Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий
Автор: Колбин Александр Борисович
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 689 раз
Библиографическое описание:
Колбин, А. Б. Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий / А. Б. Колбин. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/350/ (дата обращения: 15.11.2024).
Исследование структуры деятельности военных специалистов, изучение научных трудов Н.В.Кузьминой [7], А.Н.Леонтьева [9], и других ученых, позволило сделать вывод, что деятельность – это активный целенаправленный процесс. Она обладает своими особенностями: сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность; поведение не рассматривается в отрыве от сознания индивида; действия человека предметны.
- Идея целостности деятельности личности военнослужащего означает, что трактовать процесс ее формирования следует с учетом того, что развитие тех или иных сфер психики, свойств и качеств не происходит ни в порядке очередности, ни в отрыве друг от друга, а во взаимодействии, в единстве, что становление индивидуальности в процессе обучения будет тем эффективнее и тем гармоничнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил военного специалиста, чем более будет стимулироваться функционирование экзистенциальной и регулятивной сфер с тем, чтобы они активизировали бы все потенции военнослужащего и его стремление к саморазвитию.
Таким образом, деятельность педагогического состава – это процесс выполнения задач, связанных с обучением и воспитанием обучающихся.
Под «педагогическим составом» мы понимаем профессорско-преподавательский и инструкторский составы, заведующих методическими, учебными кабинетами, командиров подразделений и другие категории военнослужащих и гражданского персонала, занимающиеся обучением и воспитанием будущих военных специалистов.
В структуру деятельности входят цели, мотивы, способы, познавательные процессы, знания, умения, навыки, свойства личности и т.д. В связи с этим особенности деятельности педагогического состава определяются содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых происходит ее осуществление, и результатами.
Цель деятельности преподавателей заключается в оптимальном развитии профессионально значимых качеств личности специалистов, необходимых для успешного выполнения поставленных задач в обстановке происшедших изменений в тактике и характере ведения боевых действий; развития систем вооружений.
Изучение требований руководящих документов, трудов военных ученых К.В.Аксенова [1], А.В. Барабанщикова [2], Н.В.Блохина [3] А.М.Пырского [10], и др., а также использование результатов педагогических экспериментов позволило определить профессионально значимые качества личности курсантов, которые необходимо развивать для успешного выполнения ими поставленных боевых задач.
Такими основными специально-военными и профессионально-боевыми качествами специалистов являются: боевая активность, наблюдательность, умение мыслить и быстро действовать в условиях крайне жесткого лимита времени, настойчивость, самообладание, стойкость, смелость. Психологические качества по уровню развития психических процессов: творческое профессиональное мышление; умение сосредоточиваться и переключать внимание; пространственное воображение; умение воспринимать зрительную, слуховую и др. виды информации; развитая психомоторика.
Воспитание смелости у курсантов связано с формированием у них уверенности в своих действиях при работе с вооружением и военной техникой в различных условиях обстановки. Отсутствие такой уверенности сковывает действия военнослужащего, порождает ошибки, которые в свою очередь усиливают чувство неуверенности и порождают нерешительность. Смелое поведение военного специалиста в сложной и опасной ситуации в немалой степени зависит от того, как складывается у него воображение. В одних случаях воображение, выражающееся в правильных представлениях дальнейшего развития ситуации, помогает человеку проявить выдержку, настойчивость, смелость. В других, когда человек плохо знает, что, как и почему происходит, оно может сковать его действия, вызвать у него состояние неуверенности или, наоборот, толкнуть на поспешные и ненужные действия, породить ошибки, которые в свою очередь усилят состояние неуверенности, непроизвольное стремление к немедленному действию.
Педагогическому составу нужны не только хорошее знание предмета и владение всем методическим арсеналом преподавания, но и ряд дополнительных знаний и умений, которые при традиционной технологии обучения не требовались:
1) умение применять компьютерную технику в ходе обучения;
2) знание обучающих программ, их дидактические возможности по обучению правилам использования вооружения и военной техники, умение эффективно применять эти программы в ходе обучения курсантов;
- 3) знание обучающей
аппаратуры; умение пользоваться программным обеспечением
компьютерной составляющей данной аппаратуры:
- а) приближения сценариев обучения к условиям решения реальных задач
- б) проведения диагностики при контроле за действиями обучаемых;
- в) показа реального результата самим обучаемым;
- г) выполнения курсантами практических действий в ходе отработки упражнения;
- д) варьирования сложностью выполняемых задач в зависимости от уровня подготовки личного состава и разъяснения ошибки в действиях обучаемых;
- е) многократного воспроизведения, при необходимости, ранее смоделированной обстановки;
- ж) сбора информации о действиях обучаемых для последующего тщательного изучения, выяснения недостатков в обучении и определения способов достижения целей обучения;
- 4) умение грамотно применять в обучении традиционные средства в совокупности с современными техническими разработками и другими техническими средствами, а также использование соответствующей учебно-методической базы.
- Теперь рассмотрим в сравнении деятельность преподавателей в условиях традиционной и технологии обучения с использованием информационных технологий. Структура деятельности преподавателей по обучению специалистов в условиях применения информационных технологий существенно отличается от традиционной. Преподаватели уже на групповых занятиях при помощи обучающих программ, компьютерной техники успешно развивают у курсантов психические образования: навыки и умения практического применения правил использования систем вооружения в ходе обучения.
- Поэтому в целях привития дополнительных знаний и умений у педагогического состава для реализации технологии обучения с использованием информационных технологий разработан следующий комплекс мероприятий, направленный на повышение квалификации педагогов:
- 1) изучение: а) технической документации, их возможностей по обучению курсантов; б) содержания и порядка использования компьютерной программы по обучению правилам пользования вооружением и техникой;
- 2) занятие по уяснению условий разработанных подготовительных упражнений, а также содержания и порядка реализации ситуационных задач;
- 3) проведение инструкторско-методических занятий: а) инструкторско-методические занятия накануне плановых занятий согласно программе обучения;
- 4) показное практическое занятие с применением информационных технологий;
- В.Г.Крысько отмечал, что «К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение по времени» [6, С.139]. Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. В технологии обучения с использованием информационных технологий происходит положительное влияние приобретенных навыков при более раннем классном обучении на усвоение новых, которые будут приобретаться курсантами в ходе практических занятий на приказарменной и полевой учебной базах. То есть осуществляется увеличение числа упражнений, ситуационных задач, что облегчает и увеличивает прочность приобретения сходного навыка во вновь усваиваемой деятельности.
- а) приближения сценариев обучения к условиям решения реальных задач
Кроме этого, педагогический состав при проведении практических занятий на приказарменной учебной базе, используя информационные технологии, имеет возможность обучать на более высоком творческом и интеллектуальном уровне; развивать у военных специалистов профессионально значимые качества личности, навыки и умения, которые при традиционной технологии возможно было развивать только в полевых условиях или в очень ограниченном виде на учебных объектах в пунктах постоянной дислокации. Это значит, что применение педагогическим составом информационных технологий формирует особенности структуры их деятельности. В свою очередь, это положительно ведет к более высокому уровню обученности военнослужащих и к эффективному использованию учебного времени.
Применение в ходе обучения информационных технологий обусловливает не только особенности деятельности педагогического состава, но и особенности деятельности курсантов. Дело в том, что учебно-познавательные и учебно-профессиональные действия обучающихся в условиях информационных технологий предполагают существенную адаптацию усвоенного ими опыта школьного учения, так как при существующих в настоящее время в средней школе методах обучения на уроке разбирается типовая задача, затем в качестве домашнего задания задаются аналогичные для закрепления изученного материала. Кроме этого, жестко регламентируются и контролируются формы и способы поведения. В результате школа развивает у будущих военных специалистов способность усваивать только определенные способы мышления и навыки шаблонных решений. У учащихся развиваются такие качества личности, как исполнительность, подчинение авторитету педагога, репродуктивное воспроизведение усвоенных способов действий.
Введение же в учебный процесс информационных технологий обучения ориентирует обучающихся на развитие необходимых качеств и свойств личности. Актуализация интеллектуального развития личности, расширение кругозора обучающихся, выработка обобщенной методологии их действий, предоставление возможности творчески применять приобретенные теоретические знания и военно-профессиональные практические навыки активизируют качества и свойства специалиста. Через интеллектуальную сферу воздействие осуществляется на мотивы, эмоции, чувства, волю и т.д. В результате предъявление требований ко всем сферам психики учащегося в процессе обучения усиливается и способствует целенаправленному формированию личности курсанта, его творческой индивидуальности.
В результате учебная деятельность специалиста направлена на развитие качеств и свойств личности в процессе использования информационных технологий. При таком подходе учащийся приобретает высокий уровень индивидуальной (одиночной) подготовки, кроме этого в период одиночной подготовки закладываются основы согласованной работы воинского подразделения для выработки навыков коллективных действий.
Необходимо также отметить, что в процессе служебно-боевой деятельности на работоспособность человека оказывает влияние не только окружающая обстановка, но и его внутреннее состояние, особенно эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство, страх). Значение всех этих моментов особенно сильно возрастает применительно к деятельности военнослужащего в боевых условиях, которые характеризуются постоянной угрозой, смертельной опасностью. В целях подготовки специалиста к действиям в таких условиях информационные технологии осуществляют процесс формирования умений и навыков так, чтобы он был постоянно связан с преодолением напряженного внутреннего состояния. На занятии устанавливаются специальные ситуационные задачи, упражнения направлены на развитие у него самообладания, наблюдательности, творческого профессионального мышления; умения сосредоточиваться и переключать внимание; пространственного воображения; восприятия зрительной, слуховой и др. видов информаций; психомоторики и быстроты реакции (мышления), эмоциональной устойчивости в сложных условиях. Это позволяет поддерживать и развивать интерес к выполняемому упражнению, пробуждать и воспитывать у них любовь к военному делу и желание усовершенствоваться.
Курсант погружаясь в обстановку выполняемых упражнений попадает в условия когда руководитель имеет техническую возможность обращать внимание не только на то, как обучаемый в целом выполняет действие, но и постоянно анализировать степень точности и скорости выполнения отдельных элементов действия. Установив слабые звенья и сосредоточив на них внимание, руководитель занятия таким путем способствует дальнейшему совершенствованию навыков обучаемых.
Данное обстоятельство обеспечивает не только отработку действий до автоматизма, как это было прежде, но и выработку у курсантов абсолютной натренированности, которая качественно отличается от простого автоматизма более высокой производительностью труда специалистов. Причем эта производительность является результатом не столько интенсификации физической деятельности воинов, сколько повышением в ней удельного веса их творческих мысленных операций.
Исследование особенностей структуры деятельности педагогов и обучающихся в условиях введения в образовательный процесс информационных технологий обусловило потребность для преподавательского состава в соответствующих знаниях и повышении профессионального мастерства. Это определило необходимость разработки и научного обоснования в процессе исследования методических рекомендаций педагогическому составу по применению информационных технологий. Это позволяет профессорско-преподавательскому и инструкторскому составам, заведующему методическим кабинетом, заведующему учебным кабинетом, командирам подразделений, другим категориям военнослужащих и гражданского персонала правильно организовывать групповые и практические занятия, а также применять информационные технологии в обучении курсантов.
Таким образом, с учетом вышеизложенного анализа представляется возможным сделать выводы о том, что:
1. Цель деятельности преподавателей в условиях применения информационных технологий заключается в оптимальном развитии профессионально значимых качеств личности специалистов, необходимых для успешного применения информационных технологий и практического решения ситуационных задач в обстановке происшедших изменений в тактике и характере ведения боевых действий, развития систем вооружений.
2. Педагогическому составу в отличие от традиционной технологии обучения требуются не только хорошее знание предмета и владение всем методическим арсеналом преподавания, но и ряд дополнительных знаний и умений:
1) информационная и компьютерная подготовленность: а) умение применять компьютерную технику в ходе обучения, б) умение эффективно применять обучающие компьютерные программы в учебном процессе;
2) умение грамотно применять в обучении традиционные средства в совокупности с современными техническими средствами, что обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций.
3. Структура деятельности педагогического состава в условиях применения информационных технологий позволяет развивать у военных специалистов профессионально значимые качества личности, умения и навыки, которые невозможно было качественно формировать на приказарменной учебной базе при традиционной технологии обучения. Это положение способствует эффективному переносу выработанного ранее навыка, что облегчает и увеличивает прочность приобретения сходного навыка во вновь усваиваемой деятельности и обеспечивает:
а) более высокий уровень обученности курсантов,
б) эффективное использование учебного времени.
Литература
- Аксенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе командного профиля: Дис. … доктора пед. наук. – СПб., 2002. – 412 с.
- Барабанщиков А.В. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. ВПА. – М., 1987. – 212 с.
- Блохин Н.В. Формирование профессионально важных качеств и навыков в условиях модульного практико-ориентированного обучения: Дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 189 с.
- Закорин Н.Д., Кобзев В.П., Махров Н.В. Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования // Военная мысль. – 1996. - № 3. – С.43-51.
- Кривцов Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 234 с.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск-Москва, 2000. – 376 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970. – 114 с.
- Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования / Учебное пособие. – Л., 1979. – 192 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М., 1981. – 584 с.
- Пырский А.М. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении: Дис. … доктора пед. наук. – СПб., 1999. - 378 с.