Зоны риска в профессиональной деятельности специалиста технологии транспортных процессов | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 20.10.2015

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Минкова Е. С., Петрова Е. И. Зоны риска в профессиональной деятельности специалиста технологии транспортных процессов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 227-230. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8992/ (дата обращения: 24.09.2018).



 

Транспорт является важнейшей составляющей социально-экономического развития страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Особенности географического положения России определяют ведущую роль транспорта в обеспечении конкурентных преимуществ страны относительно реализации её транзитного потенциала. Для повышения эффективности и совершенствования работы транспортной отрасли необходимо её реформирование, для чего разработана и реализуется Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

Необходимо отметить, что среди общесоциальных приоритетов развития транспорта, определяемых Транспортной стратегией, отмечено снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта. Среди основных мероприятий стратегии в области развития человеческих ресурсов выделено обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, и развитие практических компетенций при подготовке персонала отрасли [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения требует от будущих специалистов технологии транспортных процессов способности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу в ситуациях риска [1].

В связи с этим, считаем актуальным и необходимым решение педагогической задачи, связанной с формированием представления о зонах риска в профессиональной деятельности специалистов технологии транспортных процессов.

Несмотря на реализацию нового стандарта, нацеленного на обладание компетенциями, под которыми понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, вузовская подготовка специалистов транспорта продолжает носить фундаментальный, крайне теоретизированный характер, не уделяется должного внимания практической подготовке специалистов, подготовке к действиям реальных рабочих условиях.

Практико-ориентированная подготовка работников транспортной сферы должна базироваться на реальной фактологической базе. При этом преподавателю необходимо владеть знаниями об актуальных и специфических рисковых ситуациях в работе транспортного предприятия.

С целью выяснения профессиональных рисковых зон в деятельности специалиста технологии транспортных процессов нами было проведено анкетирование сотрудников транспортных, транспортно-экспедиционных, логистических компаний города Калининграда, а также специалистов транспортных отделов предприятий иного рода деятельности (ноябрь 2014 — февраль 2015 года). В анкетировании приняли участие 25 человек, стаж работы которых в данной области составляет от четырёх до двенадцати лет.

Для проведения анкетирования нами была разработана матрица «Зоны риска в профессиональной деятельности менеджера по перевозкам». Данная матрица позволила выявить степень вероятности (с оценками от 1 до 5: 1- крайне мала вероятность возникновения рисковой ситуации, 5 — очень высока вероятность) возникновения риска в каждой из 15 должностных обязанностей и его содержание («что именно незапланированно и неожидаемо может произойти при осуществлении каждого вида деятельности»).

В результате обработки полученных после анкетирования данных (подсчет на основе вычисления среднего балла оценки степени риска) выявлена типология рисковых зон в должностных обязанностях: «Организует и контролирует исполнение заказов грузовладельцев по перевозкам грузов» (3,44); «Организует, корректирует и контролирует выполнение работ по погрузке, выгрузке и централизованной перевозке грузов» (3,08); «Руководит разработкой и контролирует внедрение мероприятий по ликвидации и предупреждению несохранности грузов при перевозках, погрузке, выгрузке» (3,04).Наименьший средний балл — 2,08 — получен по должностной обязанности «Подготавливает, оформляет и визирует документы, необходимые для заключения договоров с клиентами об организации перевозок и оказании дополнительных услуг». По остальным должностным обязанностям средний балл варьируется от 2,16 до 2,92.

Данные анкетирования позволили выявить содержание профессиональных рисков в каждом виде деятельности, соответствующем 15 должностным обязанностям. Укажем риски, приведённые респондентами по каждой должностной обязанности, получившей наибольшие средние баллы вероятности возникновения риска.

Профессиональные риски в должностной обязанности «Организует и контролирует исполнение заказов грузовладельцев по перевозкам грузов»: несвоевременная подача, поломка, неисправность подвижного состава (17 ответов), недобросовестное исполнение своих обязанностей (безответственность) водителем/ грузчиком/субподрядчиком (5 ответов), плохие погодные условия (4), возможная отмена загрузки грузовладельцем (4), некорректные данные и документы, предоставляемые грузовладельцем (4), финансовые трудности клиента (3).

Профессиональные риски в должностной обязанности «Организует, корректирует и контролирует выполнение работ по погрузке, выгрузке и централизованной перевозке грузов»: найм ненадёжных (безответственных) работников (грузчиков, водителей)/недобросовестное исполнение договорных обязанностей субподрядными организациями/ непорядочность перевозчика (11), неисправность (поломка, задержка, несвоевременная подача) подвижного состава, ведущая, например, к неисполнению сроков доставки (4), поломка (недостаток) погрузочно-разгрузочных машин (4), порча/повреждение/утеря/кража товара (4), дорожно-транспортное происшествие в дороге (2), срочное внесение изменений в документы, сопровождающие товар (1), плохие погодные условия (1), невозможность контроля прохождения государственной границы (1), несоответствие груза характеристикам, заявленным в документах (1), получение недостоверной информации о ходе выполненных работ (1).

Профессиональные риски в должностной обязанности «Руководит разработкой и контролирует внедрение мероприятий по ликвидации и предупреждению несохранности грузов при перевозке, погрузке, выгрузке»: увеличение расходов, что ведёт к повышению ставки за перевозку (10), ненадлежащее исполнение наёмными рабочими своих обязанностей (7), невозможность внедрения из-за технического состояния подвижного состава (устаревшего подвижного соства) (3), отсутствие необходимого финансирования на разработку и внедрение данных мероприятий (3), разработанные мероприятия окажутся малоэффективными (2), невозможность лично отследить весь путь движения груза (1).

После подсчёта количества всех ответов респондентов, мы выяснили, что типичными рисковыми ситуациями в деятельности менеджера по перевозкам являются:

1)        риски, связанные с подвижным составом (его неисправность/отсутствие/нехватка/простой/старость) — 72 ответа; данные ответы указаны в 11 должностных обязанностях из 15 (в 73,3 %);

2)        риски безответственности привлечённых работников/контрагента (перевозчика, водителей, грузчиков и т. д.) — 43 ответа, указанные в 8 должностных обязанностях из 15 (в 53,3 %);

3)        риски повышения расходов/дополнительные, незапланированные расходы — 31 ответ; данные ответы отмечены в 3 должностных обязанностях из 15 (20 %).

Полученные данные отражают место и содержание риска в работе менеджера по перевозкам, так как предложены специалистами, осуществляющими перевозочную деятельность и понимающими специфику и сложность её выполнения, многообразие и специфичность рисков ей присущих.

С помощью полученных данных выстраивается реальная картина существования и распределения возможных рисков в профессиональной деятельности технолога транспортных процессов. Такое знание может стать основой для разработки учебных заданий по моделированию действий будущих специалистов в ситуации риска.

 

Литература:

 

  1.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N 33. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190700 Технология транспортных процессов (квалификация (степень) «бакалавр»)" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс].URL:http://base.garant.ru/(дата обращения: 10.09.14).
  2.      Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (проект) // Интернет-портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс].URL: http://mintrans/ru/ (дата обращения: 08.12.14).
Основные термины (генерируются автоматически): должностная обязанность, обязанность, данные, транспортная система, ситуация риска, риск, подвижной состав, ответ, исполнение заказов грузовладельцев, Транспортная стратегия.

Похожие статьи

Методы управления железнодорожными перевозками

железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия, подвижной состав, перевозка, транспортная система

- исключить риск использования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческих решений в сфере общественного транспорта.

Анализ недостатков транспортной логистики в России

− качества транспортного обслуживания (с привлечением внешних транспортных компаний); − наличия уязвимостей законодательной системы; − неэффективное использование грузоподъемности и объема кузова подвижного состава

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Высокая роль транспортной системы в развитии народного хозяйства стала постоянно подчеркиваться.

Законодатель сознательно акцентировал внимание на возникновении не только прав и обязанностей для сторон данных правоотношений, но и выделил...

Проблемы управления автоперевозками и методы их решения

Грузовладельцы хотят видеть движение их продукции и иметь возможность согласовывать

Как уже говорилось, система существенно снижает риски, что позволяет начать переговоры со

В настоящее время система управления транспортным комплексом не совершенна и...

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

 инвестиционный и кредитный дефицит, вызванный кризисными и санкционными факторами, значительно сужает возможности развития автотранспортного бизнеса и повышает стратегические риски транспортных компаний;  общая финансовая ситуация значительно...

Международная логистика: проблемы, возможности, решения

В такой ситуации очень сложно осуществлять разработку единых стандартов.

Трудности с утилизацией тары и упаковки продукции, также несут в себе риск возникновения дисбаланса окружающей среды.

Развитие транспортно-логистических систем в условиях...

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Риск хищения груза сводится к минимуму благодаря закрытому и опломбированному контейнеру.

Также предусмотрены модернизация парка подвижного состава, строительство контейнерных

Контейнерная транспортная система: конспект лекций [Электронный ресурс].

Страхование как метод минимизации рисков при транспортировке

Вопрос — ответ.

Рассмотрим ситуации возникновения рисков в авиа, морских, железнодорожных и автомобильных транспортировках.

Итак, для того, чтобы минимизировать риски в транспортных перевозках, нужно уметь идентифицировать риск и заранее...

Совершенствование структуры взаимодействия участников...

Выбор в данной ситуации определяется стратегией фирмы, опытом её руководства, стремлением сделать риск ошибки минимальным.

Рис. 2. Логистическая служба в составе подразделений Перевозчика. Каждая из данных систем имеет свои особенности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методы управления железнодорожными перевозками

железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия, подвижной состав, перевозка, транспортная система

- исключить риск использования устаревших данных при проведении анализа и принятии управленческих решений в сфере общественного транспорта.

Анализ недостатков транспортной логистики в России

− качества транспортного обслуживания (с привлечением внешних транспортных компаний); − наличия уязвимостей законодательной системы; − неэффективное использование грузоподъемности и объема кузова подвижного состава

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Высокая роль транспортной системы в развитии народного хозяйства стала постоянно подчеркиваться.

Законодатель сознательно акцентировал внимание на возникновении не только прав и обязанностей для сторон данных правоотношений, но и выделил...

Проблемы управления автоперевозками и методы их решения

Грузовладельцы хотят видеть движение их продукции и иметь возможность согласовывать

Как уже говорилось, система существенно снижает риски, что позволяет начать переговоры со

В настоящее время система управления транспортным комплексом не совершенна и...

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

 инвестиционный и кредитный дефицит, вызванный кризисными и санкционными факторами, значительно сужает возможности развития автотранспортного бизнеса и повышает стратегические риски транспортных компаний;  общая финансовая ситуация значительно...

Международная логистика: проблемы, возможности, решения

В такой ситуации очень сложно осуществлять разработку единых стандартов.

Трудности с утилизацией тары и упаковки продукции, также несут в себе риск возникновения дисбаланса окружающей среды.

Развитие транспортно-логистических систем в условиях...

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте

Риск хищения груза сводится к минимуму благодаря закрытому и опломбированному контейнеру.

Также предусмотрены модернизация парка подвижного состава, строительство контейнерных

Контейнерная транспортная система: конспект лекций [Электронный ресурс].

Страхование как метод минимизации рисков при транспортировке

Вопрос — ответ.

Рассмотрим ситуации возникновения рисков в авиа, морских, железнодорожных и автомобильных транспортировках.

Итак, для того, чтобы минимизировать риски в транспортных перевозках, нужно уметь идентифицировать риск и заранее...

Совершенствование структуры взаимодействия участников...

Выбор в данной ситуации определяется стратегией фирмы, опытом её руководства, стремлением сделать риск ошибки минимальным.

Рис. 2. Логистическая служба в составе подразделений Перевозчика. Каждая из данных систем имеет свои особенности.

Задать вопрос