Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Дейков, А. П. Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа / А. П. Дейков, М. Н. Бзытова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/288/64861/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — помочь воспитанникам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с учебным заведением и Уставом учебного заведения пансионного типа.

Ключевые слова: адаптация, пятиклассники, заведения пансионного типа, стресогенные факторы, дезадаптация.

Модернизация образования в Российской Федерации ставит перед учебными заведениями новые задачи, открывающие творческие возможности для создания разных типов образовательных учреждений. В процессе модернизации возрождается пансионное образование. Наиболее широко данные образовательные учреждения пансионного типа представлены Министерством обороны РФ, к ним относятся: Президентские кадетские, Суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса. Достоинством данных образовательных учреждений является постоянный контроль за воспитанниками со стороны взрослых, непосредственно занимающихся их воспитанием, отсутствие риска попасть под влияние плохой компании, что очень актуально в наше время. В данных образовательных учреждениях созданы все условия для организации жизни и обучения воспитанников. В частности, воспитатели и педагоги-организаторы заботятся о досуге воспитанника, организуя экскурсии, поездки и походы в музеи, театры, встречи с интересными людьми, занятия спортом, наукой, музыкой. Воспитанники получают качественное образование, позволяющее впоследствии поступить в высшие военные учебные заведения. Огромное значение имеет то, что образовательные учреждения пансионного типа предлагают огромный набор услуг, который в обычной школе является крайне редким. Каждое пансионное образовательное учреждение отличается какими-либо особенностями: патриотическое воспитание, углубленное изучение каких-либо школьных предметов, спортивный уклон [2, с. 90]. Данные преимущества пансионного образования актуализируют потребность в учреждениях такого типа, что подтверждает увеличение количества нахимовских, суворовских, кадетских училищ, как в государственной, так и в негосударственной сфере образования.

Но пансионное учебное заведение имеет не только плюсы, но и факторы риска. В частности, сама образовательная среда является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. Необходимо отметить, что в основном это дети 10–11 лет, закончившие четвертый класс [5, с. 19]. Стрессогенными факторами для данных детей могут стать: условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения); отсутствие противоположного пола среди воспитанников; отсутствие личностного пространства; единообразие в одежде (форма); нахождение под постоянным контролем; изолированность от близких и родных людей, отсутствие материнской ласки; разнообразие педагогического состава; непривычное расписание, множество кабинетов; абсолютно новые дети в классе; высокий темп и возросший объем работ в классе и домашнего задания, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи преподавателя; несамостоятельность в работе с текстами, слабый уровень развития речи, слабое развитие навыков самостоятельной работы. Так же нужно учитывать и социальный состав воспитанников [4, с. 21]. Поэтому к вышеназванным стрессогенным факторам следует добавить и внутриличностные особенности воспитанников. Наибольшую значимость при этом имеют следующие личностные характеристики и особенности: коммуникативные; эмоционально-волевые; интеллектуальные. В качестве факторов риска для личностного развития воспитанников в условиях пансионного образования можно рассматривать: адекватность самооценки, проявление враждебных и агрессивных реакций, сформированность и проявление уровней тревожности, учебной мотивации, воспитанности [1, с. 36]. Также необходимо помнить и о возрастных особенностях первокурсников: потребность в достойном положении в коллективе сверстников; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в образовательном учреждении; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; несформированные коммуникативные навыки; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам взрослых; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу. Адаптация — процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз: в первый год жизни ребёнка, когда ребёнок учиться говорить, вхождение ребёнка в коллектив, обучение в школе, где ребёнок переживает процесс адаптации несколько раз — в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — помочь воспитанникам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, со учебным заведением и внутренними правилами учебного заведения пансионного типа. Обеспечение плавного и мягкого перехода воспитанников в основное звено военно-морского училища — главная задача адаптационного периода первокурсников. Период адаптации может занимать от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья воспитанников. Любой преподаватель скажет, что пятый класс — сложный период не только для воспитанников, но и для преподавателей, воспитателей и родителей. Успешность адаптации первокурсника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и воспитателями, соблюдать правила образовательного учреждения, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей воспитанников 1 курса можно выделить следующие: изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие контроля, пробелы в знаниях [3, с. 56]. Перед выполнением домашних заданий воспитатель должен проверить, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы воспитанник понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если воспитанник все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то воспитатель совместно с педагогом — психологом должен заняться развитием мышления, памяти, внимания. Развитие этих психических процессов лучше проходит в играх, так как в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Механизмами, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения могут быть: компенсаторный, психологический механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает психологическую стрессоустойчивость личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формирования собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение воспитанника в моральную деятельность; адаптационный механизм, который связан с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой [3, с. 56]. Регуляторами адаптации воспитанника выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

Рекомендации воспитателям: первое условие школьного успеха воспитанников — безусловное принятие воспитанника, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться, обязательное проявление интереса к образовательному учреждению, классу, к каждому прожитому дню, неформальное общение с воспитанником после школьного дня, посещение кружков в системе дополнительного образования, необходимость смены учебной деятельности воспитанников после занятий, создание условий для двигательной активности воспитанников между выполнением домашних заданий, недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес воспитанников, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания, учет темперамента воспитанников в период адаптации к школьному обучению, предоставление воспитаннику самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью, поощрение воспитанников, и не только за учебу, развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности воспитанника, обязательное введение в рацион воспитанников витаминных препаратов, фруктов и овощей.

Литература:

  1. Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. //Педагогика и психология. — 2008. — № 10. — С. 36–38.
  2. Психология развивающейся личности. /Под ред. Маркова А. Н. М.: Эйдос, 2004. — 380с., С. 90–93.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. М.: Питер, 2000. — 349с., С. 56–59.
  4. Ульянова Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. //Средняя школа, 2006. — № 7. — С. 21–24.
  5. Цукерман Г. И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. //Вопросы психологии, 2001. — № 5. — С. 19–35.
Основные термины (генерируются автоматически): пансионный тип, учебное заведение, воспитанник, пансионное образование, пансионное учебное заведение, адаптационный период, главный образ, образовательная среда, период адаптации, учебная ситуация.


Ключевые слова

адаптация, дезадаптация, пятиклассники, заведения пансионного типа, стресогенные факторы

Похожие статьи

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учрежде-нии — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит и...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Особенности функционирования семьи с выросшими детьми, столкнувшимися с проблемой зависимости

В данной статье изложены некоторые психологические особенности внутрисемейного взаимодействия родителей и детей при таком кризисном состоянии как зависимость последних, выявленные в процессе психокоррекционной деятельности дневного стационара «Воскре...

Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах

В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...

Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией

Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения

Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Похожие статьи

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям образования в Вяземском лесхозтехникуме

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учрежде-нии — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. От того, как пройдет адаптация студентов к обучению в СПО, зависит и...

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов

В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...

Особенности функционирования семьи с выросшими детьми, столкнувшимися с проблемой зависимости

В данной статье изложены некоторые психологические особенности внутрисемейного взаимодействия родителей и детей при таком кризисном состоянии как зависимость последних, выявленные в процессе психокоррекционной деятельности дневного стационара «Воскре...

Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах

В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...

Психологическая адаптация, формирование личности «Я — студент» с демонстративной акцентуацией

Адаптация студентов к образовательному процессу остается главной психологической и педагогической проблемой колледжей и вузов. Чтобы быстрее разобраться в учебном процессе может помочь колледж. Поэтому очень удобная система образования, а именно: шко...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения

Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде...

Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Задать вопрос