Социально-экономические аспекты работы медицинских психологов в учреждениях здравоохранения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 1107 раз

Библиографическое описание:

Карпенко, О. Н. Социально-экономические аспекты работы медицинских психологов в учреждениях здравоохранения / О. Н. Карпенко. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5640/ (дата обращения: 16.12.2024).

Работа клинического психолога в различных учреждениях здравоохранения представляет собой не только профессиональные манипуляции, но и определенные социальные и экономические составляющие, как и в любом другом труде, а именно: заработная плата и оценка труда в профессиональном коллективе среди коллег-медицинских работников, а также пациентов/клиентов, обращающихся к ним за помощью.

Ключевые слова: клинический психолог, медицинские работники, здравоохранение, профессиональная деятельность.

Clinical psychologist’s job in various health care institutions is not only a professional manipulation, but also certain social and economic components, as in any other work, namely wages and evaluation of the work of a professional team with colleagues-medical staff, and patients/clients who apply to them for help.

Keywords: a clinical psychologist,health professionals, the health care system, professional activity.

Здравоохранение занимает особое место в социально ориентированном обществе. Его проблематика всегда была актуальной как на житейском, так и на теоретическом уровне, что обусловлено ориентацией на главные ценности индивида и общества — здоровье и жизнь, которые неотъемлемо связаны со здравоохранением. Данная ориентация предполагает отношения, в которых объектом оценки становится деятельность конкретной профессиональной группы людей, несущих непосредственную ответственность за жизнь и здоровье всех членов общества. Эту группу принято называть медицинскими работниками. Кроме того, относительно недавно в учреждениях медицинского профиля деятельности появилась должность «медицинский психолог», которую занимают специалисты в области клинической психологии. Обращаясь к самим медицинским учреждениям, то в соответствии с гражданским законодательством, они могут являться как частными (образованными гражданским либо юридическим лицом), так и государственными или муниципальными (образовано РФ, ее субъектом либо муниципальным образованием).

Соответственно, заработная плата медицинских психологов в обоих случаях существенно различна. Так, в государственных или мунициапльных учреждениях она складывается из оклада и материальных надбавок за категорию специалиста в области клинической психологии (в зависимости от уровня своей профессиональной подготовленности медицинскому психологу могут быть присвоены 11-й, 12-й — стаж работы в должности не менее 5 лет, 13-й — стаж работы в должности не менее 7 лет, или 14-й разряды, стаж работы при котором не менее 10 лет), в то время как в частных клиниках и медицинских центрах она зависит от оклада, качества и количества проведенных психолого-диагностических и психокоррекционных процедур, что выражается в премиальной части. При этом, возрастает заинтересованность специалиста в повышении качества своих услуг и конкурентоспособности в данной отрасли.

Исходя из ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 08.05.2010, вступившего в силу 1 января 2011 г., который вносит изменения в правовой статус бюджетных учреждений, государственные и муниципальные учреждения стали делится на следующие категории: автономные, бюджетные и казенные. Самое главное отличие бюджетных и казенных учреждений для нас в данном случае — это то, что доходы бюджетного учреждения используются по его же усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета, а казенные — полностью лишены такого права, что не могло отразиться на сотрудниках, в том числе и на медицинских психологах. Так, при оказании платных услуг, медицинский психолог фактически никаких процентов с оказанной платной консультации не получает, более того, данная услуга не включена в плановые показатели работы при отчете за месяц. Таким образом, в казенных учреждениях образовался «замкнутый круг» — платная услуга есть, а оплаты за нее нет — так называемая «добровольно-принудительная волонтерская деятельность специалиста», а в бюджетных учреждениях данная ситуация гораздо лучше (специалисты получают дополнительное материальное вознаграждение в качестве процентов от стоимости услуги).

Специалисты, получившие образование и некоторый стаж в государственных учреждениях здравоохранения, в большинстве своем, переходят в частные клиники из-за материальной составляющей профессионального труда. Однако существенен и другой аспект перехода специалиста из государственной в коммерческую структуру здравоохранения. Этим аспектом является отношение медицинских работников высшего профессионального звена (врачей) к данной профессии. Так как в любом обществе существуют различия между классами, слоями и социально-профессиональными группами, стала актуальной проблема места клинических психологов среди медицинских работников, а также в социальной структуре общества в целом.

Работая в тесном содружестве с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом, другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи, клинический психолог самостоятельно проводит необходимые консультативно- и психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психогигиенических психопрофилактических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса и других непсихотических, психосоматических расстройств. В содружестве с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом), в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и других патологиях, в развитии которых психосоциальные факторы играют немаловажную роль. Однако при анкетировании психиатров и психотерапевтов государственных лечебных учреждений выяснилось, что большинство из них (83 %) считают медицинских психологов своими «помощниками», а не специалистами, в то время как медицинские психологи проводят психодиагностику, пишут индивидуально-психологические и экспертные (в случае судебной экспертной деятельности в комплексных психолого-психиатрических экспертизах выступают как эксперты наравне с врачами-психиатрами) заключения, проводят психокоррекционные мероприятия.Положения о клиническом психологе и ряд других документов, использование которых необходимо для практической организации психологической помощи в учреждениях здравоохранения, утверждены приказом Минздрава России от 30.10.95 г. № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» и Приказом Минздрава России от 26.11.96 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь». Поэтому переходя в частное медицинское учреждение, специалист в области клинической психологии становится равнозначным специалистом, к которому могут прийти как по направлению от врача-психиатра, так и непосредственно с психологическими проблемами, не ставя социальные штампы, которые практически не уходят с разрешением имеющейся проблемы внутриличностного либо социально-психологического характера. Таким образом, специалист получает как материальное, так и моральное вознаграждение.

В России высшее образование зачастую используется как общее, дающее определенный уровень культуры, а не специальное. Несмотря на то, что экономические мотивы преобладают при принятии решения получить высшее образование, они в значительной части случаев не оказывают влияния на выбор конкретной специальности. Проведенное социологическое исследование на модели студентов старших курсов вуза медицинского профиля, показало, что мотивы выбора врачебной профессии большинством студентов не конкретизированы [1, c. 118].

Третья, и последняя описываемая в данной статье сторона профессиональной деятельности — это отношение социума к данной профессии. Психология все больше проникает в жизнь человека благодаря средствам массовой информации, популярной литературе. И, тем самым, пациенты начинают обращаться за помощью к консультирующим специалистам-психологам, отличая их от психотерапевта и психиатра, тем самым, снимая «барьеры», страхи быть высмеянными в близком окружении. Исходя из возможности прохождения анонимной консультации, общество старается избегать государственные учреждения, отдавая предпочтения частнопрактикующим специалистам, к тому же распространено мнение, что заплатив за прием в частной клинике, может рассчитывать на более качественно оказанную помощь (в частных клиниках существует отбор специалистов с опытом работы, подтвержденными сертификатами и какими-либо иными знаками отличия, что подтверждает высокий уровень оказания медико-психологических услуг).

Стоит также упомянуть, что совсем недавно было принято решение о создании психологической службы страны, связанное с ростом экстремальных ситуаций, в последствиях которых участие медицинских психологов уже не только признано, но и постоянно практикуется в МЧС, однако сотрудничество психологов этой сферы и других кризисных служб недостаточно налажено. Статус психолога в системе здравоохранении остается невысоким, в том числе из-за того, что в условиях кризиса пациент оказывается перед выбором, какие диагностические процедуры он имеет возможность оплатить в первую очередь. И нередко предпочтение отдается медицинской диагностике.

Таким образом, подведем итоги исследования: социально-экономические особенности деятельности медицинских психологов таковы, что в силу малой материальной составляющей работы, грамотные специалисты уходят либо в частные учреждения здравоохранения, либо меняют свой профиль профессиональной деятельности, не получая поддержки со стороны профессионального окружения: врачей-психиатров и психотерапевтов.

Литература:

1.                  Доника А. Д., Засядкина И. В., Трофименко С. Ю. Гендерные аспекты профессионализации в условиях современной высшей школы / Материалы конференции «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория (Будва), 11–18 сентября 2011 г. –с. 118.

2.                  Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие/ Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2011. — 606 с.

3.                  А. Юсов, Влияние инновационной экономики на рынок труда / XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 2009- С.141–147.

4.                  Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (ред. от 06.12.2011). — Режим доступа: http://www.expgarant.ru/116-fz-o-gosudarstvennoj-sudebno-yekspertnoj-deyatelnosti-v-rf-73-fz-ot-31052001g.html

Основные термины (генерируются автоматически): клинический психолог, учреждение, клиническая психология, профессиональная деятельность, психолог, специалист, стаж работы, высшее образование, заработная плата, медицинский психолог.

Похожие статьи

Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности среднего медицинского персонала

Кадры — единственный вид ресурсов, который со временем не только не теряет исходной стоимости, а приобретает более высокую ценность за счет накопления профессиональных навыков и знаний. В статье рассматриваются основные особенности трудовой деятельно...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Здоровьесберегающая функция в профессиональной деятельности педагога-психолога

В статье рассматриваются здоровьесберегающие функции в профессиональной деятельности педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Проведенный анализ позволит обозначить рамки прове...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Влияние психологической консультации на социальную жизнь

В данной статье речь идёт об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях

В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО «РИМСКО»

Качественный отбор персонала предполагает оценку не только знаний кандидата, но и его способностей и навыков. А применение таковых знаний в практической деятельности является ничем иным, как компетенциями. В данной работе была выявлена потребность в ...

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

Деятельность педагога играет большую роль в подготовке молодого специалиста, следовательно, необходимо более глубоко изучить вопрос указанный в названии стать. Специализированные ВУЗы, которые готовят граждан для службы в определённой структуре или у...

Похожие статьи

Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности среднего медицинского персонала

Кадры — единственный вид ресурсов, который со временем не только не теряет исходной стоимости, а приобретает более высокую ценность за счет накопления профессиональных навыков и знаний. В статье рассматриваются основные особенности трудовой деятельно...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Здоровьесберегающая функция в профессиональной деятельности педагога-психолога

В статье рассматриваются здоровьесберегающие функции в профессиональной деятельности педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Проведенный анализ позволит обозначить рамки прове...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Влияние психологической консультации на социальную жизнь

В данной статье речь идёт об обязанности консультанта в процессе психологической консультации, организации деятельности, о сотрудничестве с коллегами и представителями других отраслей по профессиональным вопросам в ведении деятельности.

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...

Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях

В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...

Формирование модели компетенций инспектора по кадрам в ЗАО «РИМСКО»

Качественный отбор персонала предполагает оценку не только знаний кандидата, но и его способностей и навыков. А применение таковых знаний в практической деятельности является ничем иным, как компетенциями. В данной работе была выявлена потребность в ...

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

Деятельность педагога играет большую роль в подготовке молодого специалиста, следовательно, необходимо более глубоко изучить вопрос указанный в названии стать. Специализированные ВУЗы, которые готовят граждан для службы в определённой структуре или у...