Цели и ценности медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 14.06.2022

Статья просмотрена: 914 раз

Библиографическое описание:

Губаренко, А. А. Цели и ценности медицинских работников / А. А. Губаренко, В. Н. Колесников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93013/ (дата обращения: 19.10.2024).



The object of the study was the goals and values of medical workers, the subject of the study was the goals and values of medical workers and their value attitude to patients in institutions of various forms of ownership. The purpose of the study was to determine the specifics of the goals and values of medical personnel of different forms of ownership. The hypothesis of the study is put forward that the goals and values of the medical staff of public and private medical institutions are different. According to the indicators obtained during the study, it was concluded that the motivation for growth prevails among employees of private clinics. Unlike the staff of private clinics, in public hospitals the main source of motivation is social recognition. The main sources of motivation of the nursing staff of public and private clinics are different.

Keywords: goals, values, medical workers, public hospitals, private clinics, motivation for growth, motivation for social recognition

В последние годы проблема изучения ценностно-целевых ориентаций личности и их влияния на деятельность человека приобретает все большую значимость, что не случайно, поскольку проблема ценностей всегда выступает приоритетной в переходные периоды общественного развития. Именно так можно охарактеризовать современное общество с его нестабильностью, противоречивостью социально-экономических и социокультурных процессов, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Наиболее отчетливо проблема ценностей проявляется в области помогающих профессий, к которым относится медицина.

Медицина как сфера профессиональной деятельности субъекта претерпевает сегодня ряд трансформаций, которые, с одной стороны, продуцируются возрастающей динамикой отношения к своему здоровью, требований к качеству медицинских услуг и условиям их оказания со стороны реальных или потенциальных пациентов. С другой стороны, в условиях возросших угроз для человечества, возникающих вследствие развития современных биомедицинских технологий, устойчивой тенденции к расширению платных медицинских услуг происходит трансформация духовно-нравственных ориентиров, морально-этических норм и принципов в области охраны здоровья. Коммерциализация профессиональной медицинской сферы поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Сегодня возникает новая модель взаимоотношений медицинского работника и пациента, когда первый рассматривает последнего как источник дохода, разрушая основные принципы медицинской этики и социальной справедливости [1]. Деформация моральных оснований медицинской профессии, по мнению профессора И. В. Силуяновой, грозит утратой или отказом от моральных основ врачевания и неизбежно ведет к распаду медицины на теоретическом и практическом уровнях [2].

Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении стал безусловным разочарованием для людей, каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.

Вытеснение высших духовных ценностей врачебной профессии утилитарными ценностными ориентациями, по мнению ряда исследователей, в частности О. В. Канищевой, неизбежно и оправдано, поскольку медицина как социальный институт претерпевает те же изменения, что и другие институты общества. Однако, актуальнейшая проблема, которая закономерно вызывает дискурс в научных кругах, связана с определением меры деформации ценностного поля, превышение которой элиминирует профессиональную специфику медицинской деятельности [3]. Нарастание рассогласования между декларируемыми и формируемыми в современном обществе ценностями медицинских работников, безусловно, заставляет говорить об острой актуальности проблемы, поскольку речь идет о здоровье человека.

Проблема ценностей привлекала внимание отечественных исследователей различных направлений знаний: философии (К. А. Абульханова-Славская, М. С. Каган и др.), социологии (И. С. Кон, В. А. Ядов и др.), психологии (В. Г. Алексеева, А. Г. Асмолов, Н. А. Журавлева, Д. В. Каширский и др.). Большое внимание ценностям уделено в работах зарубежных ученых (М. Вебер, А. Маслоу, В. Франкл, G. W. Allport, S. Schwartz, R. M. Williams и др.).

Деятельность, а также психологические характеристики медицинских работников и в прошлом, и в настоящее время привлекали внимание многих исследователей.Проблемы медицинских работников исследуются в работах таких авторов, как В. Г. Ерохин, A. M. Изуткин, И. А. Кассирский, Ю. П. Лисицин, А. В. Сахно, Н. Н. Седова, Г. И. Царегородцев, Б. А. Ясько и др. Концептуальные основы биоэтики в контексте переосмысления этико-гуманистических факторов в профессиональной деятельности медиков рассматривали зарубежные ученые, как: В. Поттер (V. Potter), Е. Пеллегрино (E. Pellegrino), Дж. Чилдресс (J. Childress), Д. Каллахан (D. Callahan), А. Хеллегерс (А. Hellegers), Дж. Флетчер (G. Fletcher) и др.

Среди работ по врачебной этике, деонтологии, которая способствует формированию врача как личности, обладающей необходимыми культурно-нравственными характеристиками, особенно следует отметить труды Н. М. Амосова, Е. А. Вагнера, В. Н. Ермакова, Л. П. Лещинского, Н. И. Пирогова. Вопросы взаимоотношений врача с пациентом, личностные и профессиональные качества медицинских работников рассматриваются в работах А. В. Гущина, О. Н. Потаповой, М. В. Реймер, С. А. Щелкова) и в ряде психологических исследований (М. А. Асимова, Ф. Баумгартен, В. М. Бехтерева, Е. В. Коневой, Л. А. Минеевой, Г. Н. Уваровой, Б. А. Ясько и др.). Все эти исследования построены на представлениях о том, какие требования к индивиду предъявляет профессия медицинского работника.

Проблемы медицинского образования, формирования личности врача на протяжении многих лет изучали в контексте исследования вопросов гуманизации медицинского образования (А. Алексеенко, Г. Глаголь, В. Звягина, Н. Зинченко), воспитание гуманности у медиков посвящены работы А. Андрейчук, Я. Цехмистер. Проблемы современного Этического кодекса врача рассматривают такие исследователи, как С. Вековшинина, В. Кулиниченко, О. Семенник и др.

Таким образом, имеется достаточно развитая методологическая база для исследования проблемы ценностей в медицине и, в то же время, нет работ, которые были бы специально посвящены этой теме. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что медицинские работники являются субъектами среды лечебного учреждения, и что их ценности, естественно, могут формироваться во взаимодействиях с этой средой. В этом контексте особый интерес вызывает исследование ценностных ориентаций работников медицинских учреждений разных форм собственности.

Объектом исследования выступили цели и ценности медицинских работников, предметом исследования — цели и ценности медицинских работников и их ценностное отношение к пациентам в учреждениях различных форм собственности. Целью исследования являлось определение специфики целей и ценностей медицинского персонала разных форм собственностей. Выдвинута гипотеза исследования о том, что цели и ценности медицинского персонала государственных и частных медицинских учреждений различны.

Выполнены следующие задачи:

  1. Проведён теоретический анализ исследований ценностно-целевых ориентаций личности и их трансформаций под влиянием разных воздействующих факторов, выявлена специфика ценностных отношений в медицине.
  2. Выполнено эмпирическое исследование целей и ценностей медицинских работников.
  3. Произведён сравнительный анализ целей и ценностей медицинских работников учреждений разных форм собственности.

В исследовании использовался комплекс методов, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи: теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизация; эмпирические: опрос, анкетирование, тестирование; статистические: методы математической обработки первичных данных. Исследование проводилось на базе медицинского персонала частной клиники «Нева» (ООО «Азбука здоровья») и ГБУЗ РК «БСМП». В исследовании приняли участие в совокупности 64 человека.

Согласно показателям, полученным в ходе исследования, сделан вывод о том, что основные источники мотивации среднего медицинского персонала государственных и частных клиник различны. Для среднего персонала государственных больниц основные источники мотивации связаны с благоприятным социально-психологическим климатом, поддержкой со стороны коллег, ценностной сферой. у работников частных клиник преобладает мотивация роста, таким образом, у среднего медицинского персонала государственных больниц основным источником мотивации является социальное признание.У медицинских работников частных учреждений наиболее ярко выражены ценности достижения, фактор заработной платы, гедонизм, возможность совершенствования. Актуальной мотивацией работников частных учреждений фирм является мотивация роста.

Средний персонал вне зависимости от формы собственности выше оценивает возможность получения материальных вознаграждений, в то время как государственные медицинские работники — возможность установления близких, дружеских контактов. В частной клинике все показатели мотивации лежат в области средних показателей.

Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили прийти к следующим выводам:

  1. В результате проведенного исследования были изучены особенности мотивационной сферы медицинского персонала государственных учреждений и частных клиник.

Обнаружены статистически значимые различия в источниках мотивации врачей и среднего медицинского персонала частных центров. В результате анализа данных было установлено, что уровень процессуальной мотивации врачей значимо выше, чем у среднего медицинского персонала.

  1. Обнаружены статистически значимые различия в источниках мотивации врачей и среднего медицинского персонала государственных клиник. В результате анализа данных было установлено, что для врачей в большей степени характерна ориентация на внешние вознаграждения (инструментальная мотивация), чем для среднего медицинского персонала, для которого основным источником мотивации выступает внутренняя концепция Я.
  2. Выявлено, что работники государственных медицинских учреждений имеют значимо более высокий уровень внешней концепции Я, а работники частных больниц — внутренней концепции Я.
  3. У медицинских работников частных учреждений наиболее ярко выражены ценности достижения, фактор заработной платы, гедонизм, возможность совершенствования. Актуальной мотивацией работников частных учреждений фирм является мотивация роста.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении специфики ценностных отношений в медицине, показаны особенности функционирования этического компонента в системе медицинской деятельности в целом, и взаимоотношениях в системе врач-пациент, получены результаты сравнительного анализа целей и ценностей медицинских работников учреждений разных форм собственности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы в учебных курсах биоэтики, социологии и психологии

Литература:

  1. Аймалетдинов Т. А., Моженкова Е. М. Угрозы принципам социальной справедливости в российской системе здравоохранения // Мониторинг. 2019. № 7 (130).
  2. Силуянова И. В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // «Экономика здравоохранения». -2000.- № 1(42).
  3. Канищева О. В. Изменение ценностного контура медицинской деятельности в современном мире.// Гуманитарное образование и медицина. Сборник научных трудов. Том.60. Вып.1. Волгоград, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, проблема ценностей, форма собственности, ценность, мотивация роста, основной источник мотивации, работник, теоретический анализ, внутренняя концепция, врачебная профессия.


Ключевые слова

ценности, цели, медицинские работники, частные клиники, государственные больницы, мотивация роста, мотивация общественного признания

Похожие статьи

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Проявления виктимности у медицинских работников

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического анализа проблемы проявлений виктимности у медицинских работников. Предметом эмпирического исследования стали склонность к виктимному поведению, жертвенная позиция, виктимная идентичность...

Теоретическое исследование взаимосвязи удовлетворенности и вовлеченности сотрудников с социально-экономическими показателями деятельности производственного предприятия

В статье автор рассматривает различные подходы в современной психологии к определению терминов «удовлетворенность трудом» и «вовлеченность персонала», а также исследует их взаимосвязь с показателями эффективности деятельности предприятия.

Связь субъективного экономического благополучия с самоотношением у лиц среднего возраста

Работа посвящена изучению связи основных компонентов субъективного экономического благополучия и самоотношения личности. На основе анализа отечественной научной литературы и зарубежных исследований рассматриваются определения, их смысловое наполнение...

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников

В статье анализируются результаты эмпирического исследования содержательных особенностей ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников. На основании проведенного анализа эмпирических данных, автором делается вывод о том, что у большинства старш...

Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения

В статье рассматривается и описывается роль социальных, экономических и личностных факторов, которые оказывают влияние на организационное поведение персонала медицинского учреждения. Рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед менеджментом медиц...

Система сбалансированных показателей как концепция и инструмент развития современной образовательной организации

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием современной образовательной организации, основанной на использовании системы сбалансированных показателей. В контексте рассматрива...

Особенности субъективного благополучия обладателей татуировок

В статье представлены результаты эмпирического изучения субъективного благополучия. Выборку исследования составили 236 человек в возрасте от 16 до 43 лет. Контент-анализ представлений о благополучии обладателей татуировок продемонстрировал доминирующ...

Похожие статьи

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Проявления виктимности у медицинских работников

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического анализа проблемы проявлений виктимности у медицинских работников. Предметом эмпирического исследования стали склонность к виктимному поведению, жертвенная позиция, виктимная идентичность...

Теоретическое исследование взаимосвязи удовлетворенности и вовлеченности сотрудников с социально-экономическими показателями деятельности производственного предприятия

В статье автор рассматривает различные подходы в современной психологии к определению терминов «удовлетворенность трудом» и «вовлеченность персонала», а также исследует их взаимосвязь с показателями эффективности деятельности предприятия.

Связь субъективного экономического благополучия с самоотношением у лиц среднего возраста

Работа посвящена изучению связи основных компонентов субъективного экономического благополучия и самоотношения личности. На основе анализа отечественной научной литературы и зарубежных исследований рассматриваются определения, их смысловое наполнение...

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Содержательные особенности ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников

В статье анализируются результаты эмпирического исследования содержательных особенностей ведущих мотивов выбора профессии у старшеклассников. На основании проведенного анализа эмпирических данных, автором делается вывод о том, что у большинства старш...

Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения

В статье рассматривается и описывается роль социальных, экономических и личностных факторов, которые оказывают влияние на организационное поведение персонала медицинского учреждения. Рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед менеджментом медиц...

Система сбалансированных показателей как концепция и инструмент развития современной образовательной организации

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием современной образовательной организации, основанной на использовании системы сбалансированных показателей. В контексте рассматрива...

Особенности субъективного благополучия обладателей татуировок

В статье представлены результаты эмпирического изучения субъективного благополучия. Выборку исследования составили 236 человек в возрасте от 16 до 43 лет. Контент-анализ представлений о благополучии обладателей татуировок продемонстрировал доминирующ...

Задать вопрос