Современная семья глазами дошколенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лапина, Т. М. Современная семья глазами дошколенка / Т. М. Лапина, М. Н. Ольшанская, М. В. Фомовская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9277/ (дата обращения: 18.07.2024).



В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом.

Тараданова Дарья

В статье рассматривается важность современной семьи для ребёнка дошкольного возраста, которая является связующим звеном жизни ребёнка дошкольного возраста с общественной средой. В статье описаны методики, которые позволяют взрослым посмотреть на свою семью глазами ребёнка.

Ключевые слова: семья, родители, методика, тест, проективные методики.

По определению обществоведов «семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями». В свою очередь в Большом энциклопедическом словаре приводится следующее определение «семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». Во Всеобщей декларации прав человека закреплено следующее: «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В современном мире роль семьи несравненна с другими социальными институтами. Поскольку только в семье закладываются основы нравственности ребёнка, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности ребёнка, но и его самоутверждению, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья для ребенка-дошкольника — основополагающее звено, которое соединяет его жизнь с социальным миром. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить затворнической жизнью. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. В законодательных документах Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе отведена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка, закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, отмечена роль иных социальных институтов, которые направлены поддержать, помочь, нацелить, расширить воспитательную деятельность семьи. В первую очередь только в семье формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества, закладываются основы нравственности человека. Дошколёнок воспринимает мир глазами взрослых — его родителей. Родители формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. И только от родителей зависит то, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни.

Становление личности ребенка в семье — взаимный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются. При этом дети (конечно, неосознанно) воспитывают родителей вплоть до подросткового возраста. В потоке воспитательных действий дети выбирают свою дорогу, другими словами, с вашей помощью воспитывают себя.

Та или иная семейная ситуация, которую вы расцениваете как положительную, может восприниматься детьми как отрицательная. Ребенок — человек чувствующий, думающий, по-своему синтезирующий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть. Следовательно, для того чтобы понять, почему ребенок именно такой, какой он есть, вам необходимо знать, как он видит семью и вас, как интерпретирует происходящее. Для ребенка весь мир — это семья. Каким видит себя ребёнок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? И как посмотреть «глазами ребенка» на мир своей семьи? С 1951 года В. Хьюпс впервые стал применять тест для дошкольников «Рисунок семьи». В 1972 году Р. Бернес и С. Кауфман также описали эту методику. Позже многие отечественные учёные В. Хьюлса, А. И. Захарова, Л. Кормана, В. К. Лосева разработали интерпретацию результатов теста «Рисуем семью». Данные интерпретации дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В. К. Лосевой, где предлагается анализировать рисунок семьи по трем уровням:

1) Интерпретируется обобщенная структура рисунка.

2) Интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.

3) Анализируется процесс рисования.

Детский рисунок на тему «Моя семья»

Рис. 1. Детский рисунок на тему «Моя семья»

Казалось бы, просто детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий смысл и представляет собой диагностику внутрисемейных отношений. Модификация рисуночной методики «Моя семья» в «Семью, которую хочу» дает возможность заглянуть в душу ребёнка и узнать его тайные желания. Надо отметить, что дети не рисуют себя в будущем, когда вырастут и станут взрослыми. Дошколята рисуют семью, которую хотят иметь сейчас, а не тогда, когда они вырастут. Дошколёнок создаёт семью так, чтобы ему в ней было спокойно и надежно. Поэтому он убирает одних людей, меняет местами других, помещает себя поближе к маме, папе, рисует домашних животных, о которых мечтает. Существуют разнообразные экспериментальные методики, с помощью которых можно получить интересный материал о жизни ребёнка в семье и его отношения к ней. Этот материал может существенно изменить предположения взрослого о положении ребенка в семье и характере семейных отношений, а во многих случаях и отношений с родителями. Например, проективные методики, которые основаны на принципе проекции — перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Дошкольнику предлагаются те или иные задания, которые можно выполнить в зависимости от его накопленного опыта, потребностей и желаний, представлений об окружающем мире. Для того чтобы увидеть семью ребёнка его глазами и изучить особенности семейного уклада, можно использовать игровые задания, методики комментирования картинки, методики завершения рассказа, неоконченных предложений.

Мы, старшее поколение, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье.

В нашем детском саду № 37 «Ёлочка» города Волжского Волгоградской области широко используются различные методики, которые дошколята с огромным удовольствием выполняют. Мы надеемся, что каждому родителю нашего сада будет интересно увидеть свою семью глазами ребёнка. И предлагаем подборку игровых заданий, которые они могут использовать.

Упражнение «Семья — это…»

Члены семьи по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием «семья». Слова не должны повторяться. Если ребёнок-дошколёнок затрудняется назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь и сказать слово в конце.

Упражнение « Семья в ассоциациях»

Членам семьи предлагается, как можно образно представить семью? В виде чего? В виде кого?

Упражнение «Дом — семья»

Сейчас мы вместе с вами построим дом. У каждого из вас есть набор кирпичиков разного цвета. И каждый из вас может выбрать тот кирпичик, который считает по цвету соответствующим своей семье.

Упражнение «Продолжи предложение».

Что вы понимаете под словом «семья»? Дошколята продолжают предложение. Например, Семья — это когда бабушка печёт вкусные пирожки.

Упражнение «Солнечный луч»

Члены семьи любят вас, дарят вам своё тепло. Представьте, что вы — солнышко. Подарите свой солнечный луч, кому желаете.

На плакате с солнцем дети дорисовывают луч проговаривая, кому они посылают свою любовь.

В заключение хочется сказать семья — это очень сложное социальное образование. Положение ребенка в семье меняются со временем в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Проективные методики и игровые методы помогают взрослому увидеть «глазами ребенка» свою семью. Поможет им понять собственного ребенка, убедит в необходимости изменения отношения к нему. При изучении семьи «глазами ребенка» от взрослых требуется особый такт, которые должны постоянно помнить, что они с помощью научных методов проникли в тайные уголки души ребенка. А такое вторжение во внутренний мир ребенка должно быть использовано только в интересах ребенка и семьи.

Литература:

  1. Ковалёв С. В. Психология семейных отношений: Информ-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн.для учителя/С. В. Ковалёв, — М.; Просвещение,1988.
  2. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С. В. Ковалев.-М.: Просвещение,1988.
  3. Мустаева Ф. А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис. -2009.-№ 3.
  4. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы.М.: МГУ,2000г.
  5. Тест «Рисунок семьи» / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей — М., 2005.
Задать вопрос