Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
Авторы: Барсукова Оксана Васильевна, Мавлютова Екатерина Васильевна, Савка Марина Александровна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 06.02.2016
Статья просмотрена: 560 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/547/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты исследования родительского отношения к работе и личности педагога-психолога. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей дошкольного и школьного возраста.
Ключевые слова: миф, мнение,образовательное учреждение,психолог, родители.
Образовательный уровень современных родителей довольно высок, многими специалистами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности молодых родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Это не случайно, поскольку в числе наиболее актуальных задач повышения эффективности образовательного процесса, современная система образования стремится к преодолению разрозненности отдельных ее подразделений, обеспечивая их координацию и качественное взаимодействие специалистов и педагогических работников с семьями в условиях единства, непрерывности и преемственности.
Однако и сегодня педагогами и специалистами обнаруживаются пробелы в психологических знаниях, педагогических умениях и навыках общения родителей с собственными детьми. В современном обществе психологическая наука только начала проникать в бытовую культуру, в среду, в обывательский «здравый смысл» и приобретать популярность. Множество людей все еще с недоумением воспринимают слово «психолог», или же имеют весьма смутное представление об особенностях его профессиональной деятельности. А когда о каком-то предмете существует недостаток информации — в силу вступают всевозможные догадки, легенды и мифы.
Как правило, в государственных образовательных учреждениях штатное расписание предусматривает включение ставки специалистов, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог». По роду своей профессиональной деятельности именно педагог-психолог плотнее всего взаимодействует с семьями воспитанников и учеников. Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и внедрение как традиционных, так и инновационных форм работы педагогов с семьями воспитанников и учеников. Более полное и качественное взаимодействие с родителями дает специалистам уникальную возможность изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить актуальные проблемы и особенности развития детско-родительских отношений.
Данная статья посвящена изучению мнений родителей детей дошкольного и школьного возраста о необходимости работы с ними педагога-психолога, а также изучению актуальных запросов родителей на оказание психологической помощи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования дошкольников, среди которых: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
На педагога-психолога, таким образом, ложится большая ответственность, поскольку вся его профессиональная деятельность направлена на создание благоприятных условий для развития ребенка, обеспечение его психологического комфорта и благополучия. Выполнение этих задач невозможно без привлечения внимания родителей к психологическому здоровью детей, без их активного и включенного участия в развитии учебной деятельности ребенка. Практика показывает, что в большинстве случаев родители, родственники, педагоги обращаются за психологической помощью тогда, когда уже столкнулись с проблемами в развитии и поведении детей, когда проблема уже сформирована. Это закономерно, поскольку ребенок-дошкольник не часто выступает инициатором запроса, в основном же инициативу проявляют лица, его окружающие. В данном случае можно говорить о том, что некая мотивация на работу с психологом уже существует.
Педагогами-психологами государственных образовательных учреждений было проведено мониторинговое исследование, целью которого было изучение мнений родителей детей дошкольного возраста о необходимости оказания психологической помощи.
Основными задачами данной работы было выявление наиболее актуальных для родителей проблем, связанных с психологическим здоровьем детей, выявление конкретных потребностей родителей по оказанию психологической помощи детям, определение на основе анализа мнений родителей приоритетных направлений по расширению и повышению качества оказания психолого-педагогической помощи. Авторами предпринята попыткаизучить современные родительские мифы и установки по отношению к профессиональной деятельности и личностным качествам педагога-психолога (детского психолога). Кроме того, выделить основные критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога с точки зрения современных родителей.
С этой целью было проведено анкетирование родителей детей дошкольного и школьного возраста, посещающих детские сады и школы города Москвы. Авторами были разработаны анкеты-опросники, содержащие в себе как открытые, так и закрытые вопросы. Общая выборка участников исследования составляет 120 человек. На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), педагог-психолог Савка Марина Александровна; ГБОУ школа № 1474 (детский сад № 2574 г. Москвы), педагог-психолог Мавлютова Екатерина Васильевна; ГБОУ гимназия № 1590 (детский сад № 690 г. Москвы), педагог-психолог Барсукова Оксана Васильевна.
По результатам проведенного анкетирования подавляющее большинство родителей не обращались за помощью к психологу. Так, выяснилось, что только 40 % родителей имели опыт обращения к психологу, 60 % такого опыта не имеют. 37 % опрошенных утверждают, что читают много книг по детской психологии и педагогике, 63 % так не считают. 10 % родителей признаются, что даже не представляют, что входит в работу детского психолога, 90 % утверждают обратное. 39 % опрошенных родителей утверждают, что обратятся к психологу только в крайнем случае, 61 % так не считают; также 48 % опрошенных считают, что психолог нужен тогда, когда сами родители с ребенком уже не справляются, 52 % родителей данной точки зрения не придерживаются. 40 % опрошенных утверждают, что в их семье вообще не принято обращаться за помощью к психологу, 60 % утверждают обратное.
Рассмотрим теперь мнения родителей о работе педагога-психолога в детском образовательном учреждении. В частности, 97 % родителей уверены в том, что психолог непременно должен быть в каждом детском учреждении, 3 % так не считают; 5 % родителей уверены, что психолог детям не нужен, 95 % уверены в обратном. 18 % родителей уверены в том, что в государственных учреждениях (ДОУ, школы, центры и т. д.) нет эффективных детских психологов, 82 % опрошенных считают иначе. В представлении 84 % родителей психолог по роду деятельности близко связан с врачом, психиатром, педагогом, воспитателем, 16 % опрошенных данное мнение не разделяют.
О причинах обращения к детскому психологу родители высказывали следующие варианты мнений: 74 % считают, что в основе детских психологических проблем лежат «перекосы» в семейном воспитании, 26 % в этом не уверены. 13 % опрошенных утверждают, что их ребенок еще слишком мал, чтобы обращаться к психологу, 87 % родителей так не считают; 5 % опрошенных родителей считают, что у детей не бывает психологических проблем, 95 % утверждают обратное. Причинами психологических проблем у детей 66 % родителей считают возникновение сложностей во взаимоотношениях с педагогическим коллективом детского учреждения, 34 % так не считают. 26 % родителей уверены в том, что общение с другими детьми может нанести вред психологическому состоянию их ребенка, 74 % в этом не уверены.
Теперь перечислим наиболее популярные причины, побуждающие родителей обратиться к детскому психологу. Результаты рейтинга представлены в процентах. Так, самой веской причиной для обращения к детскому психологу является «гиперактивность» ребенка или агрессия и драки (63 %); замкнутость ребенка и трудности в общении со сверстниками (42 %); застенчивость или тревожность ребенка (39 %); плохое поведение ребенка (31 %); проблемы в развитии ребенка (29 %); конфликты в семье (24 %); ссоры с сиблингами, т. е. братом или сестрой (22 %); трудности в овладении бытовыми навыками и организация режима дня (3 %). Кроме того, 31 % семей еще не обращались к специалисту, а 1,5 % родителей считают, что обращение к специалисту не будет эффективно. В тоже время 71 % родителей на открытый вопрос «нужен ли детям психолог?» отвечают утвердительно.
Также с целью выявления уровня общей осведомленности родителей о работе психолога и психологической помощи в целом, им были предложены слова и словосочетания, относящиеся к методам, техникам и приемам психологической помощи. Словосочетание «игровая терапия» оказалось знакомым 77 % опрошенных родителей; «психологическая консультация» — 71 %; «психотерапия» — 71 %; «диагностика развития» — 65 %; «терапия искусством» — 56 %; «арт-терапия» — 50 %; «сказкотерапия» — 48 %; «песочная терапия» — 45 %; «танцевальная терапия» — 42 %; «психосоматика» — 32 %; «игра-драматизация — 16 %; «ассертивность» — 8 % опрошенных. В целом же, современные родители демонстрируют достаточно высокий уровень психолого-педагогической компетентности и общей осведомленности.
Показательны также утверждения опрошенных родителей касательно личностных качеств педагога-психолога. Так, 19 % родителей убеждены в том, что психолог может навредить ребенку, поэтому они стараются контролировать весь процесс общения ребенка с ним, 81 % считают иначе. 23 % опрошенных думают, что психолог может мгновенно решить любую проблему ребенка, в противном случае его нельзя читать эффективным специалистом, 77 % родителей этой точки зрения не придерживаются; 40 % родителей уверены в том, что психолог обязан решить любую проблему, 60 % в этом не уверены; 66 % опрошенных считают, что психолог не может отказаться работать с каким-либо ребенком, 34 % думают иначе. 5 % опрошенных родителей считают, что психолог нужен только больным детям, 95 % утверждают обратное. Также, 24 % опрошенных уверены в том, что психолог, у которого нет своих детей, не может считаться эффективным специалистом, 76 % придерживаются обратной точки зрения. 26 % родителей убеждены в том, что только психолог с многолетним стажем работы может считаться эффективным специалистом, 74 % данное мнение не разделяют. Кроме того, 48 % опрошенных читают, что разговор «по душам» с близким человеком может заменить консультацию у психолога, 52 % родителей уверены в обратном. Для наглядности данные исследования представлены в таблице (табл. № 1).
Таблица 1
Утверждения родителей о работе педагога-психолога |
Да |
Нет |
|
1. |
Есть ли у вас опыт обращения к психологу? |
40 % |
60 % |
2. |
Я считаю, что психолог непременно должен быть в каждом детском учреждении |
97 % |
3 % |
3. |
Я считаю, что психолог детям не нужен |
5 % |
95 % |
4. |
Мой ребенок еще слишком мал, чтобы мы обращались к психологу |
13 % |
87 % |
5. |
У детей не бывает психологических проблем |
5 % |
95 % |
6. |
Я считаю, что в основе детских психологических проблем лежат «перекосы» в семейном воспитании |
74 % |
26 % |
7. |
Причинами психологических проблем детей часто бывают сложности во взаимоотношениях с педагогическим коллективом детского учреждения |
66 % |
34 % |
8. |
Общение с другими детьми может нанести вред психологическому состоянию ребенка |
26 % |
74 % |
9. |
Я читаю много книг по детской психологии и педагогики |
37 % |
63 % |
10. |
Думаю, что в государственных учреждениях (ДОУ, центры и т. д.) нет эффективных детских психологов |
18 % |
82 % |
11. |
Психолог может навредить ребенку, поэтому я стараюсь контролировать весь процесс общения моего ребенка с ним |
19 % |
81 % |
12. |
Честно говоря, даже не представляю, что же входит в работу психолога |
10 % |
90 % |
13. |
Психолог может очень быстро решить любую проблему ребенка, в противном случае его нельзя считать эффективным специалистом |
23 % |
77 % |
14. |
Психолог, у которого нет своих детей, не может считаться эффективным специалистом |
24 % |
76 % |
15. |
Только психолог с многолетним стажем работы может считаться эффективным специалистом |
26 % |
74 % |
16. |
Мы обратимся к психологу только в крайнем случае |
39 % |
61 % |
17. |
Психолог нужен только больным детям |
5 % |
95 % |
18. |
Разговор с близким человеком может заменить консультацию у психолога |
48 % |
52 % |
19. |
Думаю, что психолог нужен тогда, когда сами родители с ребенком уже не справляются |
48 % |
52 % |
20. |
В моем представлении психолог по роду деятельности близко связан с врачом, психиатром, педагогом, воспитателем |
84 % |
16 % |
21. |
В нашей семье вообще не принято обращаться за помощью к психологу |
40 % |
60 % |
22. |
Психолог обязан решить любую проблему |
21 % |
79 % |
23. |
Психолог не может отказаться работать с каким-либо ребенком |
66 % |
34 % |
В ходе дополнительных бесед с родителями выяснилось, что основными причинами недовольства специалистами являются неопытность и недостаточная практическая подготовка выпушенных из высших учебных заведений, молодых специалистов. Важную роль играет также человеческий фактор, и, в частности, личностные особенности и профессиональные качества конкретного специалиста. Человек, работающий с детьми должен обладать достаточно развитым уровнем рефлексии, эмпатии, быть готовым безоценочно принять как ребенка, так и его родителей, быть способным к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, открытым к его самовыражениям и самым разнообразным самопроявлениям. Более поверхностный пласт профессиональных умений психолога — это организаторские и аналитические способности, инициативность, активность и готовность оказать помощь в организации различных мероприятий. Именно по этим, более заметным, характеристикам и оценивается администрацией и коллегами эффективность деятельности педагога-психолога.
Помимо уже отмеченной тенденции к повышению родительской компетентности был выявлен ряд установок (так называемых «мифов»), прочно занявших место в мировоззрении современных родителей. Рассмотримнаиболее распространенные и устойчивые «мифы»о психологах, которые закрепились в сознании и мировоззрении родителей.
Миф № 1: психолог, так или иначе, имеет дело с «ненормальными» детьми. Нормальному и здоровому ребенку психолог не нужен. Это самая распространенная родительская установка, базирующаяся на представлении, что между психологом и психиатром нет никакой разницы и психолог работает только с психическими отклонениями и патологией.
Миф № 2: работа с психологом потребует много вложений, больших затрат времени и денег. При этом положительный результат может быть и не достигнут, т. е. усилия «не окупятся».
Миф № 3: психолог может организовать реальный, положительный и стойкий результат уже на первой встрече, способен дать такой совет, который в одночасье решит проблему. В противном случае не стоит водить к нему ребенка.
Миф № 4: детскийпсихолог работает только с детьми. Участие родителей ограничивается сопровождением ребенка до дверей его кабинета.
Миф № 5: психолог — всезнающий учитель (гуру), у которого есть ответы на все вопросы. И стоит только родителю предъявить проблему, как у психолога уже должен быть готовый четкий ответ (желательно совет) на поставленный вопрос.
Миф № 6: задача психолога — как можно быстрее разобраться в проблеме семьи, а для этого он должен обладать большим жизненным опытом и иметь своих детей.
Миф № 7: каждый человек может быть психологом. Не обязательно идти к специалисту, когда можно обратиться за советом к более опытной соседке или мудрой подруге.
Миф № 8: психология позволяет одному человеку видеть другого насквозь, а это не всегда приятно. Этот миф зачастую поддерживают те родители, в семьях которых присутствуют какие-то «семейные тайны», секреты или факты, о которых семья предпочитает умолчать.
Миф № 9: психологи — безотказные люди, готовые помогать всем, в любое время, при любых обстоятельствах, а особенно детям.
Миф № 10: если семье не удается разобраться в своих внутренних проблемах, то никто не сможет в этом помочь. Не стоит «выносить сор из избы».
Миф № 11: у самого психолога серьезные психологические проблемы, потому как нормальный человек не будет заниматься психологией.
Миф № 12: психологи — кто-то сродни экстрасенсам и иногда ассоциируются с магами и колдунами. Этого мифа часто придерживаются консервативные, верующие семьи.
Миф № 13: психология — это нечто абстрактное, непонятное, искусственно созданное и занимающееся тем, что очевидно. Зачем идти к специалисту, если существуют бабушкины советы, «народные средства» и давно известно, как вести себя в трудных ситуациях с детьми. К примеру, поставить провинившегося ребенка «в угол», намазать пальцы горчицей и прочие народные методы.
Выводы.
Обобщенные выводы исследования позволяют сделать ряд выводов. Большую часть опрошенной родительской общественности составляют родители, которые не имеют опыта обращения к психологу — 60 %, на момент исследования их ничего не беспокоит в развитии их детей; 74 % родителей считают, что в основе детских психологических проблем лежат «перекосы» в семейном воспитании; 66 % считают причинами психологических проблем детей сложности во взаимоотношениях с педагогическим коллективом детского учреждения. Подавляющее большинство родителей (71 %) уверены, что детям нужен специалист-психолог.
Самые популярные запросы родителей на оказание ребенку психологической помощи и поддержки следующие:«гиперактивность» ребенка или агрессия и драки (63 %); замкнутость ребенка и трудности в общении со сверстниками (42 %); застенчивость или тревожность ребенка (39 %); плохое поведение ребенка (31 %); проблемы в развитии ребенка (29 %); конфликты в семье (24 %). Из результата анализа причин, по которым следует обратиться к психологу видно, что родители обладают некоторым объемом информации о психологических проблемах, об особенностях развития, но они оказываются недостаточными и часто поверхностными.
Практически равные две части, от общего числа проблем, составляют, проблемы эмоциональные и поведенческие. Причем основную часть здесь составляют возбудимость, непослушание, агрессия. Зачастую родители не обращаются за помощью к психологу потому что не видят проблем в развитии своего ребенка.
Анализ мнений родительской общественности о личностных и профессиональных качествах педагога-психолога позволил составить условный портрет специалиста в государственном образовательном учреждении: в большинстве случаев педагог-психолог работает с нормативно развивающимися детьми, имеющими индивидуальные потребности и особенности. Специалист должен работать со всеми детьми учреждения и не может отказаться работать с каким-либо ребенком. Наличие собственных детей и большого профессионального стажа современными родителями в большинстве случаев не рассматриваются как гарант качества профессиональной деятельности педагога-психолога, данные критерии важны 1/4 от общего количества опрошенных родителей.
Похожие статьи
Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей
В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены резуль...
Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов
В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС
В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья
Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психолога...
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ
Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)
В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...
Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки
В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Похожие статьи
Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей
В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены резуль...
Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов
В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС
В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического со-провождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательн...
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья
Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психолога...
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ
Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)
В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...
Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки
В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...