Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения
Автор: Карпенко Оксана Николаевна
Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2014
Статья просмотрена: 500 раз
Библиографическое описание:
Карпенко, О. Н. Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения / О. Н. Карпенко. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/153/6867/ (дата обращения: 24.11.2024).
В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалистов в области клинической психологии на предмет стремления к статусному росту, карьерных ориентиров, ожиданий и отношений к профессиональным ситуациям.
Ключевые слова: клинический психолог, этические принципы, стремление к статусному росту, здравоохранение.
Анализ современной литературы показывает, что проблема этических составляющих профессиональной деятельности к работе специалиста в должности Медицинский психолог имеет самое непосредственное отношение. Исследовалась система ценностей как таковая без применения к особенностям и условиям работы конкретных специалистов в данной сфере, делая акцент на изучение индивидуально-личностных особенностей. Нами же рассмотрены этический компонент, как составляющая профессии медицинского психолога, его карьерные ожидания, ориентиры и экономические мотивы при условии работы в системе здравоохранения. Это позволило сделать нам вывод об актуальности исследования.
Изучая этический компонент работы психолога, остановимся подробнее на этических проблемах и принципах, с которыми сталкиваются клинические психологи в научно-исследовательской и практической деятельности.
Основные проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований, при публикации им научных текстов, при взаимодействии с коллегами и «авторитетами» психологической науки: чрезмерное экспериментирование; вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей; страх перед исследованием наиболее острых социально–психологических проблем, что может не понравиться руководству; проблема недобросовестности исследования, а также некорректное соавторство и плагиат; семейственность в научных кругах; чрезмерная необоснованная солидарность под чей–то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом для достижения далеких от науки целей, откровенное притеснение коллег по работе.
Выделим специфические проблемы и «соблазны» в практической деятельности клинического психолога: проблема власти над сознанием клиента, самокрасования психолога на работе, следование модным методикам, которые не всегда соответствуют конкретной профессиональной ситуации, проблема оплаты работы медицинского психолога; проблема близких отношений психолога с клиентом; «соблазн» работать, забывая о своих личных интересах и здоровье до полного эмоционального истощения либо субъективное осознание ненужности своей профессиональной деятельности на данной должности; работа без необходимой теоретической и методической подготовленности, в том случае, когда нет ни квалификации, ни опыта.
Существуют два основных уровня этических принципов:
I. Очевидные принципы, например, запрет повышения голоса на клиента, причинение увечий. Существуют случаи, когда и такие правила нарушаются.
II. Традиционно выделяемые этические принципы, такие как: «Не навреди!», «Не оценивай!» или «безоценочное суждение», безусловное позитивное принятие, а также принцип конфиденциальности, профессиональной компетентности и профессионального общения с коллегами по работе, принцип сохранности некоторой дистанции с клиентом/пациентом, принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах.
Также существуют принципы, непосредственно связанные с определенным видом работ в профессиональной деятельности. К ним относят этические принципы психодиагностического обследования: осознание испытуемым цели обследования и способов его использования; право на отказ от психологического обследования.
Наиболее общим ориентиром для судебных и медицинских психологов может на сегодняшний день служить Кодекс профессиональной деятельности психиатра, «Свод этических принципов и правил проведения судебно-психиатрической экспертизы», чьи основные положения совпадают с этическими нормами и для профессионального психолога.
Очевиден тот факт, что базисные принципы этики судебного эксперта-психолога совпадают с общими нормами практической психологии и биомедицины –ответственностью, непричинением вреда, гуманизмом, благодеянием и справедливостью для всех.
Касаемо практики психолога-эксперта, к сожалению, есть много разного рода препятствий, затрудняющих его работу. Далеко не все они находят отражение в специальной литературе.
Независимость эксперта-психолога является одним из острых вопросов судопроизводства и достижения истины и справедливости, к которому оно стремится, находясь в основе принципов объективности и беспристрастности. При этом, выделяется несколько компонентов независимости:
- независимость от судебно-следственных органов;
- независимость от других участников уголовного, гражданского процесса;
- независимость от других экспертов-психологов в отделении, занимающимся экспертной практикой;
- независимость от себя (отсутствие субъективизма в проведении экспертизы и написания экспертного акта).
Нельзя также забывать про позицию по отношению к подэкспертному лицу. Соблюдая принцип конфиденциальности, эксперт-психолог предупреждает о ее границах, так как сообщение сведений, касающихся преступного деяния и его состояния на тот момент (в рамках уголовного судопроизводства) будет также зафиксировано в экспертном акте.
Рассмотрев этические ориентиры и принципы работы психолога, рассмотрим карьерные ориентации, такие как: стремление к статусному росту, комформность, нетерпимость к неопределенности в ситуациях работы, нетерпимость к проблемным ситуациям в профессии и избегании неудач.
Нами были опрошены 380 респондентов, мужчин и женщин (специалистов в области клинической психологии) пяти возрастных групп. Процентное соотношение респондентов по возрастным группам изучаемых специалистов: в группе до 25 лет — 12, 11 % респондентов; в группе от 26 до 30 лет — 20,53 % респондентов; в группе от 31 года до 40 лет -36,05 % респондентов; от 41 года до 50 лет — 22,63 % респондентов; от 51 года и старше — 8,68 % респондентов.
Обращаясь к нетерпимости к неопределенности, как индивидуальной составляющей социального функционирования специалиста, выявлено ее отсутствие у 10,79 % респондентов (специалистов женского пола всех возрастных групп), ее максимум у 0,26 % респондентов (специалистов мужского пола возрастной группы до 25 лет). При этом, данный показатель, в основном, имеет средне-низкие значения. В группах до 40 лет проявляется в низких показателях либо полностью отсутствует у более половины респондентов.
Повышенное стремление к конформности отсутствует у 2,89 % респондентов (мужчин и женщин от 26 до 50 лет), в среднем, имеет низкие значения, а максимально выражено в средних показателях у 0,26 % респондентов (женщин от 26 до 30 лет). Практически половина из опрошенных женщин имеет низкие либо нулевые показатели повышенной конформности (41,79 %), в то время как у мужчин низкие показатели встречаются намного реже (24,58 %). Более того, наблюдается все меньше у специалистов с увеличением возраста.
Минимальный показатель ориентации на избегание неудач выражен у 1,84 % респондентов (специалистов мужского пола во всех группах, кроме лиц от 26 до 30 лет), а максимальный — выражен у 1,05 % респондентов (специалистов женского пола в возрастных группах до 25 лет; 31–40лет; 41–50 лет); однако выражен, в большинстве своем, в средних показателях. Более того, чем выше показатель избегания неудач, тем выше комформность. У женщин более развит показатель избегания неудач (33,83 %), чем у мужчин, которые имеют, в основном низкие оценки данного компонента (у 99,44 % исследуемых мужчин). Высокие показатели стремления к избеганию неудач чаще встречаются у специалистов до 25 лет (23,91 %), а также у специалистов от 51 года и старше (18,18 %), у специалистов остальных возрастных групп — процентное соотношение высоких показателей отличается незначительно.
Изучая стремление к статусному росту, наименьшие показатели обнаружены у 2,37 % респондентов (специалистов женского пола в группах от 26 до 40 лет); хотя, в основном, имеют средне-высокие значения; максимальные показатели обнаружены у 1,05 % респондентов (специалистов мужского пола в группах от 31 до 50 лет). Чем более развито стремление к статусному росту, тем выше показатели комформности. Высокие показатели стремления к статусному росту наблюдается чаще у мужчин (67,59 % исследуемых мужчин), чем у женщин (0,5 %). Высокие показатели данного фактора наблюдаются в большинстве случаев в возрасте от 41 года до 50 лет (39,53 %), а также в возрасте от 31года до 40 лет (35,04 %), после 51 года высокие показатели стремления к статусному росту встречаются реже (30,30 %), также необходимо отметить, что в возрасте до 25 лет и от 26 до 30 лет встречаются еще реже –у 26,09 % и 23,08 % соответственно. Данное обстоятельство выражает следующее — молодые специалисты, а также специалисты предпенсионного возраста более старательны, осторожны в работе, стараясь постоянно самоутверждаться, чем лица других возрастных категорий, где в силу приобретенного опыта, работа и взаимоотношения с коллегами проходят более ровно.
Рассматривая фрустрационную нетолерантность (нетерпимость к проблемным ситуациям), минимальный ее показатель выражен у 1,32 % респондентов (женщин в возрастных группах до 50 лет), что означает компетентный подход проблемам и сложным профессиональным ситуациям, который является одной из черт профессионализма конкретного специалиста, а максимальный показатель выражен у 2,11 % респондентов (мужчин в возрастных группах до 50 лет), что означает трудности в решении проблем и сложных профессиональных ситуаций, нетерпимость затруднений. У респондентов мужчин выявлено отсутствие низких ее показателей в силу преобладания высоких (82,12 %), в тоже время у женщин отсутствие высоких показателей сочетается с наличием низких (46,27 %) и средних (53,73 %). Высокие показатели проявления фрустрационной нетолерантности более всего проявляются у специалистов возрастной группы от 51 года и старше (45,45 %). Более того, выявлено, что фрустрационная нетолерантность начинает проявляться все чаще с увеличением возрастного периода, уменьшаясь лишь в возрастной группе от 26 до 30 лет (33,33 %).
Таким образом, клинические психологи, добиваясь самоутверждения на профессиональном поприще, испытывают трудности и «соблазны», однако имея субъективную систему ценностей, стремятся к статусному росту, увеличению оплаты труда и признанию со стороны коллег.
Литература:
1. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие/ Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2011. — 606 с.
2. Судебно-психологическая экспертиза // «Википедия» [Электр. ресурс] Судебно-психологическая_экспертиза — 30 июня 2009. — Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (ред. от 06.12.2011). — Режим доступа: http://www.expgarant.ru/116-fz-o-gosudarstvennoj-sudebno-yekspertnoj-deyatelnosti-v-rf-73-fz-ot-31052001g.html
Ключевые слова
здравоохранение, здравоохранение., клинический психолог, этические принципы, стремление к статусному ростуПохожие статьи
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста
Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...
Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации
Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...
Этические проблемы поведения адвоката в уголовном судопроизводстве
В данной научной статье рассматриваются этические проблемы поведения адвоката в контексте уголовного судопроизводства. Исследование охватывает различные аспекты, включая принципы независимости, конфиденциальности и уважения суда. Через призму данных ...
Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков
В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...
Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.
Поведение старшеклассников и подростковые проблемы
Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...
Гендерные особенности профессионального развития руководителей
В данной статье рассматривается специфика гендерного подхода в менеджменте как методологическая основа в изучении гендерных особенностей профессионального развития руководителей. Дается представление о работах ученых, изучающих специфику карьерных пр...
Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации
В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...
Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса
Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...
Похожие статьи
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста
Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...
Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации
Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...
Этические проблемы поведения адвоката в уголовном судопроизводстве
В данной научной статье рассматриваются этические проблемы поведения адвоката в контексте уголовного судопроизводства. Исследование охватывает различные аспекты, включая принципы независимости, конфиденциальности и уважения суда. Через призму данных ...
Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков
В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...
Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.
Поведение старшеклассников и подростковые проблемы
Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...
Гендерные особенности профессионального развития руководителей
В данной статье рассматривается специфика гендерного подхода в менеджменте как методологическая основа в изучении гендерных особенностей профессионального развития руководителей. Дается представление о работах ученых, изучающих специфику карьерных пр...
Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации
В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...
Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса
Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...