Современное образовательное пространство направлено на личностно-ориентированное обучение, которое дает возможность развивать потенциал ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, возможности образовательной системы, структуру взаимоотношений «учитель-ученик».
В нашей работе мы отталкиваемся от того, что каждый ребенок — это цельная неповторимая личность, которая является уникальной. В системе современного вузовского обучения очень важно продолжать процесс раскрытия потенциальных способностей учащихся, который был начат в школе, на основе личностно-ориентированного обучения.
В этой связи мы обращаем внимание на курсы по выбору гуманитарного профиля в обучении бакалавров, предполагающие свободное волеизъявление студента в выборе того или иного курса. В этом плане педагог должен представить свой курс таким образом, чтобы заинтересовать студента, обратить внимание именно на те способности и задатки, которые студент хочет и способен развивать с помощью педагога в процессе освоения курса.
В данных дисциплинах по выбору очень хорошо реализуется установка на самостоятельность, т. к. не предполагается лекционный курс, а усвоение и закрепление материала проходит на лабораторно-практических занятиях. Основной упор делается на эмпирическое освоение материала. Педагог в данном курсе выступает не наставником, а координатором действий студента. Эта особенность как нельзя лучше реализует принципы личностно-ориентированного обучения, т. к. позволяет учащимся самим прийти к решению проставленной цели.
Стоит отметить, что курсы по выбору гуманитарного профиля в учебном плане даются в первом семестре. Это говорит о том, что педагоги, ведущие данные дисциплины, должны четко представлять себя связь курса с теми знаниями, которые были получены учащимися в школьной практике, т. к. им придется репрезентировать новый материал с опорой на эти знания. Тем самым реализуется основная задача личностно-ориентированного обучения — развитие способностей обучающегося.
Теперь непосредственно обратимся к особенностям реализации принципов личностно-ориентированного обучения по направлению «школа-вуз» в курсах по выбору гуманитарного профиля, которые представлены в учебном плане: «Педагогическая риторика» / «Техника речи».
«Педагогическая риторика» — это дисциплина, цель которой повысить нормативный и коммуникативный уровень грамотности учащихся, дать им возможность для дальнейшей самореализации в профессиональной сфере общения как цельной гармоничной языковой личности, способной на эффективную бесконфликтную коммуникацию. «Техника речи» ставит перед собой цель развить речевую компетенцию студентов, совершенствую их голосовые и речевые возможности.
Обратимся к особенностям преподавания курса по выбору «Педагогическая риторика». Понятие «риторика» в терминологическом плане известно не всем студентам, но благодаря правильно организованной на первом занятии групповой дискуссии, мы выявляем, что общеязыковым пониманием этого термина обладают все учащиеся, выбравшие данные курс. В процессе разработки программы и учебно-методического комплекса по данной дисциплине мы приходим к тому, что лучше всего реализация преемственности знаний по направлению «школа-вуз» репрезентируется в интерактивных методах, которые направлены на самостоятельный поиск решения проблемы.
Отметим, что в ходе обучения очень хорошо зарекомендовал себя такой метод, как групповая дискуссия, т. к. он дает возможность в полной мере раскрыться «Я-концепции» каждого обучающегося. Метод групповой дискуссии построен на том, что учебный материал не может быть идентичным для всех: учащемуся необходимо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении нового материала и объему уже имеющейся информации. Дискуссия настраивает учащегося на самостоятельный отбор, анализ, интерпретацию полученных сведений, а самое главное, на индивидуальность в решении поставленной проблемы.
Например, вводная тема групповой дискуссии по дисциплине «Педагогическая риторика» звучит так: «Педагогическая риторика: генезис, сущность, функции». В первую очередь, мы начинаем с обсуждения темы, т. к. в ее названии имеются термины, неизвестные некоторым студентам. В частности, термин «генезис» вызывает размышление у 25 % учащихся. Основа личностно-ориентированного обучения — это опора не только на предметные знания, а в основном на культурные, духовные ценности, а также на внутренний потенциал личности. Таким образом, педагог направляет учащихся к поиску правильного определения понятия «генезис». Студенты вспоминают, где им встречался данный термин, даже то, что это приводит их к названию популярного фильма «Терминатор: Генезис» — это уже подход к решению проблемы, потому что они находят главную составляющую этого понятия — «начало», тем самым реализуется установка на нестандартность в поиске путей решения поставленной цели. Во-вторых, педагог предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему они выбрали данную дисциплину?». При этом дается несколько вариантов определения «риторика», что дает возможность каждому студенту выбрать именно ту составляющую, которая определяет его внутреннее представление о предмете, стимулирует его на индивидуально-личностные высказывания. Такой метод, как тренинг, также результативен и в лингвистических курсах, как и в психологических, т. к. дает возможность в неформальной обстановке обсудить поставленные вопросы и отработать навык практического применения полученных знаний. В предлагаемом курсе в виде тренинга изучается тема: «Роль речевого этикета в педагогическом общении». На занятии создаются реальные проблемные речевые ситуации, правильный вход из которых формулирует каждый из участников тренинга.
Часто проблема, с которой сталкиваются первокурсники, заключается в том, что они не могут соотнести новый материал, получаемы в вузе, с освоенным ранее, в школьном курсе. Поэтому реализация единства системы знаний и методов научного познания могут послужить платформой для формирования системных научных знаний студентов. При этом одной из причин, значительно воздействующих на результативность процесса обучения в вузе, является преемственность форм преподавания. Формы работы, актуальные в школьной практике, вполне применимы в рамках высшей ступени образования, в частности, в курсе преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Таковыми являются тестовые формы, «круглые» столы, защита собственного проекта, после которого возможна дискуссия, различного рода конкурсы.
Форма «круглого» стола давно апробирована школьной методикой. Поэтому для укрепления преемственности школы с вузовской системой преподавания следует использовать эту форму в полной мере.
Например, в курсе преподавания такой дисциплины, как «Техника речи», тему «Гигиена голосо-речевого аппарата» уместно провести в форме «круглого» стола. Студентам первого года обучения заранее предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
- краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата,
- два отдела речевого аппарата: центральный и периферический,
- три системы периферического отдела: голосовая, артикуляционная, дыхательная,
- гигиена голоса; предупреждение заболеваний верхних дыхательных путей,
- влияние курения и алкоголя на голосовые связки,
- голосовые перегрузки и пути устранения голосовой усталости,
- недостатки речевого голоса и пути их исправления,
- диагностирование индивидуальных речевых качеств студента и составление индивидуальных тренингов,
- специальная гимнастика для голосовых связок.
Опыт показывает, что занятие, проведенное в знакомой студентам форме, вызывает не только положительные эмоции, но и дает возможность студентам раскрыть имеющийся потенциал.
В форме конкурса можно провести занятие по теме «Интонационно-выразительные средства речи», цель которого — закрепление норм русского литературного произношения, а также формирование навыков анализа литературно-художественного материала, подобранного студентами для выступления.
Форма защиты индивидуального проекта по технике речи подойдёт для занятия по теме «Методика самостоятельной работы по формированию техники речи» с последующим обсуждением и возможной дискуссией. Эта тема — финальная в курсе преподавания «Техники речи», поэтому своеобразным итогом изучения дисциплины могут быть составленные студентами тренинги. Выступление включает:
- формулировку целей и задач индивидуального тренинга,
- особенности специализированного тренинга по технике речи (тренинг диафрагмально-рёберного дыхания, работа системы голосообразования, навык переключения дыхания, тренировка свободного звучания, активизация работы диафрагмы, развитие диапазона голоса, исправление дикционных недостатков).
По окончании выступлений в группе следуют дискуссии, обмен мнениями, обсуждение результатов, индивидуальные консультации. В конце такого занятия стоит проанализировать даже сам факт публичного выступления студента.
Таким образом, стоит отметить, что интерактивные формы работы эффективно реализуются в репрезентации принципов личностно-ориентированного обучения в вузе, с опорой на те знания, которые были приобретены обучающимися в школьной практике.
Литература:
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000.
- Гуляков Е. Н. Новые педагогические технологии. — М.: Дрофа, 2009.