О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном управлении в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 12.05.2014

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Савенкова Е. В. О некоторых аспектах рисков и их профилактике в современном управлении в сфере образования // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 87-89. — URL https://moluch.ru/archive/66/10893/ (дата обращения: 23.07.2018).

Изменения, происходящие в современном обществе, влияют на систему образования: развиваются новые отрасли педагогической науки, формируется новое мышление у педагогов. Преобразования требуют изменений и в управленческой деятельности в сфере образования.

Целенаправленное и грамотное управление образовательным процессом сопряжено с определенным количеством рисков, которые присущи всему обществу на данном этапе. Введение экономической составляющей в жизнедеятельность организаций привело к интегративности управленческой деятельности и выделению в её составе управленческий риск, как одно из направлений.

Актуальность рассмотрения управленческого риска в образовании предусмотрена изменениями, которые, заставляют управленцев оперативно и по возможности качественно и продуктивно решать, поставленные перед ними задачи.

Выявление, описание и профилактика управленческих рисков помогут руководителю своевременно сориентироваться и принять правильное решение в управлении образовательной системой, определить комплекс профилактических мер.

В учебной литературе образовательные системы рассматриваются как «социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе». [3, С.62]

В работах основоположника научной школы управления образовательными системами Т. И. Шамовой педагогическая система представлена как «социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, а также духовных и материальных факторов, направленных на формирование личности способной как саморазвитию, так и к развитию окружающей среды» [7, с.23].

По мнению Г. Н. Серикова «управление образовательным учреждением — особая деятельность, в которой её субъект посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей и целей функционирования и развития образовательного учреждения» [6, с.34].

Рассматривая управление с позиции теории педагогического менеджмента (Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский) выделим личностную направленность, децентрализацию полномочий и их распределение как по вертикали, так и по горизонтали.

Изменение приоритетных направлений в образовании привело к возникновению новых управленческих ситуаций, в решении которых применяются правила и цели менеджмента.

Заслуженный деятель науки, руководитель школы бизнеса и менеджмента В. А. Абчук характеризует менеджмент как «управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества». Принятие управленческих решений зависит от совокупности нормативных требований, предъявляемых членам коллектива, способов выполнения этих требований, что, в свою очередь, в зависимости от складывающейся ситуации и целей определяет политику образовательной системы.

Частью такой политики системы является профилактика, которая «ставит своей целью минимизацию потенциальных потерь и убытков, которые может понести организация в ситуации риска. Её сущность состоит в прогнозировании возникновения рисков и принятии мер по их устранения. [5, с.34]

Профилактика трактуется как, комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В толковом словаре русского языка профилактика характеризуется как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Профилактика управленческих рисков в образовательных системах нацелена на решение управленческих задач по формированию и стабильному функционированию педагогического коллектива.

Первая аксиома риск — менеджмента гласит, что «реальные управленческие ситуации всегда находятся в промежутке от безрисковой зоны и зоны абсолютного риска, т. е. в реальной управленческой деятельности всегда присутствует риск».

Поэтому управленческие риски в управлении образовательными системами в соответствии с аксиомами риск — менеджмента риски всегда будут присутствовать как в отношении любых элементов системы управления, так и любых видов деятельности организации, но при этом эти риски возникают на ограниченной территории и в течение определенного периода времени.

К управленческим рискам образовательных систем можно отнести: реализацию программ добровольного увольнения, в том числе и уход на пенсию; жесткая регламентация трудовых отношений; отсутствие стимулирования и поддержки; строгая отчетность перед руководством и др.

Минимизировать управленческие риски можно с помощью методов рационального риска. [1].

К этим методам относятся:

-        информационная обеспеченность, тщательное изучение внешней среды;

-        использование прогнозирования в целях изучения возможностей развития;

-        для снижения риска неправильного определения главных направлений деятельности организации проводится экспертиза;

-        для снижения риска от ошибок, низкой исполнительности и малой инициативности устанавливается постоянно действующая система контроля, материального стимулирования, изучения мотивов трудовой деятельности, создание благоприятного психологического климата в коллективе. [5, с.14]

Подразумевая под профилактикой разработку программы или тактики по минимизации управленческого риска руководителя образовательной организации, выделим подходы: информационный и интегративный. Информационный подход подразумевает ориентацию руководителя на когнитивный аспект принятия решения. Информированность руководителя должна складываться за счет сочетания информации из внешней и внутренней среды (опросов, анкетирования, наблюдения бесед) и своевременного информирования лица принимающего рискованное решение (руководителя образовательной системы).

Интегративный подход предусматривает включение различных подходов в выработке управленческого решения, реализации программы и др. Так как в процессе управления невозможно учесть все факторы чаще всего из-за неполноты информации, то существует риск принятия неправильного решения. Неизбежность риска в управленческой деятельности вызывает необходимость управления или ограничения рисков.

Управление педагогическим коллективом подвержено многочисленным рискам, а так как результат принятия решения неизвестен, то существует возможность отрицательного исхода. Поэтому задача руководителя образовательной организации не избегать риска, а предвидеть его.

Доктор педагогических наук, профессор Т. И. Шамова, в статье о методах управления пишет, что: «Для решения эти задач требуется руководитель — профессионал, обладающий прежде всего, высокой творческой индивидуальностью и способный осуществлять развивающее управление, включающее в себя и развитие объекта, и собственно говоря само управление» [8, с. 273].

Таким образом, профилактика риска в управленческой деятельности руководителя помимо осведомленности его в процессах управления риском, которые состоят из определения цели, анализа риска, выбора метода управления риском, непосредственного осуществления управления риском, заключается в постоянном повышении управленческой компетентности руководителя.

В. А. Баринов о руководителе говорит, что хороший руководитель — это человек, способный менять форму поведения и стиль руководства, ориентируясь не на себя, а на подчиненных [2, с.246].

Резюмируя вышесказанное, о роли руководителя при принятии управленческих решений выделим в первую очередь ответственность руководителя на всех уровнях принятия решений, направленность на развивающее управление, системный подход, гибкость и адаптивность.

Таким образом, система профилактики управленческих рисков в образовательных системах включает в себя:

1.                  Своевременную информационную обеспеченность руководителя образовательной системы.

2.                  Постоянное повышение компетентности через самопознание и самообразование.

3.                  Создание своей команды, способной конструктивно и профессионально решать проблемы.

4.                  Наличие мотивационной составляющей, рассматриваемой как процесс создания условий для направления деятельности членов коллектива в соответствии с целями образовательной системы, их заинтересованности и активности.

5.                  Наличие контролирующих мероприятий, позволяющих оценить эффективность управления образовательной системой.

Перечисленные действия не являются исчерпывающими, а проблема профилактики управленческих рисков нуждается в дальнейшем исследовании.

Система профилактики должна представлять собой непрерывный процесс повышения квалификация руководителей в сочетании с прогнозированием и диагностикой, что в результате не только минимизирует управленческие риски, а значительно повышает эффективность управленческой деятельности.

Литература:

1.             Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 463 с. — (Серия «Высшая школа»).

2.             Баринов В. А. Антикризисное управление Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). -М., ФБК-ПРЕСС. — 2005. — 488 с.

3.             Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —304 с: ил. — Серия «Учебное пособие».

4.             Иванов А. А., Олейников С. Я., Бочаров С. А. Риск — менеджмент.Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 193 с.

5.             Макарова Н. Н. Риск — менеджмент (методология управления рисками в организации):учебное пособие / Н. Н. Макарова. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2009. — 88 с.

6.             Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие/ Под ред. В. С. Лазарева. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.

7.             (Шамова Т. И., Третьяков Н. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Под ред. Т. И. Шамовой, М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002–320с.

8.             Шамова Т. И. «Избранное» Москва, ООО «Центральное издательство»,2004–320с.

Основные термины (генерируются автоматически): риск, образовательная система, управленческая деятельность, современное общество, система профилактики, образовательная организация, процесс управления, педагогический коллектив, образовательное учреждение, управленческий риск.


Похожие статьи

Имидж и имидж-риски современной образовательной...

В процессе своей образовательной деятельности организации сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения...

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления.

Система управления персоналом образовательного...

Система управления персоналом образовательного учреждения. Автор: Мальцева Тамара Ивановна.

Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, включенную...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Сегодня на фоне реформ в области образования и обеспечения комплексной безопасности на руководителей образовательных учреждений возлагается особенная ответственность. Под безопасностью в системе образовательных учреждений необходимо, в первую очередь...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Управление дошкольной образовательной организацией как...

Управленческая деятельность руководителя образовательной организации включает следующее

управление, конкурентоспособность, руководитель, эффективность деятельности, образовательная организация, эффективное управление.

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

 усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана

Инновационная практика управления общеобразовательной...

качество образования, образовательный процесс, образовательное учреждение, педагог, школа, повышение качества образования, внедрение модели системы управления, качественная успеваемость, Новосибирская область...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Имидж и имидж-риски современной образовательной...

В процессе своей образовательной деятельности организации сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения...

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления.

Система управления персоналом образовательного...

Система управления персоналом образовательного учреждения. Автор: Мальцева Тамара Ивановна.

Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, включенную...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Сегодня на фоне реформ в области образования и обеспечения комплексной безопасности на руководителей образовательных учреждений возлагается особенная ответственность. Под безопасностью в системе образовательных учреждений необходимо, в первую очередь...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество, образовательная...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Управление дошкольной образовательной организацией как...

Управленческая деятельность руководителя образовательной организации включает следующее

управление, конкурентоспособность, руководитель, эффективность деятельности, образовательная организация, эффективное управление.

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

 усложнится система управления образовавшейся крупной образовательной организации, при этом система единого управления ресурсами образовательного комплекса еще не создана

Инновационная практика управления общеобразовательной...

качество образования, образовательный процесс, образовательное учреждение, педагог, школа, повышение качества образования, внедрение модели системы управления, качественная успеваемость, Новосибирская область...

Задать вопрос