риску, профессиональному риску бакалавров, Формирование ценностного отношения, риску бакалавров технологии, профессиональной деятельности, эмоционально-ценностного отношения, бакалавров технологии транспортных, Российской Федерации, Формирование мотивационно-ценностного отношения, отношения будущего, инновационного развития, ценностного отношения будущего, ценностного отношения студентов, отношения будущего специалиста, инновационного развития Российской, развития Российской Федерации, стратегии Российской Федерации, формированию отношения, Транспортной стратегии Российской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос