В статье рассмотрены основные аспекты ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе. Предложенные мероприятия реализации программы «Азбука счастливой семьи» способствуют личностному построению ресурса семейного благополучия и залогу сохранности детско-родительских отношений, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.
Ключевые слова: семейное неблагополучие, профилактика, воспитанники ОВЗ, программа Азбука счастливой семьи.
Проблема ранней профилактики семейного неблагополучия определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. В последнее десятилетие актуальной становится задача формирования конкурентоспособной личности, готовой к продуктивному взаимодействию в различных социальных сферах и ребёнок с ограниченными возможностями здоровья здесь не исключение.
В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья от особенностей родительского отношения: чем менее проявляется готовность родителей к конструктивному взаимодействию, тем более выражаются проблемы в их принятии и понятии своего ребенка.
Так в теоретических и практических исследованиях А. Я. Варга, В. В. Столина, Ю. В. Тихомировой отмечается, что ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом состоянии и развитии [1].
И. А. Коробейников отмечает, что значительный процент родителей детей с ОВЗ характеризуется выраженным отрицанием диагноза своего ребенка. Данную особенность можно объяснить психологической защитой родителей детей с ОВЗ от неприятных переживаний и желанием верить в лучшее [2].
Родители детей с ОВЗ характеризуются меньшим принятием особенностей своего ребенка и его диагноза. Этим можно объяснить, почему родители детей с ОВЗ не обращаются за помощью, не верят врачам, отказываются от выполнения рекомендаций специалистов.
Более выражен фактор коммуникативных трудностей в общении с ребенком. Родители таких детей не всегда способны в полной мере внимательно и терпеливо слушать ребенка, проявлять спокойствие и выдержку в эмоционально-трудных ситуациях, не стараются приобщать ребенка к посильным домашним делам [1].
Рассматривая особенности ранней профилактики семейного неблагополучия в рамках образовательной организации, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективных форм поддержки является реализация программы «Азбука счастливой семьи», представляющая собой активную направленность на личностную составляющую современного родителя.
Ранняя профилактика семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе — это не единовременная помощь, а долговременная поддержка, в основе которой заложена четкая организация, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем ребёнка.
Отметим тот факт, что в МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе функционируют 2 компенсирующие группы старшего и подготовительного к школе возраста, которые посещают 20 воспитанников с ОВЗ.
Реализация программы «Азбука счастливой семьи» в условиях детского сада является весьма актуальной, так как проведя анализ опыта работы воспитателей с родительской общественностью, выявлены как положительные, так и недостаточные стороны сотрудничества: преобладают традиционные формы работы с родителями, но результаты малорезультатны; педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей педагогической функции и не хотят предъявлять своим детям единые требования как дома, так и в детском саду.
Именной поэтому МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе выбрал в 2024 году для своей траектории развития в семейных отношениях инновационное направление — реализацию программы «Азбука счастливой семьи». Детский сад включился в реализацию муниципального проекта «Методическое сопровождение педагогических работников по реализации программы «Азбука счастливой семьи» в образовательных организациях Туапсинского района. Программа одобрена Институтом воспитания Российской Академии Образования и рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации для работы с родителями.
Проведение мероприятий программы с родителями имеет «Равный диалог». В программе не предусмотрены традиционные формы работы. В формате «равный-равному», предусматривается усаживание участников в круг, чтобы родители и педагог чувствовали себя в едином пространстве. В дни, когда проводятся собрания такого типа, группу можно разделить на несколько секций: одна часть работает, а другая пьет чай [3].
Так же отличительной особенностью представлен тематический план программы [3]:
– 30 видеолекций для родителей
– 30 сценариев встреч (родительских собраний)
– 30 презентаций
– 30 памяток для родителей.
Всё изложено в методическом сопровождении доступным языком в виде реальных историй и примеров из жизни.
В настоящее время проведено 4 занятия из цикла программы, и уже характерны положительные изменения. В практическом разрезе промежуточного наблюдения, выяснено, что незначительно, но увеличилась доля отцов, принимающих участие в жизни детского сада, в том числе из неполных семей. Матери воспитанников отмечают, что снизилась семейная тревожность.
Примерный план — конспект взаимодействия с родительской общественностью.
Цель: замотивировать на участие в программе «Азбука счастливой семьи», снять эмоциональное напряжение, сплотить группу.
Техническое оснащение: ватман и маркер; листы с ручками для участников; карточки с названиями эмоциональных состояний (чувств).
Рекомендуемый ход проведения
Упражнение 1. Знакомство
Цель: познакомить участников друг с другом.
Участникам предлагается представиться следующим образом: «Здравствуйте, меня зовут, я люблю (мне нравится…)». Каждый говорит своё имя и то, что он любит или что ему нравится вне колледжа.
Правила группы: После знакомства педагог объясняет участникам основные принципы встречи. Затем члены группы приступают к выработке правил работы. Педагог подчёркивает, что в каждой группе могут быть особые правила, но приведённые ниже лежат в основе её работы:
Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия педагог предлагает принять единую форму обращения на «Ты», психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.
Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея коуч-сессии — превратить группу в своеобразное объёмное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Для чего это нужно? Если человека занимают главным образом прошлые события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включённым в групповую работу.
Как это выглядит? Вместо того, чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас.
Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников группы.
Для чего это нужно? Люди общаются друг с другом с большей готовностью, если видят, что каждый говорит то, что он действительно думает и чувствует.
Как это выглядит? Я не говорю: «Я с тобой полностью согласен», если про себя думаю: «Не во всём я разделяю твоё мнение».
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Всё, что происходит во время встреч, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.
Для чего это нужно? Каждому участнику группы легче найти в себе смелость и раскрыться, если он будет уверен, что потом никто никому не расскажет о том, что происходило во время встреч.
Как это выглядит? После встречи я могу рассказывать третьим лицам только о том, что переживал сам. Я не называю имён других участников и не сообщаю об их действиях, словах, чувствах. Недопустимость непосредственных оценок человека. Я не спрашиваю: «Почему?», а спрашиваю «что?», «когда?», и «как?». При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.
Для чего это нужно? Вопросы «ЧТО?», «КОГДА?», «КАК?» имеют отношение к фактам, которые происходили в реальности и предполагают меньше возможности для интерпретаций, оценок и субъективных суждений, чем вопрос «ПОЧЕМУ?». Поэтому они воспринимаются окружающими как менее опасные. Как это выглядит? Я не спрашиваю: «Почему ты так нервничаешь?» Вместо этого я говорю тебе: «Я замечаю твоё волнение и мне от этого тревожно. Если можешь, скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас беспокоит?».
Не бояться ошибок, не ругаться, не кусаться
Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.
Упражнение 2. Миниатюрная ролевая игра.
Цель: выявить эмоциональные состояния участников группы в настоящий момент и плавно перейти к информационной части коуч-сессии о роли эмоций в жизни человека.
Педагог переходит к информационной части: «Роль эмоций в жизни человека». Проявление очень сильных эмоций — гнев, страх, отвращение, ревность, любовь, голод, жажда — настолько могут менять поведение человека, что его не узнают даже близкие люди. Педагог обращается к группе: «Кому знакома такая ситуация?». По ходу дискуссии педагог продолжает теоретическую часть. Эмоции спасают там, где человек уже не может хорошо отработанными способами найти выход, решить задачу в сложной создавшейся ситуации. Таким образом, эмоции играют и приспособительную роль в жизни человека.
Упражнение 3. Список слов
Цель: пополнение словарного запаса и понятийного аппарата.
В дальнейшем это облегчит как осознание собственных эмоциональных переживаний, так и их вербализацию.
Педагог предлагает участникам составить список слов, обозначающих эмоции и чувства. На выполнение задания отводится 10 минут. Во время обсуждения составляется общий список на ватмане (на следующих встречах список будет пополняться).
Упражнение 4.
Цель: научиться понимать эмоции по невербальным проявлениям.
Психологу нужно подвести участников к осознанию того, насколько человеку бывает сложно понимать проявления эмоций.
Участники группы садятся полукругом.
Педагог: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки изобразит невербально это состояние или чувство. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком».
Примеры эмоциональных состояний и чувств берутся из составленного списка в предыдущем упражнении.
После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображённого состояния или чувства, а педагог называет его. Затем Педагог задаёт вопрос: «Было ли сложно в распознавании и в обозначении эмоции другого человека?». Обсуждение вопроса.
Полезная информация: У людей наиболее выраженно эмоции проявляются на лице и с помощью различных поз.
Упражнение 5. «Плот»
Цель: сплотить участников группы, снять эмоциональное напряжение.
Педагог — психолог: «Мы все плывём на корабле. Вдруг — кораблекрушение. Всем надо разместиться на маленьком плоту» (коврик, или квадратик, нарисованный мелом на полу).
Домашнее задание. Завести дневник, в котором нужно будет отмечать эмоциональные состояния свои и окружающих вас людей (в семье, в кругу друзей). Обратная связь (рефлексия прошедшего встречи).
Поблагодарим друг друга за работу. Похлопаем!!!
Таким образом, предложенные мероприятия программы «Азбука счастливой семьи» способствуют изменению эмоциональной дистанции родителя с ребенком, удовлетворению семейными отношениями, уменьшению нервно-психического напряжения, повышению функционального ресурса семьи, а также осознанности родительства.
Литература:
- Бондаренко, В. Г. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / В. Г. Бондаренко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. № 4 (70).
- Коробейников, И. А. От вариантов развития детей с задержкой психического развития к образовательным маршрутам / И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016. − № 1.
- Машкова Д. Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства (издание дополненное и расширенное) / Д. Машкова // Бомбора, 2022.