Онлайн-вебинар как современный способ коммуникации с родителями воспитанников детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 23.03.2023

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Шарапова, Т. В. Онлайн-вебинар как современный способ коммуникации с родителями воспитанников детского сада / Т. В. Шарапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 37-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8214/ (дата обращения: 19.11.2024).



Современный темп жизни требует новых подходов к взаимодействию воспитателей и родителей. Как оперативно и доступно донести необходимую информацию родителям? Побудить к размышлению о семейной гармонии и роли каждого родителя в воспитании счастливого ребенка? Как выстроить линию доверия в общении всех участников воспитательного процесса в условиях сверхзанятости? Сэкономить время и ресурсы людей, объединенных важным общим делом — воспитанием ребенка, поможет организация онлайн вебинаров по самым важным вопросам воспитания и развития.

Онлайн-вебинар — это выступление спикера (или нескольких спикеров), в котором он может демонстрировать иллюстрации, презентации, видео- и аудиозаписи. Участники вебинара, в свою очередь, в окне чата или в видеорежиме могут задавать вопросы. Онлайн-вебинар проводится в режиме реального времени и требует тщательной подготовки спикера. Важно четко определить тему и содержание вебинара и выстроить каркас выступления с помощью презентации с логически выверенными слайдами для визуализации материалов. Заранее ознакомить родителей с темой, датой и временем проведения вебинара, выслать ссылки на подключение.

Текст объявления для родителей может быть следующим:

«Уважаемые родители! 10 марта в 20.00, приглашаем Вас принять участие в онлайн-вебинаре «Современные подходы к воспитанию детей в семье и детском саду».

Основные вопросы вебинара, на которые мы постараемся вместе ответить: Кто в семье главный: мама, папа или ребенок? Могут ли родители и дети быть партнерами? Кто и за что в семье ответственный? Как вырастить успешного и счастливого ребенка?

Вашему вниманию будут предложены модели взаимоотношений в семье, разыграны проблемные ситуации, подобраны пути их решения.

Семинар пройдет на YouTube-канале Детского сада.

Регистрация по ссылке: https://siriuslyceum.timepad.ru/event/1574614/».

Универсальный план, подходящий для всех вебинаров, включает в себя следующие пункты:

— представление спикера;

— программа вебинара и порядок рассмотрения вопросов;

— основная часть выступления;

— выводы спикера и вопросы к нему.

Наглядно продемонстрировать пример проведения мероприятия позволит стенограмма онлайн-вебинара «Современные подходы к воспитанию детей в семье и детском саду», проведенном в Детском саду «Сириус», федеральная территория Сириус:

«Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Меня зовут Шарапова Татьяна Васильевна — заместитель директора по дошкольному и начальному образованию (транслируется слайд с фото спикера)

Мы — воспитатели, педагоги Детского сада рады видеть Вас активных, увлеченных родителей, живо интересующихся вопросами воспитания, заботящихся о семейном благополучии.

Семья и детский сад — две воспитательные модели, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша во взрослый мир.

Поэтому цель нашего вебинара — это поиск современных подходов к воспитанию ребенка.

(транслируется слайд вопросы родителей)

Сегодня мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы родителей, и в ответах вместе с Вами попытаемся найти подходы к воспитанию ребенка в семье и детском саду, а именно рассмотрим модели взаимоотношений в семье, разыграем проблемные ситуации и подберём пути их решения.

Представлять точку зрения и родителей, и воспитателей не просто, но надеюсь, что совместно у нас всё получится.

Итак, начнем! Современные родители часто задают вопрос, кто в семье главный: кто воспитывает детей, или кто обеспечивает семью?

(транслируется слайд иерархия семьи)

Ещё 100 лет назад этот вопрос даже бы не рассматривался, отец всегда был главой жесткой иерархии с точки зрения хозяина. Мать всегда была зависима. Но времена меняются, и роли распределяются в современной семье по-другому, по-разному, в зависимости от возникающей ситуации.

Какие же ситуации возникают наиболее часто в семье и как решить их безболезненно для всех?

Правильное распределение ролей в семье должно быть построено на здравом смысле. В современных моделях два супруга могут стоять во главе семьи, но только в рамках партнерства. Семейная система устойчива и гармонична, когда каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно и имеет столько ответственности, сколько способен нести.

Для чего в семье нужно распределение ролей? Распределение ролей нужно для безопасности семейной системы.

Родитель — главный, он устанавливает правила, границы, без которых ребенку тяжело, не на что опираться.

Бывают ситуации, когда всю семью фактически подчиняет себе капризный ребёнок.

В такой ситуации явно наблюдается подмена ролей. Ребенок манипулирует родителями через слезы, истерики, требования. Здесь родителям очень важно не идти на поводу у ребенка. Быть устойчивыми и едиными между собой в общей родительской позиции. Нельзя допускать, чтобы папа или мама принимала позицию ребенка из жалости. Родители должны выступать как единое целое.

Например, часто можно наблюдать такую картину в магазине. Ребенок криком требует купить ему сладости, игрушку, как поступить мне, родителю, в такой ситуации?

«Малыш! Я тебя и слышу, и вижу, мне важно твое мнение, но решение принимаю я!»

А что делать, если сильно любящая бабушка руководит внуками, не учитывая мнения родителей?

У бабушки есть своя роль в семейной системе. Бабушка — это всегда «про пирожки», про песни, сказки. Бабушка, как и дедушка передают семейные традиции. Они являются хранителями семейных ценностей, генеалогического древа, это очень важная роль, но не родительская!

Бабушка не должна воспитывать ребенка. Когда она вмешивается в воспитание ребенка, ребенку становится непонятно, кого надо слушаться, кто главный. Воспитание ребенка — это вопрос родительской ответственности и родительской компетенции. Ребенок не должен наблюдать борьбу за власть внутри семьи между бабушкой и родителями. Родитель четко обозначает взрослому поколению: «Моего ребенка воспитываю — я; правила и границы устанавливаю — я. Но твоя любовь к внукам очень важна и твоя роль в семье ценна!»

Может ли все-таки ребенок быть главным в семье?

Мать и отец не должны отдавать свои ведущие роли ребенку, он не может принимать решения за родителя. Малыш с такой ответственностью не справится. Ребенку важно чувствовать силу родителя и его любовь.

Родители формируют такие важные характеристики семьи как гибкость и сплоченность. С определенного возраста родители должны находиться на расстоянии вытянутой руки от ребенка. Протянул, образно, руку ребенок, почувствовал мать или отца, его тепло и поддержку и тогда ничего в этом небезопасном и непредсказуемом мире ему не страшно. Родительская безусловная любовь, это такая незримая опора нашим детям и неважно сколько им лет. Даже нам, взрослым, необходимо порой просто увидеть мамины глаза. Это такой источник силы, прикоснешься мысленно и можно всё преодолеть.

Уважаемые родители, а как определить распределение ролей в вашей семье? Предлагаю Вам принять участие в психогеометрическом тесте. Но сразу оговорюсь, что человек, семья — очень сложная уникальная структура, такой экспресс тест нельзя воспринимать абсолютной истиной.

Сейчас мы с Вами попробуем на себе, а презентация будет выложена на сайте детского сада, где по QR-коду Вы сможете вернуться к этому тесту и провести его в своей семьи сегодня вечером.

(транслируется слайд психогеометрического теста)

Взгляните на следующие фигуры, выберите из них ту, о которой можете сказать — это я.

Постарайтесь почувствовать форму, если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первая привлекла вас. Затем мысленно выстройте в ряд фигуры по принципу уменьшения симпатии.

Давайте рассмотрим первую фигуру, которую Вы выбрали.

(транслируется слайд расшифровка)

Первая фигура — отражение Вас, на слайде приведены краткие характеристики каждой из фигур.

Теперь обратите внимание на ряд, который Вы выстроили у себя. Наиболее благоприятными будут отношения между Вашей и следующей фигурой, а наиболее сложными — с последней.

Это не значит, что противоположные фигуры не смогут найти компромисс, просто необходимо чуть больше приложить усилий, чтобы добиться гармоничного взаимодействия.

Например, в союзе с креативным и нетерпимым зигзагом, устойчивый квадрат будет привыкать к постоянным событиям и переменам. В свою очередь зигзаг, не умеющий сидеть на месте и не всегда обращающий внимание на порядок, будет вынужден быть аккуратным и соблюдать правила.

В союзе треугольник — круг, круг будет всегда ведомый, не имеющий возможности выразить свою позицию, но это не значит, что отношения не будут гармоничны.

Подумайте, в семейной паре, если два квадрата, будут друг другу уступать? Ведь углы есть и у одного и другого?

Налаживая взаимодействие друг с другом, общаясь и договариваясь, из этих фигур получится устойчивая конструкция, а значит будет выстроена крепкая модель семьи.

Мы подошли с Вами ко второму вопросу — как воспитать успешного и счастливого ребенка?

В семье, где царит любовь и забота, растут счастливые дети!

И у родителей, и детей взгляды на счастливую семью очень похожи. Позволим себе цитату из романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по — своему». Для счастливой семьи характерна гибкость и сплоченность, умение слышать другого.

Чтобы научиться слушать и слышать друг друга, помогут навыки эффективной коммуникации. В любой коммуникации важно четко объяснять свои потребности и намерения и учитывать их у другого человека. Часто родители, давая распоряжение не объясняют свои намерения ребенку, а только требуют результат. Например, командуют: «Надень шапку», не объясняя, зачем это нужно. А иногда перегружают ребенка объяснениями. Повторяя одно и тоже несколько раз, чем вызывают — отрицание.

Как же наладить в семье, детском саду эффективную коммуникацию, чтобы ребенок Вас слышал?

(направить в чат ссылку)

Для этого прошу вас ответить на вопрос, зайдите в чат, Вы видите ссылку для голосования, пройдите по ней и выберите один ответ:

Вопрос для голосования: «Какую стратегию в общении с ребенком вы чаще используете: подробное объяснение или четкую команду?»

— В стратегии общения с ребенком я чаще использую подробное объяснение

— В стратегии общения с ребенком я чаще использую четкие команды

— В стратегии общения с ребенком я использую и подробное объяснение, и четкие команды, в зависимости от ситуации

По полученным в результате голосования результатам мы видим, что абсолютное большинство родителей в разъяснении своих намерений ребенку придерживается золотой середины, так называемого континуума.

Побуждая ребенка к выполнению просьбы, мы должны действовать согласно ситуации, двигаться в континууме, не ограничиваться окриками и резкими командами, но и не повторять многократно одно и то же объяснение Вашей просьбы. Давать понятное возрасту ребенка, разъяснение своим намерениям в разумных количествах.

Нужно четко уловить причину отказа ребенка выполнить просьбу, зачастую своим протестом он хочет привлечь Ваше внимание. Почаще показывайте малышу свои чувства и не стесняйтесь говорить о них.

Часто ли мы разговариваем с детьми? Хватает ли у нас такта, терпения для общения? Мы сами можем ответить на эти вопросы, а что по этому поводу думают дети?

Давайте их послушаем.

(транслируется видеоролик с детьми, отвечающими на вопрос: «Когда легко, а когда трудно общаться?)

Заметили, что детям сложно общаться, когда родители злятся.

Значит, налаживая, прежде всего эффективное взаимодействие друг с другом в семье, между родителями, между родителями и ребенком, общаясь и договариваясь, своим примером вы формируете модель успешного общения ребенка и в детском саду, от этого он и становится счастливым.

Не всегда сразу получается выстроить диалог внутри семьи. Согласитесь, мы от детей часто ждём чего-то сверхъестественного, выдвигаем чрезмерно высокие требования и, кажется, что дети не оправдывают наших ожиданий, а мы столько для них уже сделали!

Человек устроен так, что ожидание является неотъемлемой частью его жизни. Чтобы продемонстрировать это обратимся к нашему воображению.

Посмотрите на фруктовую корзину, какой фрукт вам бы хотелось сейчас получить? (транслируется слайд фруктовая корзина)

Закройте глаза, представьте цвет, форму, запах, вкус. Можно сказать, вслух ваше желание: я хочу получить... Я очень постараюсь исполнить Ваше желание, (транслируется слайд лимон)

Разве не этот фрукт вы визуализировали? Интересно, какие эмоции вы сейчас испытываете? У кого-то промелькнуло разочарование или раздражение, это люди, которые привыкли всё контролировать. А кто-то легко принял лимон — это более гибкие люди.

Несмотря на мои старания вы получили не то, что хотели, но у Вас всегда есть возможность изменить своё отношение к реальности, научиться ценить то, что Вы имеете. Тема с фруктами — это о самых простых вещах, но есть вещи более значимые для нас.

Должен ли ребенок оправдывать ожидания своих родителей? А почему он должен? Может нам надо научиться ценить сильные и слабые стороны нашего ребенка?

Каждое качество в человеке имеет две стороны, вопрос в том, с какой стороны посмотреть. (транслируется слайд тест «Качества»)

Посмотрите, есть ли среди этих качеств те, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке?

А может, наши недостатки — это продолжение наших достоинств?

Например, упрямство можно рассмотреть, как проявление настойчивости, а хитрость, как гибкость и изворотливость ума. Медлительность — это размеренность, степенность, а навязчивое поведение — признак общительности.

Поддерживая сильные стороны личности ребенка, мы помогаем ему копить победы, а не поражения.

Разберем конкретный случай, родитель ждёт, что ребенок будет активно выступать на утреннике, а у малыша страх выступления. И родители, и воспитатели, постепенно вовлекают ребенка в активности в семье, в детском саду, в гостях, тем самым создавая ситуацию успеха. После первого успешного опыта, малыш почувствует себя уверенней, это поможет снизить его тревожность.

А как же воспитать такое качество как ответственность? За что ответственны родители, а за что ребенок?

У каждого члена семьи есть своя сфера ответственности. Мы опросили более 80 человек, ответы Вы видите на слайде. Не удивляйтесь, слова написаны по-разному, у каждого своя точка зрения, но чем крупнее шрифт, тем важнее сфера ответственности для большинства родителей (транслируется слайд опрос «Кто за что в ответе?»)

А у ребенка есть сферы ответственности?

Например, ребенок научился сам одеваться. Это его зона ответственности. Зона ответственности родителей — научить его это делать самостоятельно. Но представим ситуацию, когда родители утром опаздывают на работу и понимают, что в выделенное время ребенок не укладывается даже с сформированным навыком, что они делают? Конечно, начинают одевать его сами, то есть снимают с ребенка ответственность за его дело. А в следующий раз безмерно удивляются, почему ребенок капризничает и не хочет выполнять привычные функции, поскольку сами переложили ответственность на себя.

Задача родителей — создать условия для формирования у ребенка ответственности.

Какие условия способствуют формированию ответственности ребенка?

Во-первых, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ведь ответственность начинает развиваться с 4 лет, когда ребенок уже способен прогнозировать события.

Во-вторых, ответственность формируется в совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, когда поддерживается инициатива ребенка, предоставляется право выбора и право на ошибку.

В-третьих, важно создавать события в семье, когда что-то планируется и организуется совместными усилиями, у каждого участника своя роль и задача. Благодаря семейным традициям и ценностям формируются и ответственность, и самостоятельность.

Вот еще один пример: ребенок приносит в группу детского сада игрушку. Как вы думаете судьба игрушки чья ответственность. Ребенка? Родителя? Воспитателя?

Ребенок в течение дня теряет игрушку, начинает плакать, в таком состоянии ему сложно быть участником важных процессов, которые происходят в группе. Все его мысли связаны с игрушкой. В данном случае ситуация складывается так, что решение принимать приходится воспитателю. Так как часть ответственности за игрушку переложено родителем на него. Воспитатель собирает детский совет, на котором принимается решение не носить игрушки из дома в сад. Правила приняты, границы выставлены.

Итак, формированию ответственности детей способствуют организованные в семье и детском саду мероприятия, где у каждого участника своя роль, свои обязанности. Совершенно необходимо поддерживать детскую инициативу в совместной партнерской деятельности.

И последний вопрос, который мы наметили сегодня обсудить: могут ли родители и дети быть партнерами?

Да, партнерство улучшает семейные отношения делает их более органичными. А в детском саду помогает эффективнее налаживать коммуникацию и быть успешным.

Признание взрослым компетентности ребенка в каких-либо вопросах, способствуют повышению самооценки ребенка, пониманию в семье, и уверенности среди сверстников.

А насколько Вы уверенно себя ощущаете в роли родителя? Давайте проголосуем и посмотрим совпадет ли мнение нашей аудитории с ранее опрошенными.

Ссылка на голосование выслана в чат, пройдите по ссылке и ответьте на вопрос. (транслируется слайд с вопросом)

Как приятно, что наша аудитория достаточна уверена в эффективных способах взаимодействия с ребенком, и в то же время открыта для новых знаний и стремится к саморазвитию!

Сегодня, на вебинаре мы с Вами определили современные подходы к воспитанию ребенка. Это и совместная партнерская деятельность в семье и в детском саду, и гармоничное распределение ролей, и работа над собственными ожиданиями в отношении ребенка и развитие его лучших качеств, формирование чувства ответственности.

Психологи утверждают, что счастливые родители воспитывают счастливых детей. Искренне желаю Вам счастья!

И напоследок, предлагаю Вам домашнее задание. Проведите самостоятельно тест «Колесо баланса» (транслируется слайд теста «Колесо баланса»)

Вам нужно нарисовать круг, разделить его на сектора и проставить цифровую шкалу от 2 до 10, как на слайде. Необходимо закрасить столько делений на шкале, насколько вы чувствуете удовлетворение данной сферой жизни. У всех получатся абсолютно разные фигуры — некие шестерёнки, удобно ли на таких передвигаться?

Проанализируйте рисунок, и Вы увидите, что некоторые сектора загружены целиком, а другие не заполнены. Те сферы жизни, которые набирают мало баллов главный источник неудовлетворенности. Развивайте их! Достигнутый баланс, приведет к ощущению благополучия и счастья!

В этой сложной работе Вам поможет литература.

Желаем Вам счастливого родительства!»

Проведя серию онлайн-вебинаров, мы убедились, насколько удобно общаться с родителями и всеми заинтересованными в вопросе воспитания ребенка слушателями в режиме онлайн. В данном формате комфортно обмениваться файлами, проходить и проводить анкетирование, узнавать мнение родителей о работе детского сада, налаживать активную коммуникацию, находить решение трудных вопросов.

Задача любого вебинара в детском саду — привлечь родителей к обсуждению вопросов воспитания, заинтересовать в получении новой информации, наладить взаимодействие, основанное на доверии. Поэтому на наших онлайн-вебинарах мы развиваем темы, которые всегда интересны родителям. Пытаемся услышать то, чем обеспокоены родители в текущий момент, о чем им хочется знать, на что получить ответ. Стараемся простыми словами говорить о самом важном.

Помогая родителям разобраться в сложном вопросе, мы закладываем основы доверительного общения между родителями, воспитателями и детьми в детском саду. Принимая обратную связь от родителей после серии онлайн-вебинаров, можно отметить, что онлайн-формат эффективен и удобен для всех участников, поэтому рекомендован к использованию как современный способ коммуникации между семьей и детским садом.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы»

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду»

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Мониторинг как современный управленческий механизм в работе учреждения дополнительного образования

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Летние семейные проекты (нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ)

Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка к школе»

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях через проект родительского клуба «Непоседы»

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду»

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Мониторинг как современный управленческий механизм в работе учреждения дополнительного образования

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Летние семейные проекты (нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ)

Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка к школе»

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Задать вопрос