Система взаимодействия воспитателей с родительской общественностью в рамках реализации программы «Азбука счастливой семьи» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.11.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Р. О. Система взаимодействия воспитателей с родительской общественностью в рамках реализации программы «Азбука счастливой семьи» (из опыта работы) / Р. О. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119258/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены основные аспекты ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе. Предложенные мероприятия реализации программы «Азбука счастливой семьи» способствуют личностному построению ресурса семейного благополучия и залогу сохранности детско-родительских отношений, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.

Ключевые слова: семейное неблагополучие, профилактика, воспитанники ОВЗ, программа Азбука счастливой семьи.

Проблема ранней профилактики семейного неблагополучия определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. В последнее десятилетие актуальной становится задача формирования конкурентоспособной личности, готовой к продуктивному взаимодействию в различных социальных сферах и ребёнок с ограниченными возможностями здоровья здесь не исключение.

В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья от особенностей родительского отношения: чем менее проявляется готовность родителей к конструктивному взаимодействию, тем более выражаются проблемы в их принятии и понятии своего ребенка.

Так в теоретических и практических исследованиях А. Я. Варга, В. В. Столина, Ю. В. Тихомировой отмечается, что ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом состоянии и развитии [1].

И. А. Коробейников отмечает, что значительный процент родителей детей с ОВЗ характеризуется выраженным отрицанием диагноза своего ребенка. Данную особенность можно объяснить психологической защитой родителей детей с ОВЗ от неприятных переживаний и желанием верить в лучшее [2].

Родители детей с ОВЗ характеризуются меньшим принятием особенностей своего ребенка и его диагноза. Этим можно объяснить, почему родители детей с ОВЗ не обращаются за помощью, не верят врачам, отказываются от выполнения рекомендаций специалистов.

Более выражен фактор коммуникативных трудностей в общении с ребенком. Родители таких детей не всегда способны в полной мере внимательно и терпеливо слушать ребенка, проявлять спокойствие и выдержку в эмоционально-трудных ситуациях, не стараются приобщать ребенка к посильным домашним делам [1].

Рассматривая особенности ранней профилактики семейного неблагополучия в рамках образовательной организации, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективных форм поддержки является реализация программы «Азбука счастливой семьи», представляющая собой активную направленность на личностную составляющую современного родителя.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе — это не единовременная помощь, а долговременная поддержка, в основе которой заложена четкая организация, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем ребёнка.

Отметим тот факт, что в МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе функционируют 2 компенсирующие группы старшего и подготовительного к школе возраста, которые посещают 20 воспитанников с ОВЗ.

Реализация программы «Азбука счастливой семьи» в условиях детского сада является весьма актуальной, так как проведя анализ опыта работы воспитателей с родительской общественностью, выявлены как положительные, так и недостаточные стороны сотрудничества: преобладают традиционные формы работы с родителями, но результаты малорезультатны; педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей педагогической функции и не хотят предъявлять своим детям единые требования как дома, так и в детском саду.

Именной поэтому МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе выбрал в 2024 году для своей траектории развития в семейных отношениях инновационное направление — реализацию программы «Азбука счастливой семьи». Детский сад включился в реализацию муниципального проекта «Методическое сопровождение педагогических работников по реализации программы «Азбука счастливой семьи» в образовательных организациях Туапсинского района. Программа одобрена Институтом воспитания Российской Академии Образования и рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации для работы с родителями.

Проведение мероприятий программы с родителями имеет «Равный диалог». В программе не предусмотрены традиционные формы работы. В формате «равный-равному», предусматривается усаживание участников в круг, чтобы родители и педагог чувствовали себя в едином пространстве. В дни, когда проводятся собрания такого типа, группу можно разделить на несколько секций: одна часть работает, а другая пьет чай [3].

Так же отличительной особенностью представлен тематический план программы [3]:

– 30 видеолекций для родителей

– 30 сценариев встреч (родительских собраний)

– 30 презентаций

– 30 памяток для родителей.

Всё изложено в методическом сопровождении доступным языком в виде реальных историй и примеров из жизни.

В настоящее время проведено 4 занятия из цикла программы, и уже характерны положительные изменения. В практическом разрезе промежуточного наблюдения, выяснено, что незначительно, но увеличилась доля отцов, принимающих участие в жизни детского сада, в том числе из неполных семей. Матери воспитанников отмечают, что снизилась семейная тревожность.

Примерный план — конспект взаимодействия с родительской общественностью.

Цель: замотивировать на участие в программе «Азбука счастливой семьи», снять эмоциональное напряжение, сплотить группу.

Техническое оснащение: ватман и маркер; листы с ручками для участников; карточки с названиями эмоциональных состояний (чувств).

Рекомендуемый ход проведения

Упражнение 1. Знакомство

Цель: познакомить участников друг с другом.

Участникам предлагается представиться следующим образом: «Здравствуйте, меня зовут, я люблю (мне нравится…)». Каждый говорит своё имя и то, что он любит или что ему нравится вне колледжа.

Правила группы: После знакомства педагог объясняет участникам основные принципы встречи. Затем члены группы приступают к выработке правил работы. Педагог подчёркивает, что в каждой группе могут быть особые правила, но приведённые ниже лежат в основе её работы:

Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия педагог предлагает принять единую форму обращения на «Ты», психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.

Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея коуч-сессии — превратить группу в своеобразное объёмное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Для чего это нужно? Если человека занимают главным образом прошлые события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включённым в групповую работу.

Как это выглядит? Вместо того, чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас.

Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников группы.

Для чего это нужно? Люди общаются друг с другом с большей готовностью, если видят, что каждый говорит то, что он действительно думает и чувствует.

Как это выглядит? Я не говорю: «Я с тобой полностью согласен», если про себя думаю: «Не во всём я разделяю твоё мнение».

Конфиденциальность всего происходящего в группе. Всё, что происходит во время встреч, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

Для чего это нужно? Каждому участнику группы легче найти в себе смелость и раскрыться, если он будет уверен, что потом никто никому не расскажет о том, что происходило во время встреч.

Как это выглядит? После встречи я могу рассказывать третьим лицам только о том, что переживал сам. Я не называю имён других участников и не сообщаю об их действиях, словах, чувствах. Недопустимость непосредственных оценок человека. Я не спрашиваю: «Почему?», а спрашиваю «что?», «когда?», и «как?». При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.

Для чего это нужно? Вопросы «ЧТО?», «КОГДА?», «КАК?» имеют отношение к фактам, которые происходили в реальности и предполагают меньше возможности для интерпретаций, оценок и субъективных суждений, чем вопрос «ПОЧЕМУ?». Поэтому они воспринимаются окружающими как менее опасные. Как это выглядит? Я не спрашиваю: «Почему ты так нервничаешь?» Вместо этого я говорю тебе: «Я замечаю твоё волнение и мне от этого тревожно. Если можешь, скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас беспокоит?».

Не бояться ошибок, не ругаться, не кусаться

Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Упражнение 2. Миниатюрная ролевая игра.

Цель: выявить эмоциональные состояния участников группы в настоящий момент и плавно перейти к информационной части коуч-сессии о роли эмоций в жизни человека.

Педагог переходит к информационной части: «Роль эмоций в жизни человека». Проявление очень сильных эмоций — гнев, страх, отвращение, ревность, любовь, голод, жажда — настолько могут менять поведение человека, что его не узнают даже близкие люди. Педагог обращается к группе: «Кому знакома такая ситуация?». По ходу дискуссии педагог продолжает теоретическую часть. Эмоции спасают там, где человек уже не может хорошо отработанными способами найти выход, решить задачу в сложной создавшейся ситуации. Таким образом, эмоции играют и приспособительную роль в жизни человека.

Упражнение 3. Список слов

Цель: пополнение словарного запаса и понятийного аппарата.

В дальнейшем это облегчит как осознание собственных эмоциональных переживаний, так и их вербализацию.

Педагог предлагает участникам составить список слов, обозначающих эмоции и чувства. На выполнение задания отводится 10 минут. Во время обсуждения составляется общий список на ватмане (на следующих встречах список будет пополняться).

Упражнение 4.

Цель: научиться понимать эмоции по невербальным проявлениям.

Психологу нужно подвести участников к осознанию того, насколько человеку бывает сложно понимать проявления эмоций.

Участники группы садятся полукругом.

Педагог: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки изобразит невербально это состояние или чувство. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком».

Примеры эмоциональных состояний и чувств берутся из составленного списка в предыдущем упражнении.

После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображённого состояния или чувства, а педагог называет его. Затем Педагог задаёт вопрос: «Было ли сложно в распознавании и в обозначении эмоции другого человека?». Обсуждение вопроса.

Полезная информация: У людей наиболее выраженно эмоции проявляются на лице и с помощью различных поз.

Упражнение 5. «Плот»

Цель: сплотить участников группы, снять эмоциональное напряжение.

Педагог — психолог: «Мы все плывём на корабле. Вдруг — кораблекрушение. Всем надо разместиться на маленьком плоту» (коврик, или квадратик, нарисованный мелом на полу).

Домашнее задание. Завести дневник, в котором нужно будет отмечать эмоциональные состояния свои и окружающих вас людей (в семье, в кругу друзей). Обратная связь (рефлексия прошедшего встречи).

Поблагодарим друг друга за работу. Похлопаем!!!

Таким образом, предложенные мероприятия программы «Азбука счастливой семьи» способствуют изменению эмоциональной дистанции родителя с ребенком, удовлетворению семейными отношениями, уменьшению нервно-психического напряжения, повышению функционального ресурса семьи, а также осознанности родительства.

Литература:

  1. Бондаренко, В. Г. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / В. Г. Бондаренко // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. № 4 (70).
  2. Коробейников, И. А. От вариантов развития детей с задержкой психического развития к образовательным маршрутам / И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016. − № 1.
  3. Машкова Д. Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства (издание дополненное и расширенное) / Д. Машкова // Бомбора, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): счастливая семья, семейное неблагополучие, участник группы, детский сад, педагог, ранняя профилактика, реализация программы, родительская общественность, туапсе, член группы.


Ключевые слова

профилактика, семейное неблагополучие, воспитанники ОВЗ, программа Азбука счастливой семьи

Похожие статьи

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьника

В данной статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе формирования организма. Проанализированы характерные особенности детей в начале пубертатного периода (на примере социальных опросов, личного опыта и статей в ...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...

Похожие статьи

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Взаимодействие образовательной организации и семьи по здоровьесбережению — важная составляющая процесса гуманизации дошкольного образования

В статье рассмотрены пути решения проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через организацию детско-родительского клуба. Данная форма сотр...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьника

В данной статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе формирования организма. Проанализированы характерные особенности детей в начале пубертатного периода (на примере социальных опросов, личного опыта и статей в ...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...

Задать вопрос