В статье рассматриваются здоровьесберегающие функции в профессиональной деятельности педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Проведенный анализ позволит обозначить рамки проведения и организации профессиональной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий в образовательной организации на всех её уровнях.
Ключевые слова: здоровьесбережение, педагог-психолог, здоровьесберегающая функция, профессиональный стандарт, трудовая функция, трудовая деятельность.
Современная система образования диктует определенные требования к молодому специалисту, выпускнику вуза, который должен уметь работать в новых экономических условиях, понимать, что только высокий профессионализм, инициатива и творчество помогут ему найти своё место и самореализоваться в избранной профессии.
В сфере образования здоровьесберегающая функция педагога-психолога является одной из основополагающих. Данная функция предусматривает планомерную и целенаправленную работу в образовательной организации, с использованием здоровьесберегающих технологий. Данная работа предусматривает формирование стремления ведения здорового образа жизни, актуализацию личной позиции в направлении бережного отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, также педагог-психолог способствует развитию духовно-нравственных ценностей, поддержке психологического и психического состояния учащихся и педагогов.
Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования предусматривает выстраивание комплекса компетенций, профессиональных задач, сфер психолого-педагогической деятельности. Большую часть информации о подготовке педагога-психолога можно найти и проанализировать в профессиональном стандарте. Одним из предусматриваемых стандартов является: 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Профессиональный стандарт трактуется как многофункциональный нормативный документ, включающий описание областей профессиональной деятельности, в данном случае педагога-психолога, его профессиональные функции, условия и содержания трудовой деятельности.
Указанный профессиональный стандарт включает содержательную часть обобщенных трудовых функций специалиста. Профессиональный стандарт включает несколько пунктов, в которых упоминается потенциальная здоровьесберегающая деятельность бакалавров психолого-педагогического образования. Далее рассмотрим ряд трудовых функций педагога-психолога затрагивающих здоровьесберегающую деятельность согласна профессиональному стандарту.
Обобщённая трудовая функция пункт 3.1 содержит общую информацию о психолого-педагогическом сопровождении (далее ППС) в образовательных организациях на разных уровнях. Для детального рассмотрения следует обратиться к некоторым подпунктам обобщенной трудовой функции.
Трудовая функция 3.1.2 содержит основную информацию о проведении психологической экспертизы наличия безопасной и комфортной среды в процессе воспитания и образования [5].
Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога направлена не только на самих участников образовательного процесса, но и на окружающую их образовательную среду. Пребывая в некомфортной обстановке, с постоянной угрозой состояния физического и психологического благополучия ухудшаются не только учебные показатели, но и увеличивается вероятность возникновения серьезных последний для здоровья. Проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации предполагает постоянное отслеживание изменений в образовательной среде, что гарантирует поддержание благоприятного эмоционального фона и минимизацию вероятности возникновения негативно окрашенных факторов. Важно, чтобы данная работа проводилась в системе, так участники образовательного процесса не буду подвергаться неожиданного возникшим рискам.
Трудовая функция 3.1.7 включает материалы, касающиеся психологической профилактики участников образовательного процесса. Психологическая профилактика в образовательной организации, проводимая педагогом-психологом, направлена на:
- Обнаружение обстоятельств, негативно влияющих на личность.
- Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.
- Донесение информации до участников образовательных отношений о том, что необходимо следовать определённым постулатам здоровьесбережения, вовремя реагировать и сообщать о возникновении негативных обстоятельств и оценивать результаты проведения мероприятий здоровьесберегающей направленности [5].
Данная функция напрямую связана со здоровьесбережением и здоровьесберегающей деятельность педагога-психолога. Прежде чем возникают ситуации напрямую влияющие на состояние здоровья личности, педагог-психолог в силах минимизировать риски, создать максимально комфортную среду деятельности и взаимодействия, предупредить развитие психических нарушений и возникновение психологических травм, а также потенциальных физиологических проблем.
Обобщённая трудовая функция пункт 3.2 рассматривает основные положения возможной психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, а также учащимся находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе проходящим участником в уголовно-процессуальных делах. В данной профессиональной функции педагога-психолога имеется более практический характер, оказывается непосредственная помощь в определённых обстоятельствах.
Трудовая функция 3.2.1 подразумевает инклюзивную работы в области психологического информирования специалистов, осуществляющих свою деятельность с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Когнитивная направленность работы педагога-психолога организует сохранение и укрепление психологического и как следствие физического здоровья, посредством включения других профессионалов в работу и обогащение их знаний и подобной работе.
Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса в системе образовательного процесса крайне необходима. В современных реалиях учащиеся, педагоги и родители сталкиваются со множеством негативно влияющих факторов. Поэтому педагог-психолог должен создавать такую педагогическую ситуацию, в которой будут возможны качественные изменения состояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что поспособствует их психическому и эмоциональному благополучию.
Трудовая функция 3.2.2 основывается на организации психологической профилактики нарушений лиц с ОВЗ [5]. Если углубиться в суть профессиональной деятельности, по данной трудовой функции, то предполагается разработка рекомендаций по формированию и внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, обязательно с учетом особенностей состояния, развития, а также потребностей лиц с ОВЗ.
Педагог-психолог способен разрабатывать программы, рекомендации и предложения касающиеся формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса. Осуществляя профилактическую работу, педагог-психолог должен осознавать важность применения безопасных технологий.
Таким образом, в профессиональном стандарте 01.002 — Педагог-психолог (психолог в сфере образования) предусмотрены ряд здоровьесберегающих функций, обеспечивающих возможность использования здоровьесберегающих технологий в области образования и воспитания. Педагог-психолог способен организовывать мероприятия здоровьесберегающей направленности, поддерживать безопасную образовательную среду, сопровождать обучающихся в рамках психолого-педагогической помощи.
Литература:
- Купцова С. А., Педагогическое просвещение как способ воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, защиты и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса // Концепт. 2020. № 10: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-prosveschenie-kak-sposob-vospitaniya-kultury-bezopasnoy-zhiznedeyatelnosti-zaschity-i-ukrepleniya-zdorovya-subektov
- Манаенкова М. П., Калякин Е. В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Гаудеамус. 2021. № 1 (47).: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-professionalnogo-stanovleniya-pedagoga-psihologa
- Петрова Л. В. Факторы и условия здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения // The Scientific Heritage. 2019. № 38–2 (38): [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-zdoroviesberegayuschego-prostranstva-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- Шлюбуль Е. Ю., Проблемы в определении понятия «здоровьесбережение» в контексте педагогической деятельности // Образовательные технологии 2020. № 1: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-v-opredelenii-ponyatiya-zdoroviesberezhenie-v-kontekste-pedagogicheskoy-deyatelnosti
- Профессиональный стандарт: педагог-психолог (психолог в сфере образования) 01.002: [сайт]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.002.pdf