В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие процессы направлены на определение новой стратегии образования в соответствии с реалиями современного общества. Сегодня человечество перешло в постиндустриальную эпоху своего существования, характеризуемую нестабильностью процессов и явлений в динамично меняющемся мире, что становится объективной детерминантой реформирования образования. Атрибутом современного образования является способность и готовность решать жизненные задачи в нестабильном мире. Сегодня крайне необходимо находить адекватные ответы на вызовы времени: обществом востребована конкурентоспособная личность, подготовить которую — главная миссия системы образования. В связи с этим характерно, что модернизация традиционной системы дошкольного образования основана на доминанте поддержки развития личности ребенка.
Диверсификация системы дошкольного образования связана с переходом от информационной парадигмы, ориентированной на накопление детьми знаний, к активной педагогике развития. Весьма актуальной становится проблема поиска новых технологий дошкольного образования, способных изменить его ориентацию от «информированности» дошкольников на освоение ими способов детской деятельности.
Поиск эффективных педагогических технологий и подходов становится ключевым фактором совершенствования деятельности дошкольных учреждений. В противовес технологиям педагогического авторитаризма и учебно-дисциплинарной модели образования получают признание технологии, направленные на развитие инициативы, самостоятельности и творчества ребенка в решении образовательных задач.
Предпринимаемые в конце прошлого столетия попытки реформировать систему дошкольного образования, внедрить в практику работы технологии личностно-ориентированного подхода, во многом остались нереализованными: слишком сильными были ещё в тот период традиционные устои в педагогической среде.
За долгие годы преобразований дошкольной системы приоритетные позиции технологий, ориентированных на личность ребенка, не только не потеряли своего ведущего значения, но даже заметно усилились, и, получив мощную государственную поддержку, нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В основе образовательного стандарта лежит смена парадигмы дошкольного образования, связанная, прежде всего, с изменением места и роли дошкольного периода в развитии личности ребенка, осознания его уникальности и особого значения в жизни человека.
Понимаемый как самоценный период в развитии ребенка, дошкольный возраст становится важным этапом «правильного старта» для формирования успешной личности. Согласно принципу поддержки разнообразия дошкольного детства, ребенок, в неповторимом сочетании его реальных и потенциальных возможностей, стоит в центре педагогического процесса. В аспекте реализации ФГОС ДО личностно-ориентированный подход становится ведущим в проектировании образовательного пространства дошкольной организации.
На основе концептуальных положений стандарта именно личностный компонент становится системообразующим фактором в современном дошкольном образовании, что и отличает его от традиционной модели, в которой доминировал когнитивный компонент. Попытаемся выделить основные направления, определяющие личностно-ориентированную парадигму дошкольного образования.
- Гуманистическая направленность образования, которая обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру. Она предполагает любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, веру в ребенка и его способности. Гуманистическая компонента в новой модели образования противопоставлена авторитарному унифицирующему подходу в традиционной образовательной системе, где педагог ориентировался на усредненную модель ученика. Идея гуманизма в образовании выражена в формуле педагога: «Ребёнок может всё!» [4, С.130] и предполагает максимальное развитие ребенка в образовательном процессе.
- Дифференцированная направленность предполагает построение такой образовательной системы, при которой учитываются индивидуальные возможности и потребности ребенка. В аспекте данного направления содержание педагогической деятельности определяется совокупностью способностей и потенциалом каждого конкретного ребенка.
- Личностная направленность предполагает умение педагога видеть в ребенке уникальную личность, создавать условия для её самопроявления и самореализации. Уже в дошкольном возрасте, когда только закладываются первые механизмы социального поведения, ребенку необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы он чувствовал признание и поддержку окружающих, а процесс позитивной социализации способствовал раскрытию индивидуальности ребенка.
В аспекте направлений личностно-ориентированного подхода деятельность взрослых в условиях дошкольной организации направлена на построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию его неповторимой индивидуальности на основе партнерских взаимоотношений. В целом, личностно-ориентированный подход относительно организации работы с детьми дошкольного возраста имеет следующие характерные особенности:
- Направленность образовательного процесса не на обучение детей, имеющее в своей основе передачу системы готовых знаний, а на развитие и воспитание дошкольников.
- Проектирование такого взаимодействия с ребенком, при котором он становится субъектом образовательных отношений и имеет право на собственный вариант образовательного маршрута.
- Раскрытие неповторимой индивидуальности каждого ребенка посредством ориентации на его интересы и способности. Педагог должен увидеть и оказать содействие развитию уникальных черт и качеств ребенка.
- Содержание образования рассматривается не как цель, а как средство развития дошкольника. Дошкольный этап развития ребенка является равноценным по отношению к другим возрастным этапам периодом развития, но отнюдь не подготовительной ступенью к школьному обучению.
- Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром, самое ценное для полноценного и своевременного развития — приобретение ребенком собственного опыта в деятельности.
- Организация сотрудничества на основе равноправного общения с ребенком, содействие его активности, права на выбор. Субъект-субъектные отношения строятся в режиме диалога, когда ребенок учится искусству конструктивного взаимодействия в атмосфере доверия, уважения и признания равенства позиций участников.
Следует отметить, что характерной особенностью современной модели дошкольного образования в аспекте реализации образовательного стандарта становится организация работы с детьми, имеющими разные образовательные потребности в зависимости от состояния здоровья и жизненной ситуации. Эта стратегическая линия совершенствования системы образования особенно коррелирует с технологией личностно-ориентированного подхода.
Усиление позиций личностно-ориентированного подхода в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования направлено на оптимизацию организационно-методического инструментария дошкольной организации. Рассматриваемый как целостная педагогическая технология, он носит универсальный характер и в той или иной степени входит в другие современные педагогические технологии как их основополагающая часть. Применение в работе с детьми дошкольного возраста здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, игровых технологий, исследовательской и проектной деятельности всегда сопряжено с положениями личностно-ориентированного подхода.
В целом, следует отметить, что идея личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании не нова, но в условиях внедрения образовательного стандарта она приобретает императивное значение и становится основой совершенствования деятельности образовательных организаций в направлении повышения качества первой ступени отечественного образования. Настало время переходить от декларативных заявлений и эпизодичных практик к масштабному изменению дошкольного образовательного пространства с позиций личностно-ориентированного подхода.
Литература:
- Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. // Вопросы образования. 2008, № 1, С.65–86
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. — М., 1999. — 200 с.
- Новиков А. М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. — М.: Эгвес, 2008. — 136с.
- Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / авт.-сост. А. В. Виневская; под ред. И. А. Стеценко. — Ростов н/Д, 2014. — 253 с.