Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ
Автор: Устимова Анна Николаевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.11.2014
Статья просмотрена: 1693 раза
Библиографическое описание:
Устимова, А. Н. Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ / А. Н. Устимова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6719/ (дата обращения: 22.11.2024).
В настоящее время существует два вида высших учебных заведений — это гражданские и военные. Данное разделение основано на подчинении. Гражданские высшие учебные заведения подчиняются Министерству образования Российской Федерации, а военные высшие учебные заведения находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Для каждого вида устанавливаются свои правила и порядки. Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.
При поступлении в высшее военное учебное заведение граждане сталкиваются с особыми условиями, такими как состояние здоровья, уровень их профессиональной подготовки. Не малую роль играет при поступлении на военную службу их морально — психологическая подготовка. Так как в дальнейшем им предстоит сталкиваться с субординацией, жесткой дисциплиной и специфическим режимом учебы. В данной ситуации курсантам необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны психологов, медицинских работников, родителей, родственников, любимой девушки или жены.
Исходя из приведенных выше условий, в которые помещаются курсанты, затрагивается проблема психологической адаптации курсантов к совершенно новой для них среде. Изучение данной проблемы до настоящего времени недостаточно исследовано. Существует много научных взглядов на то, как в военном высшем учебном заведении, личность курсанта претерпевает изменения, как в успешном обучении, так и при адаптации.
Вопросы адаптации затрагиваются многими учеными, такими как З.Фрейд, Г. Гартманн. Работа Анны Фрейд «механизмы и процессы защитной адаптации» стала классической для психоаналитиков. Рассмотрев теорию Г. Гартманна, процесс адаптации человека представлен многоуровневым. Эти процессы могут быть связаны с конфликтными ситуациями, а также такие, которые оказываются в свободной среде от конфликтов [1, с. 2].
Адаптация в контексте военного образования — это:
1) адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим (экспертная оценка успешности и текущая успеваемость), так и итоговым контролем успешности в учебной деятельности (успешностью сдачи сессии, количеством задолжностей и т. д.);
2) адаптация к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности — готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взысканий за несение службы в карауле или исполнение служебных обязанностей в наряде, хорошие или удовлетворительные взаимоотношения с командирами — офицерами и сержантским составом;
3) адаптация в коллективе, в общении, которая характеризуется социометрическим статусом, позицией в учебной группе, участием (или неучастием) в конфликтах, стилем поведения в конфликтной ситуации [3, с. 5–6].
В начале XXI века проблема адаптации остается актуальной как для гражданских, так и для высших военных учебных заведений в России. Именно в этом возрасте, поступая в высшее военное учебное заведение, выделяется три вида оказывающих влияние на адаптацию человека к обучению:
- социологический, основан на возрастных, образовательных факторах, социальном происхождении курсанта;
- психологический, основан на направленностных, интеллектуальных факторах, положении курсанта в группе, его личностный адаптационный потенциал;
- педагогический, основан на ряде факторов связанных с организацией среды, материально — технической базой, технических средств обеспечения, уровень самого педагогического мастерства [4, с. 1–2].
Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных, т. е. независимых от конкретной личности, выступают: учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.
В качестве субъективных факторов, т. е. зависящих от каждого конкретного курсанта, — биографические особенности, среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в военной академии — состав семьи, уровень образования родителей, последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст, мотивация обучения в академии степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении, психологические особенности — уровень притязания и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт [4, с. 3].
Уровень адаптации лежит в основе концепции психического здоровья человека. Если у человека нет отклонений в психическом равновесии, у него хорошая продуктивность, и он способен наслаждаться жизнью, такой человек считается хорошо адаптированным к условиям. Многие ставят равенство между социально — психологической адаптацией и адаптацией личности в целом. Полная адаптация личности происходит тогда, когда возникшая проблемная ситуация в которой оказался курсант, в результате его действий разрешается.
Наличие специальной, боевой и политической подготовки в высшем военном учебном заведении является отличающей особенностью учебно-воспитательного процесса от учебно-воспитательного процесса гражданского учебного заведения.
Наиболее значимая особенность заключается как в изучении основополагающих наук, которые развивают всесторонне личность курсанта, так и получение узконаправленной специальности связанной с выбранной военной профессии, с последующим присвоением воинского звания и классной квалификации. Военные учебные заведения готовят не только выпускника, а прежде всего педагога, воспитателя, организатора, который в дальнейшем будет непосредственно работать с военнослужащими по призыву и военнослужащими по контракту. Высокая дисциплинированность, сплоченность, организованность достигается путем учебно-воспитательного процесса, который осуществляется в строгом воинском порядке и уставных взаимоотношений. Эти два показателя являются важнейшим условием воспитания курсантов.
При поступлении молодые люди входят в новый коллектив, в котором им важно занять соответствующее их представлениям место. Внутри группы начинают складываться неформальные отношения, возникает чувство привязанности, дружбы, но могут возникнуть и негативные моменты, особенно если в группе имеется «лидер» с отрицательной направленностью. Для такого «лидера» характерны жесткость, эгоизм, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии. В умении противостоять такому лидеру большое значение имеют волевые качества личности.
В группах первого курса бывают курсанты, которые, претендуя на роль неформального лидера, подталкивают других на нарушение порядка и дисциплины. Возникает противоречие между первичными формами поведения и требованиями устава. На данном этапе, по нашему мнению, возрастает роль волевой регуляции, умение сдерживать эмоции, контролировать свои действия [2, с. 4].
Одна из особенностей учебного процесса заключается в месте проведения занятий, если гражданские высшие учебные заведения проводят обучение в лекционных аудиториях, классах, лабораториях, то курсанты военных вузов большую часть проводят на полевых занятиях, на учениях приближенных к боевой обстановке (на суше, воздухе и воде), на практике в воинских частях. Именно такие занятия психологически подготавливают курсантов к службе в войсках, приведенных в боевую готовность.
Таким образом, становление полноценной личности курсанта, с практической точки зрения, имеет важное значение, так как именно в высшем военном учебном заведении идет формирование личностных качеств первокурсников, а в дальнейшей службе в Вооруженных Силах Российской Федерации происходит корректировка полученных знаний и навыков.
Адекватная самооценка, общение с сокурсниками и преподавателями, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, выносливость, смелость все эти качества формируют комплекс психических реакций, которые определяют адекватное поведение курсанта и его взаимодействие с новой для него средой существования.
Литература:
1. Гартман Г. Психоаналитическая концепция адаптации личности. http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?archive=1120045821&id=1106933958&start_from=&subaction=showfull&ucat=24
2. Корытков В. А. Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях противовоздушной обороны Вооруженных сил России. / диссертация на соискание степени к. п.н.– Новосибирск, 2013.
3. Суходол Т. В. Волевая регуляция в процессе профессионального обучения курсантов http://www.f-mx.ru/voennaya_kafedra/adaptaciya_kursantov_k_voenno-uchebnoj.html
4. Титова Т. Адаптация курсантов к военно-учебной деятельности http://www.referats.pro/military/30760-adaptacija-kursantov-k-voenno-uchebnoj.html