Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Болмосова Е. В. Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/archive/188/47716/ (дата обращения: 19.10.2019).



В современное время смена приоритетов, социальных ценностей в России определяет значимость постоянного совершенствования деятельности образовательных организаций. При этом особый акцент должен быть сделан на обновление стратегии и тактики подготовки специалистов, которые должны быть не только компетентными, но и мобильными [2, с. 16]. В данных условиях образовательный процесс в профессиональной школе должен быть ориентирован на самостоятельность студента и повышение эффективности самого процесса познания.

Таким образом, достижение этой цели определяется не только тем, какое содержание усваивается, но и тем каким образом этот процесс организуется: коллективно или индивидуально, с помощью активных методов обучения или репродуктивных.

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт использования игры в учебном процессе. Игра — это важнейшее средство умственного и нравственного воспитания. Они представляют собой универсальные средства познания, способствуют творческому развитию и соединяют в себе обучающую и игровую задачу. С помощью игровых технологий педагог может одновременно дать студентам теоретические и практические знания. Каждая игра должна быть направлена на решение какой-либо задачи. При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [1, с. 207]. Главное отличие педагогической игры от других игр — это определенная поставленная цель обучения, соответствующий ей педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризующийся учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на учебных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство стимулирования к учебной деятельности [5, с.123]. Деятельность студентов должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в образовательном процессе, должны учитываться возрастные потребности учеников.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Отечественный педагог Д. Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» занимался разработкой теории игры, ее методологических основ и выяснял ее значение для развития обучаемого [7, с. 360].

Проанализировав феномен игры, Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что «игра — это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Он выделяет структурные единицы игры — это роли, которые берут на себя играющие, сюжет отношения, которые передаются в игре и правила игры, которым подчиняются играющие. В структуру игры входят целеполагание, планирование, реализация цели и анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

Педагог С. А. Шмаков выделяет черты, которые характерны большинству игр. Во-первых, это свободная деятельность, которая предпринимается по желанию человека, ради удовольствия самого процесса, а не только от результата. Во-вторых, у игры творческий, импровизированный характер деятельности. В-третьих, это эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество и конкуренция и наличие правил, которые отражают содержание игры, последовательность ее развития [6, с. 240].

Выдающийся педагог Г. К. Селевко представляет свою классификацию игр. Игры с использование игровых технологий следует делить по виду их деятельности: физические (двигательные), трудовые, социальные, интеллектуальные (умственные). По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, воспитательные, репродуктивные, профориентационные. По игровой методике: ролевые, деловые, предметные и имитационные. По предметной области выделяют: математические, музыкальные, спортивные. По игровой среде: настольные, компьютерные, технические, со средствами передвижения [3, с. 256].

Основное направление совершенствования методов подготовки студентов является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, активизируют их познавательную активность. Помогают принимать самостоятельные решения и способствуют их реализации.

В мировой педагогике накоплен значительный опыт использования игры в учебном процессе. Чаще всего игру используют в образовательном процессе, чтобы сделать занятие более интересным, занимательным, помогающим проиллюстрировать материал [4, с. 79]. Освоение учебного материала в данной ситуации становится средством достижения игровой цели.

Проводя уроки с помощью игровых технологий для студентов-юристов можно использовать индивидуальную, парную или групповую игру. Студенты будут изучать различные правовые документы, учиться работать с ним. Им будут предлагаться различные правовые и противоправные ситуации, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности. Именно через игровые технологии у них будет развиваться самостоятельность, возрастет интерес к выбранной профессии.

Педагог, разрабатывающий игру должен разъяснить студентам их обязанности. И выполнять свои, которые сводятся к следующему: руководитель игры должен направлять и контролировать работу своих заместителей и помощников, следить за ходом игры, изучать содержание, стиль и методы работы обучаемых при отработке наиболее сложных вопросов, указания по дальнейшей работе, подведение итогов.

В обязанности студентов входит сбор данных, изучение дополнительных сведений и обобщение информации. Так же обучаемые должны докладывать руководителю игры ход выполнения плановых мероприятий и принятых решений, разрабатывать и вносить предложения педагогу по устранению выявленных в работе недостатков.

Во время процесса игры студенты испытывают эмоциональную насыщенность процесса обучения, так же возрастает мотивация. Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

Тематика, целевая установка, формы, методы деловых игр разные, но все они способствуют развитию общих и профессиональных компетенций будущих юристов. К их числу следует отнести: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней интереса (ОК 1), организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества (ОК 2), принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),работа в коллективе и команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 5).

Что касается профессиональных компетенций, то благодаря игровым технологиям у будущих юристов развиваются следующие: способность юридически квалифицировать факты, события, обстоятельства, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом (ПК 1.1), умение использовать в профессиональной деятельности нормативно-правые акты и документы Российской Федерации (ПК 1.2), способность толковать различные правовые акты (ПК 1.3), принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК 1.4), умение выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК 1.5).

Таким образом, применение игровых технологий показывает положительный результат. Студенты с интересом принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, становятся более активными, начинают проявлять интерес к своей будущей профессии. Можно сделать вывод, что игры позволяют преподавателю приучать студентов работать в команде, развивать у них коммуникативные учения и навыки, способствуют снятию нервной нагрузки. У студентов вырабатывается умение вести правильный диалог с преподавателем.

Литература:

  1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А. А. Вербицкий//учебно-методическое пособие/А. А. Вербицкий.- М.,1991.-С. 207.
  2. Навасардян, А. А. Теоретические аспекты использования игровых технологий в процессе профессионального образования /А. А. Навасардян, Е. М. Болтунова,Т. В. Филикина// Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: сборник трудов конференции.-Ульяновск,2011.-С.16.
  3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. -С.256.
  4. Ткачук, М. А. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся/М. А. Ткачук//Образование. Карьера. Общество.-2015.- № 4.-С.79.
  5. Толубаева, Г. И. Применение игровых технологий в образовательном процессе/Г. И. Толубаева //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития:сборник трудов конференции.-Семилуки,2013.-С.123.
  6. Шмаков, С. А. Игры учащихся-феномен культуры: учебник/С. А. Шмаков. — М.:Новая школа,2004.-С.240.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры: учебник/Д. Б. Эльконин.-2-е изд. — М: Владос,1999.-С.360.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, игра, студент, активный метод обучения, профессиональная деятельность, образовательный процесс, мировая педагогика, педагогический процесс, познавательная активность, значительный опыт использования игры.


Похожие статьи

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Интерактивное обучение как средство развития...

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным...

Применение активных методов обучения как одно из средств...

активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание, активное обучение, будущая специальность.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Формирование познавательной активности студентов...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.

Активные методы обучения как способ повышения качества...

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность, проблемная лекция, проектная деятельность, знание, активное обучение, основная задача.

Похожие статьи

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность, игровая методика обучения. None.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности [1, с. 478].

Интерактивное обучение как средство развития...

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным...

Применение активных методов обучения как одно из средств...

активный метод обучения, метод обучения, учебный процесс, метод проектов, умение, круглый стол, профессиональная деятельность, знание, активное обучение, будущая специальность.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Формирование познавательной активности студентов...

познавательная активность, познавательная активность студентов, учебно-познавательная деятельность, студент, образовательный процесс, кредитная система обучения...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, познавательная активность, научно-практическая студенческая конференция, дискуссионный клуб, ролевая игра, интенсификация учебного процесса, мотивация, иностранный язык.

Активные методы обучения как способ повышения качества...

активный метод обучения, студент, ситуация, учебный процесс, совместная деятельность, проблемная лекция, проектная деятельность, знание, активное обучение, основная задача.

Задать вопрос