Ташкентский городской медицинский колледж имени П. Ф. Баровского (Узбекистан)
Кадры — единственный вид ресурсов, который со временем не только не теряет исходной стоимости, а приобретает более высокую ценность за счет накопления профессиональных навыков и знаний. В статье рассматриваются основные особенности трудовой деятельности среднего медицинского персонала. А так же раскрываются результаты исследования, определяющие качество трудовой жизни среднего медицинского персонала, проведенного в медицинском учреждении республиканского типа г. Ташкента.
Ключевые слова:средний медперсонал, качество труда, организация.
The footage is the only type of resource, which not only preserves the original value, and gains a higher value due to the accumulation of skills and knowledge. The article examines the main features of the labour activity of the nursing staff. And also disclosed the results of the research, determine the quality of working life for nurses spent in a medical institution Republican type, in Tashkent.
Key words: middle medical personnel, the quality of work, organization.
Введение. Актуальность изучения качества жизни, работников здравоохранения обусловлена тем, что здравоохранение — важнейший фактор формирования здоровья населения, а работники здравоохранения — одна из социальных групп населения, испытывающих на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но призванная в известной мере амортизировать эти проблемы в ходе массовых контактов с пациентами. [5]
Работники здравоохранения находятся как в кругу собственных жизненных проблем, так и проблем своих пациентов, испытывая, при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Кроме того, работа в учреждениях здравоохранения предъявляет значительные требования к здоровью работающего, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способности противостоять основным вредным профессиональным факторам: биологическим, психоэмоциональным и эргономическим. [2]
Решение проблем кадровых ресурсов для улучшения деятельности здравоохранения требует наличия адекватной информации и мониторинга данных о качестве жизни работников учреждений.
Деятельность медицинских работников имеет ряд специфических особенностей. Постоянная ответственность за здоровье и жизнь других людей, ежедневный контакт с разнообразными человеческими характерами, необходимость срочного принятия решений, самодисциплина, напряжение физических и духовных сил, обилие стрессовых ситуаций — все это свойственно работе врачей и специалистов со средним медицинским образованием. Поэтому вполне закономерно проявление особого внимания к данному вопросу. [3]
Наряду с другими категориями медицинских работников, медицинские сестры, являются активными участниками лечебного процесса. Осуществляя сестринский процесс, они обеспечивают уход и постоянное наблюдение за пациентами, контактируя с ними в гораздо большей степени, чем другие представители медицинских профессий. Именно к медицинской сестре, в первую очередь, обращается больной за сочувствием и пониманием. [1]
Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним, при этом сам процесс значительно отличается от такового со здоровым человеком. [2]
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи. [3]
Специфика трудовой деятельности, содержание и условия труда сестринского персонала связаны с воздействием на их организм целого ряда неблагоприятных профессиональных факторов: лекарственные препараты, микроклиматические условия, продолжительные рабочие и ночные смены, работа по совместительству, высокое нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, чрезмерное напряжение анализаторных систем, недостаточная освещенность рабочих мест, вредные химические вещества, биологические агенты и др. [6]
Сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и им отводится важная роль в решении задач медико-социальной помощи, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению медицинских услуг, проведении профилактических мероприятий, осуществление которых возможно только при высоком уровне жизни, здоровья и профессиональной подготовленности. Поэтому актуальным является решение вопросов сохранения и улучшения качества жизни и здоровья сестринского персонала, выявление факторов риска и степени их влияния на качество жизни и здоровья. [4]
Материалы и методы исследования. Впроцессе исследования использовались статистические, математические и аналитические методы исследования. Материалами и методами исследования при проведении аналитического обзора литературыпослужили публикации в журналах «Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи», «Сестринское дело», «Главная сестра», «Хамшира» и др., нормативные документы, а также информация, размещенная на официальных сайтах учреждений здравоохранения, образования и других Интернет-ресурсов. При решении поставленных задач основным методом исследования явился метод анкетирования, а материалом исследования послужили результаты этого анкетирования среди медицинских сестер, а так же врачей и пациентов Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП), для которых было составлено и проведено анкетирование, состоящее из семнадцати вопросов для патронажных медсестер и двадцати вопросов для главных и старших медсестер. Анкетирование проводилось на базе Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи города Ташкента.
Объектом исследования являются трудовая деятельность среднего медицинского персонала РНЦЭМП. Мнение медсестер, врачей, а также пациентов РНЦЭМП об эффективности методов применяемых для повышения качества трудовой деятельности медсестер.
Предмет исследования — организационно-методические основы качества трудовой деятельности медсестер РНЦЭМП.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило изучить основные методы, применяемые в РНЦЭМ по повышению качества трудовой жизни среднего медперсонала и выявить основные проблемы по реализации кадровой политики в данном учреждении.
Для получения объективной оценки качества трудовой жизни среднего медперсонала РНЦЭМ было изучено и проанализировано мнение не только медицинских сестер, но и врачей и пациентов, т. е. всех участников участвующих в процессе оказания медицинских услуг. При этом выявлено: что для совершенствования и повышения качества труда медсестер необходимо, снизить объем бумажной работы (94 %); поощрять м/с за положительный результат работы (52 %); снижение нагрузки (10 %), чтобы была возможность больше уделять внимание больным (19 %); наладить систему эффективного контроля (18 %). Все медицинские сестра РНЦЭМП ежеквартально получают премию из Фонда материального стимулирования организованного в РНЦЭМП. Однако медицинские сестра отметили, что необходимо поощрять за положительный результат работы. Это вызывает необходимость пересмотреть систему выплат ежеквартальных премий для всех медсестер, выплачивать только тех, у кого отмечались положительные отзывы от пациентов в работе, и другие положительные результаты, касающиеся качества сестринского ухода, манипуляций и др. Что значительно повысит мотивацию медицинских сестер.
Выводы. Врезультате проведенного исследования на определение уровня качества трудовой жизни сестринского персонала лечебно-профилактических учреждений мы подтвердили, что качество трудовой жизни на современном этапе является важнейшим стимулом роста эффективности труда. Оно определяется состоянием трудового коллектива, эффективной системой оплаты труда, правильно организованным рабочим местом, отношением руководства организации к сотрудникам, возможностью служебной карьеры и объективной аттестацией кадров, обеспечением социальных гарантий и дополнительных благ сотрудникам.
Самым основным фактором, отрицательно влияющим на качество работы медсестер РНЦЭМП, был назван большой объем бумажной работы (84 %), из-за которого медсестрам часто приходится уделять недостаточное количество времени пациентам. Следующим фактором была названа нехватка среднего медицинского персонала в РНЦЭМП, вследствие чего индивидуальна нагрузка медсестер возрастает и это отметили 74 % опрошенных. Также были отмечены такие факторы как неудовлетворенность системой морального и материального стимулирования (32 %), частый (10 %) однако неэффективный контроль (19 %).
Литература:
1. Мамедова Г. Б., «Совершенствование ключевых компетенций менеджера в области организационной культуры» Восточно-Европейский журнал общественного здоровья, — 2008 год, № 2 (2), стр. 67–70
2. Мамедова Г. Б., «Развитие организационной культуры в учреждениях здравоохранения», Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и гигиены в Узбекистане» 2008г., стр. 171–172
3. Махаматова З. Х., Шукуров Б. И., «Внедрение сестринского процесса в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи», материал 11-й Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях в экстренной медицине», Джизак, 26 октября 2013г. — с. 224–226
4. Махаматова З. Х., Камилова Д. Н., «Повышение качества трудовой жизни среднего медицинского персонала», материал 11-й Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях в экстренной медицине», Джизак, 26 октября 2013г. — с. 223–224
5. Сайдазимова Л. Т., «Лидерские качества руководящих медицинских сестер» Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана № 2, 2012г. Стр.10–11
6. Таджибаева Г. А., «Менеджмент как особый тип управления», Материалы научно практической конференции «Гигиенические проблемы охраны здоровья населения на современном этапе и пути их решения» Ташкент, 2010г., стр. 161