Становление и развитие технического обеспечения внутренних войск (дореволюционный период до 1917 года)
Авторы: Стрельцов Роман Вячеславович, Узлов Владимир Анатольевич, Вавилин Павел Павлович, Зайкин Никита Олегович
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)
Дата публикации: 08.12.2019
Статья просмотрена: 195 раз
Библиографическое описание:
Стрельцов, Р. В. Становление и развитие технического обеспечения внутренних войск (дореволюционный период до 1917 года) / Р. В. Стрельцов, В. А. Узлов, П. П. Вавилин, Н. О. Зайкин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15507/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дореволюционный период истории развития внутренних войск характеризуется двумя основными этапами:
1 этап — создание отдельного корпуса внутренней стражи (1811–1864 гг.);
2 этап — преобразование отдельного корпуса внутренней стражи в местные войска (1864–1917 гг.).
Коренные преобразования в деле обеспечения внутреннего порядка и конвойной службы в России произошли в царствование императора Александра I. В начале 1811 года несколькими указами императора Александра I местные гарнизонные роты и уездные команды, подчиненные гражданскому начальству, и выполнявшие обязанности по охране внутреннего порядка, были переданы из гражданского ведения в военное подчинение. Переданные «из гражданского в военное начальство» гарнизонные батальоны стали именоваться «губернскими батальонами» и были вскоре объединены в единую структуру — внутреннюю стражу России.
На их базе в губернских городах европейской России были сформированы внутренние гарнизонные батальоны, сведенные в бригады внутренней стражи, которые, в свою очередь, объединены в округа внутренней стражи. Возглавил внутреннюю стражу генерал-адъютант Е. Ф. Комаровский. Было утверждено «Положение для внутренней стражи», в котором были утверждены инструкции должностным лицам внутренней стражи. В частности, в инструкции батальонному командиру губернского батальона было указано «наблюдать, чтобы опрятность амуниции и чистота оружия занимала солдата в остающееся время от служебных обязанностей и воинских учений».
Техническое обеспечение внутренних войск, конечно не в том виде, которое имеется в настоящее время, осуществлялось с самого начала возникновения войск по охране общественного порядка. Задачи технического обеспечения корпуса и местных войск выполнялись в системе тылового обеспечения, но вместо термина «тыловое обеспечение» в эти периоды употреблялся термин «хозяйственное довольствие».
1812 году Российская империя усиленно готовилась к отражению вторжения наполеоновской армии. На вооружении Внутренней стражи, так как она не была предназначена для ведения боевых действий против внешнего врага, кроме стрелкового и холодного оружия не было ни орудий, ни кавалерии. Из стрелкового оружия на вооружении находились ружья разных калибров (от 12,7 до 21,91 мм). Одним из них было пехотное ружье образца 1808 года с трехгранным штыком и гладким стволом калибра 17,78 мм и длиной 114 см.
Оно имело ударно-кремневый замок и деревянное ложе. Масса ружья (без штыка) — 4,47 кг, длина — 145,8 см (со штыком 183 см). Максимальная дальность стрельбы — 300 шагов, средняя скорострельность — один выстрел в минуту. На вооружении офицеров были шпаги и 17,78-мм пистолеты с гладким стволом длиной 26–26,5 см. Дальнобойность пистолетов не превышала 30 шагов. Шпага — холодное колюще-рубящее или колющее оружие, состоящее из длинного (около 1 метра и более), прямого одно-двухлезвийного или гранёного клинка и рукояти (эфеса) с дужкой и гардой различной форм. В августе 1830 г. шпаги у офицеров заменены полусаблями (разновидность сабли, отличающаяся несколько укороченным и выпрямленным клинком (в пределах 450–550 мм)), одной формы с утвержденными для гренадерских и прочих полков армейской пехоты. Солдаты вооружались пехотным ружьем и драгунской шашкой (длинно клинковое рубяще-колющее холодное оружие с клинком длиной менее 1 метра).
Боеприпасы для ружья солдат хранил в патронной суме, носимой на лосиной перевязи шириной 6,7 см через левое плечо. Черная кожаная сума вмещала 60 бумажных патронов, каждый из них имел внутри свинцовую пулю массой 23,8 г (для ружья образца 1808 г.) и пороховой заряд (9,9 г).
С 1816 года внутренняя стража стала именоваться Отдельным корпусом внутренней стражи (ОКВС). Его структура и задачи с течением времени дополнялись, изменялись.
К началу Крымской войны (1854 г.) местные войска, раскиданные на огромной территории, имели на вооружении кремневые ружья. В семи гарнизонных батальонах (Нижегородском, Казанском, Симбирском, Вятском, Пермском, Самарском и Саратовском) имелось по два трехфунтовых единорога калибром 75 мм, весом 106 кг.
В зарядном ящике к единорогу имелось 90 снарядов. Уже в ходе войны шла переделка кремневого оружия на ударное. В 1855 г. только в 26 батальонах внутренней стражи кремневые ружья заменены ударными (свои ружья батальоны передали ополчению).
Нарезное оружие (винтовки образца 1856 г.) начали изготовлять с 1857 г. Перевооружение армии да всего Отдельного корпуса внутренней стражи требовало значительных средств и времени.
В августе 1864 года штаб Отдельного корпуса и округа внутренней стражи были упразднены, а бригады и батальоны реорганизованы в соответствующие части местных войск. В составе местных войск были также сформированы конвойные команды, осуществлявшие конвоирование арестантов и ссыльных, а также частично несущие внешнюю наружную охрану тюрем. Местные войска входили в состав соответствующего военного округа. У командующего округом был помощник по управлению местными войсками.
В 1886 году из конвойных команд была создана конвойная стража, по-прежнему входившая в состав местных войск, а в оперативном подчинении находившаяся у Главного тюремного управления. К этому времени на вооружении конвойных команд состояли 4,2-линейные (10,67-мм) винтовки типа «Бердан» (разг. бердáнка).
С помощью прицела винтовки можно было производить стрельбу на расстоянии до 2250 шагов, дальность прямого выстрела составляла 350 шагов, скорострельность — до 15 выстрелов в минуту. В 1900 году они были сняты с вооружения. Конвойные команды были перевооружены на 3-линейные магазинные винтовки системы Мосина общеармейского образца.
В 1906 г. для борьбы с революционным движением был создан Отдельный корпус внутренней стражи. В мирное время он подчинялся Министерству внутренних дел, а военное время часть подразделений корпуса поступали в распоряжение военного командования. Комплектование частей корпуса проводилось на общих с частями Военного ведомства основаниях. Вооружение этого корпуса в целом было армейским, но артиллерии для вооружения ОКВС не хватало. На вооружении состояли бронеавтомобили «Шаррон-Накашидзе» — всего их было 11 машин.
Кроме того, на вооружении бригад и батальонов Отдельного корпуса внутренней стражи имелось 177 орудий 47-мм калибра, 81 пулемет Максим, 43 пулемета Дрейзе и 131 ружье-пулемет «Мадсена», переданных из крепостных складов. Пулеметы имелись на вооружении и отдельных батальонов.
47- мм (18,5-линейная) легкая скорострельная пушка весила в боевом положении составлял 440 кг, вес снаряда составлял 1,5 кг (граната), начальная скорость снаряда 701 м/с (граната), дальность стрельбы 4575 м, скорострельность 12–16 выстр./ мин.
7,62-мм станковый пулемет «Максим» образца 1910 года весил со станком 244 кг/54 кг (на треноге). Емкость ленты составляла 250 патронов. Боевая скорострельность 250–300 выстр./мин. Прицельная дальность 2200 м.
7,92-мм пулемет с водяным охлаждением «Дрейзе» имел длину «тела» пу-лемета — 1204 мм, емкость ленты была 100 или 250 патронов, боевая скоро-стрельность — 250 выстр./мин., прицельная дальность — 2000 м.
7,62-мм «Ружье-пулемет образца 1902 года» (системы «Мадсен») имел в длину 1120 мм. Емкость магазина 20–33 патрона. Боевая скорострельность 80–200 выстр./мин Прицельная дальность 1700 м.
Бронеавтомобиль «Шаррон-Накашидзе» был вооружен 7,62-мм пулеметом «Максим». Боевой вес 2,95 т, экипаж 4 чел., длина 4,8 м, ширина 1,7 м, высота 2,4 м, мощность мотора 37 л.с., скорость хода 50 км/ч. Он имел броню 4–5 мм.
Бригада ОКВС — состояла из 2–3-х батальонов, жандармского эскадрона, артиллерийской батареи, команды саперов, нестроевой роты. В трех бригадах было автопулеметное отделение (2 бронеавтомобиля и 3 грузовика). Батальон ОКВС состоял из 2–5-ти рот, взвода 47-мм легких орудий (2 орудия), конно-полицейский эскадрон (в отдельных батальонах, батальоны в составе бригад — конно-полицейский взвод), может быть жандармский эскадрон. Рота включала 3 взвода и насчитывала 3–4 офицера и 107 нижних чинов. В отдельных ротах имелся дополнительный конно-полицейский взвод. На вооружении состояли драгунские «Мосинки», офицеры имели пистолеты FN Browning M.1900.
На вооружении автопулеметного отделения состояли грузовые автомобили «Руссо-Балт» М-24/40 (с моторами мощностью 35 и 40 л.с., и грузоподъемностью 2 т, скорость автомобиля была 20–30 км/ч) или «Руссо-Балт» Т-40/65 (с мотором мощностью 65 л.с. и грузоподъемностью 4–6 т).
В 1910 г. нижним чинам Нижегородской конвойной команды вместо шашек драгунского образца, которые были неудобны в поездках, стали выдавать бебуты — кривые кинжалы с обоюдоострым клинком в деревянных обтянутых кожей ножнах.
Однако эксперимент не удался, поэтому в 1914 г. для конвойных команд были заказаны 1470 шашек укороченного образца.
После Октябрьской революции 1917 г. конвойная стража продолжала нести службу, но она была реорганизована.
Началась новая историческая эпоха, в которой сформировались и получили дальнейшее развитие внутренние войска
Литература:
- Иванов В. С. Техническое обеспечение во внутренних войсках в период 1917–2007 гг. Аналитический отчет. — Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2008. — 80 с.
- Иванов В. С., Стрельцов Р. В., Костин А. М. Техническое обеспечение внутренних войск в дореволюционный период до 1917 года / Научный альманах. 2016. № 1–3 (15). С. 213–21
- Свищев А. А. Опыт создания и становления технического обеспечения внутренних войск. Войсковой вестник / Сборник учебно-методических материалов. Москва. — Март, 2003. С. 46–61.