Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного взаимодействия муниципальной власти и населения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 5045 раз

Библиографическое описание:

Князев, Р. М. Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного взаимодействия муниципальной власти и населения / Р. М. Князев. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 36-42. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1400/ (дата обращения: 25.12.2024).

Реализация реформы местного самоуправления, изменения в предметах ведения и вопросах местного значения, находящихся в компетенции органов муниципального управления привели к необходимости структурно-функциональных изменений в муниципалитетах. Указанное обстоятельство, обусловленное необходимость выполнения требований федеральных законов « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» повлекло за собой, во первых, значительное увеличение количества муниципалитетов- их стало более 24 тысяч единиц, во-вторых, это изменения требований к органам местного самоуправления в части реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов муниципального управления. При этом органы муниципальной власти являются монопольными владельцами громадного объема общественно-значимой информации, которая необходима представителям всех сфер деятельности в социуме.

Как известно, право граждан на информацию является одним из важнейших личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в пункте 4 статьи 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

Между тем важность права на доступ к информации состоит в том, что оно одновременно является механизмом защиты других прав, так как прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод человека. Без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в государственном и общественном управлении, содействовать развитию местного самоуправления.

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных структурах.

Содержание понятия «информационная открытость» определяется в научной литературе как организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности [1]. При этом открытость власти – это, по мнению И.А. Бегининой:

– минимизация рисков, связанных с подготовкой управленческих решений большого социального масштаба, возможность достаточно точно спрогнозировать вероятные последствия их принятия;

– предоставление гражданам возможности успешно подготовиться к ожидаемым подвижкам в экономической и социальной ситуации;

– предотвращение или как минимум снижение угрозы отчуждения;

– не чрезвычайная и не конфронтационная, а инициативная мобилизация общественных сил на решение проблем самого общества;

– прибавление социального, политического, экономического, психологического потенциала федерализма;

– синхронизация процессов, протекающих в центре и на местах;

– оповещение региональных и местных властей об оптимальном курсе федеральной власти [2].

Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных структурах.

С развитием информационных и коммуникационных технологий и повсеместным их внедрением во все сферы человеческой деятельности стала очевидна роль Интернета как эффективного средства построения отношений между государством и гражданским обществом.

Технические возможности Интернета сделали официальные сайты наиболее эффективным, оптимальным, быстрым и самым экономичным способом получения необходимой для предпринимателей информации о деятельности госорганов. Таким образом, важнейшим показателем информационной открытости органов власти на сегодня является качество официальных Интернет-ресурсов.

Открытые Интернет-источники информации дают возможность обеспечить коммерческим и некоммерческим организациям и предприятиям – независимо от сферы их деятельности и масштаба – равные права на доступ к государственным информационным ресурсам. Во многом благодаря развитию системы официальных сайтов органов власти в сети Интернет и созданию единого информационного пространства, мы можем надеяться на возможность реального обеспечения прав граждан на свободный поиск и получение информации, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий существования и нормального функционирования правового государства.

Обеспечение доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности государственных органов направлено не только на реализацию прав граждан на доступ к информации, но и на:

- повышение качества государственного и муниципального управления;

- достижение прозрачности процедур принятия управленческих решений;

- создание системы общественного контроля за деятельностью власти;

- социальную ориентированность власти;

- принятие противокоррупционных мер.

Очевидно, что реализация указанных прав граждан зависит от уровня информационного обеспечения органов власти. Вместе с тем, само информационное обеспечение органов муниципального управления является важной и, в то же время, очень сложной задачей. Сложность этого процесса обусловлена несколькими причинами:

- резким увеличением потока информации, как внеш­ней, так и внутренней;

-недостаточным количеством средств, выделяемых бюджетом муниципальных образований на информатизацию органов управления;

-недостаточным количеством квалифицированных специалистов в области информационных технологий, работающих в органах муниципального управления;

-недостаточной квалификацией муниципальных служащих в области информационных технологий управления.

Здесь надо заметить, что у государственной власти нет проблем с финансированием информатизации, т.к. она, в отличие от муниципальной власти имеет обусловленное федеральным и региональным законодательством финансовое обеспечение соответствующей статьи расходов.

Важнейшим условием для реализации общепризнанных прав на информацию граждан и иных субъектов является создание механизмов информационной открытости органов местного самоуправления как института публичной власти. Решение этого вопроса связано со снятием барьеров, отделяющих человека от институтов публичной власти, делающих его объектом информационного манипулирования, что приводит к усилению влияния отдельных групповых интересов либо изоляции гражданина от участия в общественной жизни.

Основными принципами реализации права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов власти являются:

  • открытость и общедоступность информации;

  • достоверность информации;

  • соблюдение прав и интересов третьих лиц при предоставлении информации;

  • ответственность органов власти за нарушение права на доступ к информации.

Организационно-правовая основа обеспечения информационной открытости органов власти в России была создана принятием Постановления Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

Серьезным шагом в процессе внедрения информационных технологий в деятельность государственных органов России стало принятие Постановления Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 года «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)», основной целью которой являлось повышение эффективности государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, а также обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов.

В августе 2006 года вступил в силу новый закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Согласно ст. 8 этого закона, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республик в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Следующим шагом на пути к открытости государственных органов стала утвержденная Президентом РФ «Стратегия развития информационного общества» № Пр-212 от 7 февраля 2008 года, одна из задач которой – обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий, а также совершенствование системы государственных гарантий для населения конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере.

Знаковым событием на пути развития законодательства в сфере обеспечения доступа к информации стало вступление в силу в 2010 году Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Основными целями закона являются обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Необходимо напомнить еще об одном нормативном правовом акте, который определяет направления развития электронного правительства в России на ближайшее десятилетие – это Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815-р "О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

10 августа 2011 года Президент России Дмитрий Медведев рядом своих указов (№.№ 1060 – 1080) утвердил перечень той информации о деятельности некоторых министерств и ведомств, которая должна размещаться на официальных сайтах в сети Интернет. Данные указы направлены на обеспечение информационной открытости девятнадцати федеральных ведомств, в том числе силового блока и оборонного значения. Согласно установленным требованиям, помимо общей информации, содержащей наименование, контактные данные, структуру, перечень полномочий, сведения о руководителях, ведомства будут обязаны разместить у себя на сайтах информацию о своей нормотворческой и текущей деятельности, включая статистические данные, сведения о кадровых перестановках, о мерах по противодействию коррупции, принимаемых в органе, данные о доходах и об имуществе государственных гражданских служащих и членов их семей, результаты рассмотрения обращений граждан и организаций.

Доступ к информации о деятельности органов власти может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) информации в средствах массовой информации;

2) размещение информации в сети Интернет;

3) размещение информации в помещениях, занимаемых органами власти, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) предоставление информации по запросу.

Закон перечислил случаи отказа в предоставлении информации, а также установил, что орган власти вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена в сети Интернет. В этом случае в ответе на запрос органы власти могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Ограничение права на доступ к информации может быть установлено только федеральными законами и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 5 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Органы власти, ориентированные на работу с населением, обязаны осуществлять информирование граждан о предоставляемых государственных и муниципальных услугах и сообщать наиболее полную информацию, связанную с их получением. Активное внедрение в деятельность аппарата власти информационных технологий позволяет существенно улучшить качество оказываемых населению услуг и повысить эффективность работы муниципальных служащих.

Наиболее эффективным средством информирования населения является официальный интернет-ресурс органов власти. Официальные интернет-сайты созданы уже практически во всех властных структурах. При этом их наличие еще далеко не определяет успешность использования этого инструмента в работе. Наилучший результат достигается при грамотном подходе к использованию интернет-технологий и учете требований к качеству разрабатываемых интернет-ресурсов.

Официальный сайт органа муниципального управления — это наиболее эффективное средство распространения официальной информации о его деятельности. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию.

Институт развития свободы информации (ИРСИ) регулярно публикует итоговый сводный рейтинг и результаты исследования информационной открытости сайтов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суммарный рейтинг открытости официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2009 году составил 32,83%. По версии составителей рейтинга, наиболее «открытым» и информационно насыщенным в 2009 году являлся сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (степень информационной открытости - 59,26%), далее следовали сайты Администрации Ростовской области (58,40%), Правительства Вологодской области (55,28%). В целом чиновники охотно размещают общие сведения о регионе, о своей деятельности, но как только речь заходит о специфических категориях информации, например данные об информационных системах, находящихся в ведении государственного органа, или информация о расходовании бюджетных средств — степень открытости резко снижается. Наряду с этим, также наблюдается значительный разрыв между количеством размещенных на сайтах данных и их качеством. Суммарный рейтинг открытости официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году составил 39,49% (ИРСИ).[3]

Как видно, исследование показало, что степень открытости является недостаточно высокой. Это связано с тем, что часть властных структур была традиционно закрыта от общества.

Власть всегда была дистанцирована от населения, закрытость позволяла властным структурам реализовывать решения, которые не всегда совпадали с интересами граждан, избегать публичной критики при принятии управленческих решений, создавала благоприятные условия для развития коррупции.

К сожалению ИРСИ не приводит результаты исследования информационной открытости муниципальных сайтов в Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации проводят собственные исследования в данном направлении и регулярно публикуют их на своих Интернет порталах.

Так, для примера приводятся результаты Интернет-опроса "Определение оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления Владимирской области" по состоянию на 27.09.2011 г. Анкета размещена в разделе «Опросы общественного мнения» на сайте комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области. На вопрос: Как Вы можете оценить уровень информационной открытости деятельности органов местного самоуправления Владимирской области?

Получены следующие ответы:

  • 5 баллов - 10%

  • 4 балла - 15%

  • 3 балла - 25%

  • 2 балла - 12,5%

  • 1 балл - 30%

  • затрудняюсь ответить - 7,5%

Чрезвычайно интересным и показательным оказалось исследование, проведенное в Республике Башкортостан.[4]. Социологов интересовал вопрос: какую информацию хотели бы получить граждане о деятельности органов государственной и муниципальной власти?

Оказалось, что жители республики больше всего нуждаются в перечне услуг, которые предоставляют органы государственной и муниципальной власти (49,2%), в информации о работе с обращениями граждан (42,5%). На третьем и четвертом местах по значимости оказались, соответственно, данные о доходах государственных и муниципальных служащих (34,7%), структуре органа власти, его задачах и функциях (33,6%) и др. Иными словами, помимо решения утилитарных проблем, граждане озабочены и тем, насколько «прозрачен кошелек» чиновника, соответственно, каков уровень коррумпированности органов власти.

Заставляет задуматься тот факт, что основными причинами неудовлетворительной информированности населения о деятельности органов государственной и муниципальной власти является, с точки зрения респондентов, отсутствие интереса со стороны населения к подобной информации (35,7%), закрытость органов власти от населения, недоступность информации (27,1%).

Отсутствие интереса населения к информации о деятельности органов власти можно, в частности, объяснить тем, что граждане не удовлетворены той информацией, которая к ним поступает, и часто не доверяют ей.

Это свидетельствует о том, что назрела острейшая потребность в создании свободного медийного пространства, в демократических границах которого будут постоянно, своевременно и естественным образом циркулировать все информационные потоки, востребованные обществом, что, с одной стороны, обеспечит власть полновесным знанием о настроениях и ожиданиях людей, а, с другой стороны, позволит контролировать власть, не даст ей шанса «застаиваться», уходить от решения проблем, волнующих граждан, станет эффективным средством борьбы с коррупцией и в целом будет способствовать повышению качества оказания государственных услуг. В связи с этим СМИ необходима как большая степень свободы в выборе тем, в том числе критических по отношению к власти, так и большая степень ответственности. Недоверию и росту напряженности в отношениях «власть — общество» способствует также и не всегда адекватная реакция государственных и муниципальных служащих на критические выступления. Они ментально не готовы их воспринимать.

Информационная открытость органов государственной и муниципальной власти предполагает эффективность не только прямой, но и обратной связи. Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической коммуникации, которая обеспечивает органы власти информацией о состоянии общественного сознания, мнениях, настроениях и взглядах социума на проводимую властями политику, отражает результаты деятельности, последствия управляющих воздействий, реакцию на принимаемые решения.

Такая связь позволяет властям держать «руку на пульсе» настроений и ожиданий народа, а гражданскому обществу — активно влиять на власть.
Одной из форм обратной связи органов государственной и муниципальной власти с населением являются обращения граждан.

При проведении опроса респондентам был задан вопрос «Как часто у Вас возникает необходимость обращения в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан?».

Оказалось, что наиболее часто граждане обращаются в органы местного самоуправления. Сумма ответов «часто», «довольно часто», «иногда» составила 51%. Затем в порядке убывания частоты обращений идут: министерства РБ (15,4%), местные Советы депутатов (14,9%), Администрация Президента РБ (10,1%).

Результаты опроса показывают, с одной стороны, пассивность населения, с другой, возникает вопрос: а созданы ли условия для того, чтобы любой житель республики мог обратиться в тот или иной орган?

Результаты опроса показали, что почти трети респондентов удалось решить вопрос, с которым они обратились в орган государственной или муниципальной власти. Но в то же время 31,6% ответили, что им удалось решить вопрос лишь частично, а 22,2% вообще не смогли это сделать, остальные же 13,3% затруднились с ответом. Респондентам, которым не удалось решить свой вопрос, в 37,7% случаев помешало то, что служащие не дали необходимой информации. 25,2% респондентов ответили, что их обращение оставили без внимания, 10,5% отметили, что причиной неудачи послужило грубое отношение государственных или муниципальных служащих. 32,8% опрошенных получили консультацию и решили отложить решение вопроса на некоторое время. Полученные ответы показывают невысокую эффективность деятельности органов государственной и муниципальной власти, которая вызвана пресловутыми «бюрократическими проволочками», а также равнодушием, невнимательностью, грубостью чиновников.

С точки зрения исследователей ответы свидетельствуют и о низкой компетентности представителей органов государственной власти, о чем говорит тот факт, что около 40% респондентов не могли решить свой вопрос из-за недостатка информации.

В соответствии с указанным выше действующим законодательством, граждане могут обращаться в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями или жалобами в письменной форме, в форме личного приема, по телефону или Интернету.

Респонденты, судя по полученным результатам, чаще всего лично приходили на прием (66,0%) и меньше всего пользовались интерактивными средствами связи (2,5%). Последнее говорит, с одной стороны, о недостаточной распространенности подобной услуги как одной из форм обращения граждан в органы государственной власти, что является результатом нежелания или отсутствия возможности органа власти или местного самоуправления развивать систему онлайн-обращений, и, с другой стороны, о недостаточно эффективном использовании гражданами ресурсов Интернета.

Отсутствие достаточно полной информации приводит к тому, что значительная часть граждан, обратившихся в органы власти, не может решить свою проблему. При этом лишь треть респондентов знает, куда можно обратиться в случае нарушения чиновниками их прав в предоставлении информации, а четверть респондентов (25,5%) указали, что не имеют об этом ни малейшего понятия.

Несмотря на то, что, согласно должностным регламентам, главной обязанностью чиновников является оказание услуг населению, в реальности государственный аппарат существенно от него дистанцирован.

В этой связи выглядит закономерной реакция граждан на действия властей, демонстрирующая недоверие, конформизм и отчуждение. Ведь от того, как организована власть, зависит эффективность ее деятельности.[4].

В сегодняшних условиях одним из приоритетных направлений развития системы обратной связи государственных органов с населением является использование Интернета, возможностей официальных сайтов органов государственной власти. Именно в Интернет-пространстве разворачивается масштабная, активная дискуссия по поводу действий властей, в том числе с участием государственных служащих, проявляется плюрализм мнений, приближая участников коммуникационного обмена к объективным представлениям об отношениях государства и общества.

В этом отношении инициатива Президента Республики Башкортостан в создании своего Интернет-блога и Интернет-блогов министерств республиканского Правительства является весьма актуальной. В условиях отсутствия на сегодняшний день других «работающих» каналов установления обратной связи с населением Интернет-блоги являются эффективным средством общения с гражданами.

Наряду с этим, необходимо наладить систему мониторинга общественного мнения по самым актуальным вопросам жизни региона. Мониторинг общественного мнения, основанный на данных репрезентативных опросов, позволит властям выявить узловые проблемы, принять эффективные управленческие решения, значительно повысить уровень доверия к властным структурам. Органам власти следует основательно заняться своими Интернет-сайтами.

По результатам проведенного опроса выявлено, что граждане пока не рассматривают Интернет-сайты органов государственной или муниципальной власти как средство получения информации по волнующим их вопросам: большинство граждан (34,9%) не посещают сайты органов государственной власти и местного самоуправления, так как не видят в этом необходимости, а 9,2% вообще не знают о существовании подобных веб-ресурсов.

Полученные в исследовании данные говорят о том, что сайты органов власти и местного самоуправления грешат наличием неполной и устаревшей информации.

По мнению опрошенных, сайтам не хватает объективности, открытости, правды, отсутствует информация по обращениям граждан, о приемных днях, нет бланков документов, заявлений, нормативных документов, информации о принимаемых решениях, об их соответствии законодательству РФ, нет информации по уровню жизни населения, социально-экономическому развитию территорий, о планах и проделанной работе, результатах деятельности органов власти.

Опыт многих регионов показывает, что легко на уровне закона объявить «прозрачность власти», но гораздо труднее создать механизмы ее обеспечения. Это требует серьезной модернизационной работы всех органов власти. [

Таким образом, реализация и защита принципов информационной открытости органов государственной и муниципальной власти сопряжена с рядом существенных проблем. Органы власти в информационном отношении все еще закрыты, недостаточно эффективно и иногда не лучшим образом используют современные каналы распространения информации о своей деятельности, что не позволяет полностью реализовать заложенный в них потенциал. Отсутствие свободного доступа к информации является одной из основных причин недоверия населения к органам власти и местного самоуправления, ведет к ухудшению имиджа государственных и муниципальных служащих. Проблема заключается в том, что мотивация открытости никогда не входила в прерогативы власти. С другой стороны, наблюдается низкая активность населения, гражданского общества в отстаивании своих интересов. Без адекватной оценки ситуации, без активного участия людей в защите своих прав реализация принципа открытости органов государственной и муниципальной власти не представляется возможной.

В России явление «закрытости» политической власти наблюдается на протяжении всей нашей истории. Происходили революции, менялись формы правления, политические режимы, но неизменным оставалось состояние замкнутости, обособленности и связанное с ним непонимание действий власти обществом. Сравнительно не так давно – в советские времена – засекреченной была фактически вся информация о деятельности власти, включая даже перечень сведений, которые относились к категории секретных. В постсоветской России, несмотря на процессы демократизации, проблема «открытости» власти остается актуальной и по сегодняшний день.

Одно из главных оснований демократического общества – это установление единых и понятных «правил игры» для всех субъектов в информационной сфере. Эти правила должны выражаться не только в принципах, но и в механизмах, обеспечивающих прозрачность власти и доступ к ее информационным ресурсам.


Литература:

  1. Россия и выборы // Еженедельный бюллетень. № 30 (52). 2004.

  2. Бегинина И.А. Потребность в транспарентности власти как основа моделей взаимодействия государства и населения // Известия Саратовского ун-та. Т. 9. Сер.Социология. Политология. Вып. 2. 2009. С. 5–18.

  3. www.svobodainfo.org/

  4. Дорожкин Ю., Фролова И., Яппарова Р. «Республика Башкортостан», № 180 от 21 сентября 2010 г.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти, орган, Российская Федерация, государственная власть, гражданин, гражданское общество, муниципальное управление.

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью

Онлайн-вебинар как современный способ коммуникации с родителями воспитанников детского сада

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Мониторинг как современный управленческий механизм в работе учреждения дополнительного образования

Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников как современная форма работы с родителями

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении муниципальным образованием

Краудсорсинг как инструмент эффективного взаимодействия власти и населения

Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации

Взаимодействие органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области

Внутренний аудит как инструмент улучшения функционирования предприятия

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью

Онлайн-вебинар как современный способ коммуникации с родителями воспитанников детского сада

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Мониторинг как современный управленческий механизм в работе учреждения дополнительного образования

Сотрудничество педагогов с семьями воспитанников как современная форма работы с родителями

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении муниципальным образованием

Краудсорсинг как инструмент эффективного взаимодействия власти и населения

Личностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС в деятельности дошкольной организации

Взаимодействие органов муниципальной системы управления с некоммерческими организациями на примере Курской области

Внутренний аудит как инструмент улучшения функционирования предприятия