Российская Императорская армия: униформа, вооружение, снаряжение периода Русско-Японской войны
Автор: Марыжихин Вениамин Евгеньевич
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 08.04.2015
Статья просмотрена: 4229 раз
Библиографическое описание:
Марыжихин, В. Е. Российская Императорская армия: униформа, вооружение, снаряжение периода Русско-Японской войны / В. Е. Марыжихин. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7775/ (дата обращения: 16.12.2024).
К началу Русско-японской войны численность российских вооружённых сил непосредственно на Дальнем Востоке (за Байкалом) составляла не более 150 тыс. человек, причем, в основном, они были сосредоточены на охране КВЖД.
Рассматривая эти обстоятельства, известный теоретик военно-морского дела контр-адмирал С. О. Макаров призвал «сосредоточить основные усилия на наращивании сил сухопутной армии на Дальнем Востоке…» [4, 5].
Сухопутные войска Российской Императорской армии делились на регулярные и иррегулярные.
Модификация военного костюма регулярных войск происходила соответственно изменениям вооружения и тактическим принципам ведения боя, поэтому «в 1882г. в русской армии была осуществлена реформа военного обмундирования» [2, 274]. В качестве ее специфических компонентов можно выделить следующее: в пехотных частях были введены темно-зеленые, почти черные, солдатские мундиры без цветных лацканов; единые головные уборы — фуражки (у солдат без козырьков) и круглые барашковые зимние шапки с суконным дном.
Солдатский ранец заменили лядункой, которую носили через правое плечо; через левое — свернутую в скатку шинель. Колышки от походной палатки и другие предметы вставлялись внутрь скатки.
В летний период вместо мундира носили гимнастерку из белого полотна, имевшую суконные погоны разных цветов.
Униформа офицеров по покрою не отличалась от солдатской, но качество ткани было выше и цвет не темно-зеленый, а иссиня-зеленый. Тогда этот цвет называли «царский», сейчас — «цвет морской волны». Кроме этого, повседневная форма военной одежды офицеров включала погоны серебристого цвета. В 1885г. на парадном мундире их заменили эполетами, которые с этого времени стали принадлежностью только парадной формы.
В кавалерии утвердили мундиры пехотного образца, но с разнообразной (по полкам) расцветкой воротника, погон и фуражек. Только гвардейской кавалерии оставили пышно украшенное парадное обмундирование.
Военный костюм регулярных воинских частей Дальневосточного региона в ХIХ-ХХ вв., «кардинально не отличался от общевойсковой формы одежды русской армии. Впрочем, такой подход к формированию военного костюма был характерен для всех европейских армий, дислоцированных в Восточной Азии в тот период» [3, 21].
Однако, с началом военных действий с Японией, солдаты вынуждены были перекрашивать слишком заметную гимнастерку из белого полотна, иногда просто измазывая её грязью. Перекрашивались и белые офицерские кители, и фуражки. Сначала это делалось самовольно, явочным порядком, т. к. войска---армия--- стали моментально нести огромные потери от ружейного огня японцев. Вскоре главнокомандующий русскими войсками на Дальнем Востоке генерал А. Н. Куропаткин издал приказ о замене цвета военного обмундирования на цвет хаки.
Итак, можно отметить, что непосредственное участие в боевых действиях регулярных войск способствовало ускорению введения в русской армии полевого обмундирования защитного цвета.
Для иррегулярных войск характерным являлся иной способ формирования военной одежды. Так, на структуру военного костюма казачества значимое влияние оказывали особенности его быта, национальные традиции и существующий принцип самостоятельного снабжения обмундированием, в соответствии со спецификой военной службы. Кроме этого, разнообразная и свободная одежда казаков вполне отвечала сложившейся тактики ведения боя. В начале XX в. казаки переняли тактические принципы ведения боя, используемые регулярной армией. Это привело к изменению принципа формирования казачьего военного костюма, который стал создаваться как симбиоз традиционной казачьей и регламентированной военной одежды. И если первые образцы форменного обмундирования представляли собой только несколько видоизмененный казачий костюм, то к концу Русско-японской войны он был полностью адаптирован к регламентированной униформе российской армии и составлял чрезвычайно самобытный и функциональный военный костюм.
Это способствовало не только успешному выполнению боевых задач, но и позволяло достаточно хорошо адаптироваться в крайне сложных политических, национальных и климатических условиях на окраинах российского государства.
В начале XXв. Российской Императорской армией использовались следующие группы оружия: холодное и стрелковое.
Холодное оружие продолжало считаться одним из основных видов вооружения, его эволюции уделялось большое значение. «Основными видами холодного оружия пехоты были штыки, ножи, кинжалы, шашки и сабли» [1, 768]. В казачьих же войсках в качестве холодного оружия использовались и пики, которые имели первые шеренги полков.
Стрелковое оружие включало в себя три вида: личное, индивидуальное и групповое.
Личное стрелковое оружие — это револьверы и первые образцы автоматических пистолетов. Для вооружения офицеров использовался, в основном, револьвер «Наган», принятый на вооружение в 1895г. В русской армии были приняты две основных модели Нагана — офицерский и солдатский. На солдатском револьвере устанавливался более простой и дешевый ударно-спусковой механизм одиночного действия (для производства выстрела необходимо было предварительно взвести курок, а для следующего — повторить вышеописанные операции). На офицерской модели применялся более сложный ударно-спусковой механизм двойного действия. Естественно, что оружие с таким механизмом обладало значительными тактическими преимуществами, что в конечном итоге и привело в 1911 г. к отказу от производства солдатской модели.
В 1903г. на вооружение поступил автоматический пистолет «Браунинг», весьма популярный во многих странах мира снискав уважение своими выдающимися качествами; имел плавные внешние очертания, что делало его удобным для карманного ношения. Предохранителей было два — флажковый и автоматический, срабатывающий при охвате рукоятки пистолета ладонью. Магазин на 7 патронов съемный, коробчатого типа, расположен в рукоятке; и хотя патрон использовался достаточно мощный, запирание не жесткое, а по схеме свободного затвора.
Индивидуальное стрелковое оружие, в основном — магазинная пятизарядная 3-линейная (7,62-мм) винтовка образца 1891г. системы Мосина, использовалась для вооружения пехоты и кавалерии.
Групповое стрелковое оружие было представлено станковым пулеметом, который рассматривался в качестве специального артиллерийского средства. Хотя русская армия имела их в незначительном количестве, всё же во время войны 1904–1905гг. пулемет показал себя как эффективное оружие.
Так, в одном из сражений под Мукденом, русская батарея, оснащённая шестнадцатью пулемётами «Максим», смогла противостоять нескольким атакам японцев.
Пулемёты «Максим» устанавливались на тяжёлый лафет с большими колёсами и большим бронещитом, но к концу войны, с целью повышения маневренности, их снимали с тяжёлых лафетов и ставили на самодельные, более лёгкие и удобные в перевозке станки.
С началом боевых действий, вследствие нехватки легких возимых пулеметов, было принято решение о закупки пулеметов Мадсена, — первого в истории серийного ручного пулемета. Следует также отметить, что данный пулемет в России получил обозначение как «ружье-пулемет».
15 сентября 1904г. был заключен первый контракт с датским Синдикатом на поставку 200 ружей-пулеметов; в феврале 1905г. — еще на 50 ружей-пулеметов. Предназначалось оружие для специально сформированных конно-пулеметных сметных команд, которые были образованы приказом по Главному штабу в ноябре 1904г. Команда состояла из 27 человек, 40 лошадей, имела 6 ружей-пулеметов и 3 двуколки. Прорабатывался вопрос о выдаче этого оружия и в пехоту.
В регулярные воинские части Российской Императорской армии входила и артиллерия. Она делилась на осадную и крепостную, представлявшие собой осадные артиллерийские парки и артиллерийский гарнизон крепостей. Кроме этого, выделялась и пешая полевая легкая артиллерия, предназначенная для поддержки пехоты непосредственно на поле боя. С этой целью в 1902г. в Санкт-Петербурге, на Путиловском заводе, группой конструкторов (Л. А. Бишляк, К. М. Соколовский и К. И. Липницкий) была разработана 76,2-мм дивизионная пушка, которая давала 10 выстрелов в минуту при дальности огня до 8 км. Получив известность как «трёхдюймовка», она положительно зарекомендовала себя в войсках и стала основой русской полевой артиллерии.
Опыт войны с Японией 1904–1905гг. показал, что кроме пушек легкой полевой артиллерии, необходимы дальнобойные и подвижные гаубицы; а для артиллерийской поддержки пехоты имеющихся 76-мм пушек было, явно, недостаточно и требовались более мощные артиллерийские орудия для разрушения укреплений противника во фронтовой полосе.
Таким образом, Русско-японская война выявила значительные недостатки в техническом оснащении армии, ее организации, комплектации, боевой подготовки; не хватало пулеметов, снаряжение оказалось несовершенным.
Изменения же способов ведения боя показало несоответствие униформы Российской Императорской армии требованиям современной войны, что повлекло изменение системы формирования военного костюма, его конструктивного и цветового решений.
Литература:
1. Жук, А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия / А. Б. Жук.– М.: АСТ МОСКВА, 2006. — 796 с.
2. Канник, П. Униформа армий мира 1880–1970гг / П. Канник. — СПб.: Полигон, 2002. — 384с.
3. Мшанецкий, С. И. Эволюция военного костюма стран Восточной Азии в контексте их исторического развития: автореферат / С. И. Мшанецкий.– Владивосток: ДГА, 2000. — 43с.
4. Сахаров, А. Н. Размышления о Русско-японской войне 1904–1905гг // Вопросы истории. — 2007. — № 4.