Влияние опыта русско-японской войны на процесс вооружения Российской императорской армии начала ХХ в.
Автор: Марыжихин Вениамин Евгеньевич
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 23.04.2016
Статья просмотрена: 420 раз
Библиографическое описание:
Марыжихин, В. Е. Влияние опыта русско-японской войны на процесс вооружения Российской императорской армии начала ХХ в. / В. Е. Марыжихин. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10190/ (дата обращения: 24.12.2024).
Процесс вооружения Российской императорской армии происходил под влиянием изменений тактических принципов военного искусства, новейших научно-технических разработок и полученного боевого опыта.
В 1895г. император Николай 2 утвердил, в качестве личного стрелкового оружия, «Револьвер образца 1895г. (системы «Наган»)».
Конструкция этого револьвера состояла из 39 деталей и обладала следующими характеристиками: калибр — 7.62 мм; вес без патронов — 0,75 кг; длина — 234 мм; вес пули — 6,9 г; начальная скорость пули — 272 м/с; скорострельность боевая — 7 выстр./15–20 сек; прицельная дальность — 50 м. Его барабан являлся одновременно и патронником, и магазином; емкость барабана — 7 патронов. Прицельные приспособления состояли из целика с прицельной прорезью на верхней части рамы и мушки на передней части ствола.
В войсках были распространены две основные модели револьвера системы «Наган» — офицерский и солдатский. На солдатском — устанавливался более простой и дешевый ударно-спусковой механизм одиночного действия (для производства выстрела необходимо было предварительно взвести курок, а для следующего — повторить вышеописанные операции). На офицерском револьвере применялся более сложный ударно-спусковой механизм двойного действия. Опыт боевых действий 1904–1905гг. показал, что оружие с таким механизмом обладало значительным тактическим преимуществом, — это, в конечном итоге и привело к отказу от производства солдатской модели.
К началу ХХ в. основным вооружением сухопутных войск были винтовки системы С. И. Мосина, которые, с технической точки зрения,представляла собой «магазинное оружие с ручным перезаряжанием. Запирание ствола осуществлялось продольно-скользящим поворотным затвором на два боевых упора за ствольную коробку. Боевые упоры располагались в передней части затвора и в запертом состоянии — в горизонтальной плоскости. Взведение ударника и постановка его на боевой взвод осуществлялись при открытии затвора. Затвор простой по конструкции, прямая рукоятка перезаряжания расположена в середине затвора» (2, с. 598).
Винтовка Мосина также обозначалась как «3-линейная винтовка образца 1891г». Три линии в старинной русской системе мер равны 0.3 дюйма, или 7.62 мм. Вместе с винтовкой был принят и новый трехлинейный (7.62мм) патрон, ныне известный как 7.62х54мм R.
Для вооружения утвердили три базовых варианта этой системы, мало отличавшихся между собой: пехотная — имела длинный ствол и штык; драгунская (кавалерийская) — отличалась чуть более коротким стволом и также снабжалась штыком. Казачья винтовка отличалась от драгунской только отсутствием штыка.
Русско-японская война выявила основной недостаток винтовки системы С. И. Мосина: штык всегда должен был носиться примкнутым к винтовке, в боевом положении, потому что все винтовки, кроме казачьей, пристреливались с примкнутым штыком, и снятие штыка приводило к существенному изменению боя винтовки. Это делало и так довольно длинную винтовку еще более неудобной в переноске и в маневре, особенно в стесненных обстоятельствах (в окопах, в густом лесу и т. п.).
В 1901г. на вооружение сухопутных войск появились первые образцы группового стрелкового оружия — 7,62-мм пулемёты «Максим» на колёсном лафете английского образца.
Это первая система автоматически действующего оружия получила воплощение в конце XIX в., когда технические и производственные возможности позволили использовать энергию пороховых газов для перезаряжания. И первым, кому удалась реализация этого замысла, был американец X. С. Максим. В 1883г. он запатентовал пулемет, получивший впоследствии широкую известность во всем мире.
Производство отечественных пулеметов началось накануне Русско-японской войны на Тульском оружейном заводе.
«Максим» отнесли в подчинение к артиллерии, установили на тяжелый лафет с большими колесами и большим бронещитом. Масса всей конструкции получилась около 250 кг. Установку намечалось использовать для обороны крепостей, а также с заранее оборудованных и защищенных позиций пулеметным огнем планировалось противостоять массированным атакам пехоты противника.
В ходе боевых действий пулемет показал себя как «весьма надежное и эффективное оружие». При этом, уже в войсках, их снимали с тяжелых лафетов и с целью повышения маневренности ставили на самодельные, более легкие и удобные в перевозке станки. Теперь вес конструкции составлял около 60 кг.
«Русско-японская война дала обширный материал боевого использования пулеметов в полевых и крепостных укреплениях, на равнинной и пересеченной местности, в различных видах боя, на различных дальностях и привела ее участников к пониманию того, что позицию, усиленную искусственными препятствиями, на которой поставлены пулеметы, взять с фронта весьма трудно; а значит, пулемет приобретал исключительное значение» [3, c.198].
Он открыл эпоху развития автоматического оружия, и во многом определил изменение и развитие системы вооружения, организации и тактики сухопутных войск в XX в.
Накануне войны с Японией в артиллерийском подразделении, на вооружении, появляется полевая 76-мм (3 дм.) пушка обр.1900г., а затем — Приказом по артиллерии от 3.03.1903г. и ее модернизация — «3 дм полевая пушка обр.1902г».. Высочайшее Повеление о принятии пушки последовало 19.03.1903г.
Образцы имели противооткатные устройства и унитарное заряжание; прекрасную баллистику и превосходили по своим характеристикам практически все дивизионные орудия за рубежом.
К новым пушкам в России в качестве снаряда была принята только шрапнель, хотя до этого для всех полевых орудий полагались также и осколочно-фугасные гранаты. Глубина площади разлета пуль шрапнели, выпущенной из 76-мм пушки на дистанцию около 2 км, достигала 500 м, ширина — от 20 до 65 м. «Шрапнельным огнем одна 8-орудийная русская батарея могла в считанные минуты полностью уничтожить не только пехотный батальон, но даже полк кавалерии». Но насколько эффективной шрапнель была при стрельбе по открытым живым целям, настолько же слабой при поражении целей сколь-нибудь укрытых. Этот факт и выяснился в ходе Русско-японской войны. ГАУ вынуждено было заказать 3-дюймовые осколочно-фугасные гранаты за рубежом и одновременно начать разработку отечественной гранаты.
Кроме этого, результаты военной кампании 1904–1905гг. привели к пониманию того, что кроме пушек легкой полевой артиллерии необходимы и дальнобойные подвижные гаубицы, и более мощные артиллерийские орудия для разрушения укреплений противника во фронтовой полосе.
Русско-японская война выявила значительные недостатки в техническом оснащении армии, ее организации, комплектации, боевой подготовки и поставила задачу дальнейшего проведения реорганизации военного-промышленного комплекса в целом в начале 20в.
Таким образом, на процесс вооружения Российской императорской армии начала XXвв. оказывали влияние как научно-техническим достижения, так и изменения тактических принципов ведения боя, но доминирующую роль играл опыт боевых действий.
Литература:
- Всемирная история войн (в 4-х тт.).книга 3 (1800–1925). СПб., М.: Полигон — АСТ, 1998. — 587с.
- Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы /А. Б. Жук. — М.: АСТ МОСКВА, 2006. — 796с.
- Марыжихин, В. Е. Военный костюм и вооружение Российской императорской армии периода Русско-японской войны // Власть и управление на востоке России. — 2014г. — № 3 (68).
- Федосеев, С. Пулеметы русской армии в бою / С. Федосеев. — М.: Изд — во Эксмо, 2009. — 368 с.