Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Синяк, А. А. Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой Отечественной войны / А. А. Синяк, Э. В. Исмаилов, Е. В. Анфалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45387/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность проблемы формирования ВА (воздушных армий) военно-воздушных сил Красной Армии в период ВОв (Великой Отечественной войны), а также модернизации организационной структуры ВВС в настоящее время обусловлена реформированием ВВС. В ходе преобразования ВВС главной задачей является поиск целесообразной структуры объединений ВВС, а также выявление статуса объединений ВВС, с помощью которых применения боевых возможностей ВВС будет наиболее полным. На рисунке 1 представлена общая структура ВВС РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии).

Рабоче-крестьянская Красная Армия подразделялась на:

− войсковая;

− армейская;

− фронтовая авиация.

Данное подразделение произошло в марте 1932 года на основании их стратегического и оперативно-тактического назначения.

В дальнейшем к данной группировке прибавилась отдельно выделенная авиация Главного Командования (АГК), которая иначе наименовывалась как дальняя бомбардировочная авиация (ДБА). Главной задачей АГК было самостоятельное выполнение воздушных операций по проведению бомбовых атак в самом тылу врага. Данная авиация состояла из авиационных корпусов и отдельных дивизий.

В марте 1942 года Авиация Главного командования сменила свое название на авиацию дальнего действия (АДД), а в дальнейшем, в декабре 1944 года и до окончания войны данная авиация была переименована на 18-ю воздушную армию.

Состав войсковой авиации представлял отдельные эскадрильи, в стрелковом, механизированном и кавалерийском корпусах имелось по одной такой эскадрилье. Вооружение эскадрильи представляло собой легкие самолеты для разведки, связи и корректировки артиллерийского огня.

Состав армейской авиации представлял собой отдельные смешанные авиадивизии (авиационные соединения). Авиадивизии входили непосредственно в состав общевойсковой армии в виде одного авиасоединения на армию.

В состав военного округа входила фронтовая авиация. Фронтовая авиация представляла собой совокупность частей и соединений различного рода авиаций, действия такой авиации производились на основании планов округа (фронта). Существование авиации продлилось до ноября 1942 года.

Учебные заведения военно-воздушных сил, военно-морского флота, гражданский воздушный флот, аэроклубы Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству, а также Народный Комиссариат Внутренних дел РСФСР и пограничные войска тоже располагали самолетами.

Военная авиация в зависимости от летно-тактических данных, задач и вооружения подразделялась на следующие категории:

− истребительная авиация;

− штурмовая авиация;

− бомбардировочная авиация;

− разведывательная авиация.

В самом начале войны бомбардировочная авиация состояла из ближней или по-другому фронтовой и дальней бомбардировочной авиации [5].

Так как в октябре 1941 года появились ночные легкобомбардировочные полки бомбардировочной авиации пришлось дополнительно разделиться на дневную и ночную бомбардировочную авиацию.

Звено. Первичным подразделением ВВС РККА является звено. Изначально звено состояло из трех самолетов для любого рода военной авиации, далее, осенью 1942 года звено истребительной авиации стало состоять из четырех самолетов (двух пар), а в конце 1943 года к такому звену перешла и штурмовая авиация.

Авиационный отряд. Основным тактическим подразделением отечественной авиации до 1922 года являлся авиаотряд. В зависимости от рода авиации количество самолетов было различным. С 16.09.1924 года: истребительная авиация — три звена (9 самолетов); разведывательная легкобомбардировочная — два звена (6 самолетов); отряд тяжелых бомбардировщиков — одно звено (3 самолета). С мая 1925 произошло введение авиаотрядов по 6, 8 и 12 самолетов в штат стрелковых корпусов, основным назначением которых было проведение ближней разведки и обслуживание артиллерии. При переходе на полковую организацию авиаотряды остались в военно-транспортной авиации и авиации военно-морского флота.

Эскадрилья. С 16 сентября 1924 года в состав эскадрильи входили два или три отряда. В состав истребительной эскадрильи входили три отряда по три звена. В распоряжении истребительной эскадрильи было 46 самолетов, 12 их которых были запасными. В состав как легкобомбардировочной, так и разведывательной эскадрилий входило три отряда по два звена, всего в распоряжении находился 31 самолет, 12 из которых были запасными. Состав тяжелобомбардировочной эскадрильи насчитывал два отряда по три самолета, т. е. 6 самолетов в распоряжении.

В 1938 году структура эскадрилий претерпела изменения. Состав бомбардировочной эскадрильи стал включать четыре звена по 3 самолета, 12 самолетов в сумме, как и штурмовая эскадрилья, с отличием лишь в том одно из звеньев было резервным. В состав истребительной эскадрильи входило пять звеньев, по 3 самолета. Так как во время войны наши войска несли огромные потери, состав и структура авиации вновь претерпела изменения.

На основании приказа командующего ВВС от 10 августа 1941 года состав бомбардировочной, истребительной и штурмовой авиации насчитывал по три звена и самолет командира, т. е. 10 боевых самолетов в совокупности. По прошествии 10 дней был издан новый приказ для получающих самолеты новых типов (таких как «Пе-2», «ИЛ-2» и т. п.). При этом состав эскадрильи включал три звена (9 боевых самолетов).

Авиационный полк. Первоначально на территории СССР авиаполк был сформирован в 1938 году. Авиационный полк имел статус воинской части. Состав ближнебомбардировочного полка насчитывал пять эскадрилий и два самолета, т. е. 62 самолета в распоряжении. Состав дальнебомбардировочного полка был представлен 3–4 эскадрильями и двумя самолетами, т. е. 38–40 самолетов. Состав истребительного полка был представлен 4–5 эскадрильями и двумя самолетами, т. е. 63–77 самолетов. Состав штурмового полка был представлен пятью эскадрильями, имел в распоряжении 61 боевой самолет, пять тренировочных самолетов и один самолет связи.

Летом 1941 года (10–12 августа) организационная структура авиации вновь претерпела изменения в виде принятия новой организационной структуры штурмовых, истребительных и ближнебомбардировочных авиаполков. Данные изменения произошли в связи с проблемами в управлении слишком большим количеством самолетов в полках и дивизиях. Помимо этого, громоздкие части и соединения ухудшали мобильность самолетов на аэродромах, что помогало противнику уничтожать самолеты на земле.

В новой структуре ближнебомбардировочный полк был представлен тремя эскадрильями смешанного состава, в виде двух бомбардировочных и одной истребительной эскадрилий, а также двумя бомбардировщиками в управлении полка, что, в общем, составляло 32 самолета. Штурмовой авиационный полк теперь был представлен двумя эскадрильями Ил-2, одним звеном самолетов Су-2 плюс еще одной эскадрильей истребителей. То есть ближнебомбардировочный и штурмовой полк стали смешанными. Состав истребительного полка стал включать три эскадрильи и два самолета управления полка, что в общей сложности составляло 32 самолета.

Но данная структура вновь была пересмотрена 20 августа 1941 года, так как восполнение самолетного парка было трудновыполнимым, в т. ч. самолетами новых типов. Главным нововведением структуры был переход авиационных полков с самолетами новых типов, и немного позже остальных полков на однородный состав, включающих 2 эскадрильи и 2 самолета в управлении полка, что, в общем, составляло 20 самолетов.

Авиабригада. Авиационная бригада являлась основным тактическим подразделением военно-воздушных сил РККА в период с 1938 по 1940 годам.

В 1927 году впервые была сформирована авиационная бригада, состав которой был представлен 3–4 эскадрильями. Данные бригады подразделялись на штурмовые, истребительные, бомбардировочные. Так как в период с 1938 по 1940 годы произошел переход организации на полковую, авиабригады были отменены, оставшись при этом в составе военно-морского флота, а также учебных подразделениях. Авиабригады ВМФ включали в себя два авиационных полка.

Авиагруппа. Авиационной группой являлось временным образованием, которое осуществлялось под единоличным руководством. Начало создания таких групп датируется 21.07.1945 года под видом штатных резервных авиационных групп. Резервные авиационные группы (РАГ) подчинялись Ставкам Верховного Главнокомандования, их главной целью было разрешение определенных задач самостоятельно, а также помощь ВВС фронту. Авиагруппа состояла из 4–5 авиаполков (от 60 до 100 самолетов). В 1941 году (осенью) происходило создание не штатных (временных) резервных авиагрупп из заново сформированных авиационных полков и частей фронтовой авиации.

Авиадивизия. Авиационные дивизии впервые были сформированы в 1940 годы (во второй его половине). Для создания дивизии использовался опыт Европы во Второй Мировой войне, а также опыт Советско-финской войны. Таким образом, главным тактическим соединением Военно-воздушных сил РККА являлась дивизия. В основном авиационная дивизия была представлена 3–4 авиаполками, реже 5–6, в общей сложности насчитывала до 350 самолетов. Во время войны авиадивизии подразделялись на однородные и смешанные. В состав однородных входили бомбардировочные и истребительские полки. В состав смешанных — истребительно-штурмовые и истребительно-бомбардировочные полки, данный вид дивизий встречался до 1943 года. В июле 1941 года посчитали рациональным осуществить последовательный переход к организации двух-полкового состава, тем не менее авиационные дивизии из 3–4-5 авиаполков все же встречались.

Авиакорпус. Образование авиакорпусов произошло путем соединения 2–4 бригад. В 1933 году впервые был образован дальнебомбардировочный авиакорпус (ДБА), в составе которого в 1940 году находилось 2 авиационные дивизии. В начале ВОВ в каждом таком корпусе было образовано по одной истребительной авиационной дивизии дальнего сопровождения.

Армия. Авиационная армия особого назначения была впервые создана в январе 1936 года (АОН-1). Создана такая армия была на основании дислокации авиабригад тяжелых бомбардировщиков в европейской части СССР. АОН-2 была образована на Дальнем Востоке 15 марта 1937 года. АОН-3 была сформирована в Северокавказском военном округе немного позднее. Первоначально состав и структура Авиационных армий особого назначения были различны. Единая организация АОН была утверждена в апреле 1937 года и должна была состоять из одной легкобомбардировочной, одной истребительной и двух тяжелобомбардировочных авиационных бригад. Руководил АОН Главное Командование. По причине того, что армия особого назначения не смогла себя оправдать во время боевых действий ее пришлось ликвидировать 5 ноября 1940 года. Главным недостатком организационной структуры АОН являлось нерациональное использование боевых ресурсов и возможностей, а именно наличие в одном фронте воздушной, и авиационной армии. После была выбрана воздушная армия в качестве высшей формы оперативного объединения.

В рамках рационализации было принято решение формировать авиационные корпуса и отдельные авиационные дивизии (Резерва Верховного Главнокомандования). Такие корпуса и дивизии пришли на смену авиационным армиям, резервным и ударным авиационным группам.

Рис. 1. Оргструктура ВВС в 1940 году

Вторая мировая война, а именно ее внезапное начало явилось побудительной причиной, по которой СССР стал совершенствовать самолетный парк военно-воздушных сил.

В 1940–1941 гг. был начат серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3; бомбардировщика Пе-2, штурмовика Ил-2. [1, с. 8].

К июню 1941 года в советских ВВС, имелось 15 599 самолетов, но 80 процентов этих машин были устаревших марок, вроде истребителей И-15, И-15-бис и И-16, бомбардировщиков СБ, ТБ-3 и ДБ-3 и разведчиков Р-5.

Обстановка, сложившаяся в ВВС Красной Армии в самом начале войны, характеризовалась высшей степенью драматизма и напряженности. В то же время от эффективности действий авиации в значительной степени зависел успех сухопутных войск. Понимая это, военно-политическое руководство страны вынуждено было в экстренном порядке принимать меры, направленные на исправление создавшегося положения, — укреплять военно-воздушные силы, повышать их боеспособность, эффективность руководства и боевого применения ВВС, перестраивать авиационную промышленность, готовить летно-технические кадры в соответствии с требованиями военного времени.

Рис. 2. Типы самолетов во время ВОв

ВВС включала в себя 27 различных типов машин, а с учетом модификаций моторов и вооружения — до 70. Это затрудняло эксплуатацию авиатехники в частях, усложняло ее снабжение и ремонт. [2, с. 24]

Перестройка авиационной промышленности сопровождалась перемещением многих предприятий из прифронтовой зоны вглубь страны и вызывала необходимость развертывания нового крупного строительства. Так, уже 29 июня 1941 года было принято постановление об эвакуации на восток из районов, которым угрожала опасность оккупации войсками противника, 11 авиазаводов. Позже количество таких предприятий возросло до 118, что тяжело отразилось на производстве авиационной техники.

8 сентября ГКО ввел в действие мобилизационный план выпуска самолетов и авиамоторов на сентябрь-декабрь 1941 года. При этом особое внимание обращалось на производство боевых машин новых типов.

Благодаря всем мероприятиям, связанным с мобилизацией и перераспределением материальных и трудовых ресурсов, удалось в сравнительно короткий срок значительно увеличить мощь советских ВВС. Уже к середине 1942 года оборонная промышленность СССР стала выпускать больше самолетов, чем гитлеровская Германия, в дальнейшем это преимущество продолжало возрастать. Создание воздушных армий началось после неоднократных и обстоятельных докладов авиационных военачальников высшему руководству страны о необходимости централизованного управления ВВС Красной Армии, позволявшего меньшими силами авиации громить более мощного противника [2, 25]. Структура ВВС обусловлена не только возможностью страны в рамках изготовления авиатехники и тренировки пилотного состава, но и особенностями действий, в которых воздушная армия принимала участие.

В ходе воздушных операций командир ВВС со своим штабом составляли планы и прогнозы боевых действий, определяли основные задачи, а также проводили организацию сотрудничества воздушных армий. Определенные модификации произошли с организационной структурой авиасоединений. По причине того, что ВВС столкнулась с колоссальными потерями и затруднениями в том, чтобы их компенсировать, произошла смена авиадивизий на двух-полковой состав. Вместе с тем последующее увеличение дефицита самолетного парка подвергло расформированию авиационные дивизии фронтового и армейского подчинения. Позднее, лишь в мае 1942 года дивизионное звено подверглось восстановлению вместе с образованием воздушной армии. Восстановление дивизионного звена произошло путем создания однородных авиационных дивизий 3-полкового состава. Преимуществом данных дивизий была тактическая многозадачность и длительная сохранность боеспособности. В дальнейшем за счет роста выпуска самолетов произошло увеличение самолетного парка, увеличивая таким образом их боевых мощностей. Введение третьей эскадрильи осенью 1942 года в штат полков истребительной авиации, тем самым увеличив количество самолетов до 32. Летом 1943 г. количество самолетов в истребительных авиационных полках было увеличено до 40.

Рис. 3. Схема аэродивизии 1942 год

Серьезные организационные изменения произошли и в дальней бомбардировочной авиации (ДБА). В июне-июле 1941 года ДВА главного командования состояла из бомбардировочных авиационных корпусов и отдельных дивизий. В связи с большими потерями, которые, также, как и фронтовая, понесла дальнебомбардировочная авиация, корпуса ДВА ГК были расформированы. В марте 1942 года из оставшихся соединений (авиационных дивизий) была создана авиация дальнего действия (АДД), подчиненная непосредственно ставке ВГК. АДД предназначалась для действий по объектам оперативного и стратегического тыла противника. [3, с. 9]

Рис. 4. Ставка ВГК в марте 1942 года

С созданием воздушных армий удалось преодолеть распыленность фронтовой авиации в рамках фронта. В то же время в рамках стратегического направления, театра военных действий и всего советско-германского фронта распыление сил авиации сохранилось. Фронтов было достаточно много, и в каждом из них имелась своя воздушная армия. Каждый командующий фронтом использовал подчиненную ему воздушную армию по своему плану, независимо от обстановки на других направлениях. Совершенно очевидно, что в таких случаях маневренность и досягаемость авиации по дальности не могли быть реализованы в полной мере.

Литература:

  1. Корнуков А. М. Военно-Воздушные Силы Отечества: этапы былого пути [Текст] / А. М. Корнуков // Военно-исторический журнал. — 2001. – № 8. – С. 9.
  2. Зарецкий В. М. ВВС Красной Армии: накануне и в годы ВОВ [Текст]/ В. М. Зарецкий // Военно-исторический журнал. — 2001. – № 11. – С. 21–27.
  3. Михайлов В. С. На фронтах Великой Отечественной войны [Текст] / В. С. Михайлов // Военно-исторический журнал. — 2002. – № 8. – С. 9.
  4. Зарецкий В. М. В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне [Текст] / В. М. Зарецкий // Военно-исторический журнал. — 2003. – № 5. – С. 23.
  5. Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). – М.: Министерство обороны СССР, Военно-воздушные силы, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): самолет, состав, воздушная армия, звено, фронтовая авиация, главное командование, дивизия, истребительная авиация, истребительная эскадрилья, полок.


Похожие статьи

Взаимодействие специальных служб стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Эволюция структуры и организации военной авиации в межвоенный период

Развитие и становление наследственного права в России

Эволюция структуры и порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

История становления и развития арбитражного судопроизводства в России

Роль источников по униформологии и фалеристике в изучении истории Вооруженных сил СССР в 1945-1991 гг.

Состояние и пути развития швейной промышленности в России

Этапы становления и развития сельскохозяйственной кооперации в России

Становление и развитие системы статистической деятельности в дореволюционной России

Похожие статьи

Взаимодействие специальных служб стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Эволюция структуры и организации военной авиации в межвоенный период

Развитие и становление наследственного права в России

Эволюция структуры и порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

История становления и развития арбитражного судопроизводства в России

Роль источников по униформологии и фалеристике в изучении истории Вооруженных сил СССР в 1945-1991 гг.

Состояние и пути развития швейной промышленности в России

Этапы становления и развития сельскохозяйственной кооперации в России

Становление и развитие системы статистической деятельности в дореволюционной России

Задать вопрос