Значение семьи в процессе формирования личности ребенка
Авторы: Апряткина Елена Николаевна, Бондаренко Юлия Валерьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Апряткина, Е. Н. Значение семьи в процессе формирования личности ребенка / Е. Н. Апряткина, Ю. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9289/ (дата обращения: 21.11.2024).
Семья — мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
У каждого человека, начиная с рождения, на первом месте всегда стоит семья. Она занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Для ребенка дошкольного возраста семья — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является он сам. Семья — это отдельный мир со своими уникальными традициями, создающими неповторимую атмосферу в каждом доме.
Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В связи с тем, что детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, позволяющая воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим, очень важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте получил удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь — с родителями. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Это впоследствии позволит дошкольнику почувствовать ответственность за своих родных и близких, сопереживать им, научиться заботиться о них с детства. Это и есть основа основ нравственного воспитания ребенка, его самая первая и самая важная ступень — ознакомление ребенка с понятием «семья».
Но формирование представления о семье не возможно без поддержки самой семьи. В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей.
Семья — основополагающая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу на тему «Моя семья, Мой дом», то у детей воспитывается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о: родословной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них.
Дом — это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом — это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения позволяют показать малышу, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире. «Родной дом» — это сложное и многогранное понятие. С любви к дому, семье, березке, растущей во дворе, и начинается любовь к малой Родине, родному краю, стране. Дом — это место, где человек чувствует себя защищенным.
Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело воспитать в ребенке ценность семейных отношений. Но не стоит забывать, что формирование элементарных представлений о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения начинается с раннего возраста. Поэтому очень важна совместная работа воспитателей и родителей по формированию у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи.
Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.
Семья всегда выполняет воспитательную функцию. В семье ребёнок познает, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка-дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я — член семьи, я — член коллектива, я — житель этого города, я — гражданин России, и только после этого, я — житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное — отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.
Работа нашего детского сада направлена на обогащение знаний детей о семье, на сближение коллектива педагогов с коллективом родителей. Мы активно используем такие формы работы, как совместная коллективная деятельность по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мой дом», «Профессия моих родителей». Детям очень нравиться быть в роли «папы» или «мамы».
Для сближения родителей и детей, мы проводим мастер-класс по оформлению фотоальбома «Моя семья», Моя родословная» — дети совместно с родителями составляют рассказы о семье, сочиняют стихи.
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы, которые мы проводим по темам: «Какая у тебя семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе»; тематические занятия: «Моя дружная семья!», «Состав семьи» (Семь Я), «Мое любимое занятие», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Мой лучший друг» и другие. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о том, как они провели выходные или праздничные дни.
Неоценимую роль в нравственном воспитании дошкольников играет устное народное творчество: знакомство и заучивание пословиц и поговорок о семье, чтение рассказов о семье. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Мы с воспитанниками познакомились с такими произведениями, как: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Моя родня» Я. Аким и др.
Очень важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет их художественное творчество. В своих рисунках дети передают образ своей семьи, с большим старанием готовят подарки для родителей.
Важным средством формирования положительных взаимоотношений дошкольников как со сверстниками, так и со взрослыми, является их совместная трудовая деятельность, в процессе которой дети активно общаются с целью распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. Мы вместе с родителями и детьми благоустраиваем территорию нашего детского сада: проводим покраску малых форм нашего участка, оформляем цветочные клумбы. Как показывает практика, дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся на нем совместно с родителями.
К сожалению, наши дети часто имеют смутное представление о мире профессий, не знают, кем работают мама и папа. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Низкий объем знаний у дошкольников о разных профессиях, об их значимости для общества приводит к отсутствию у ребенка интереса к труду взрослых. С целью изменения ситуации мы большое внимание уделяем знакомству детей с миром профессий, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желание научиться трудиться как взрослый. Знакомство детей с различными видами профессионального труда помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждает интерес к их профессиональной деятельности, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. На одном из собраний было предложено родителям творческое задание, совместно с детьми оформить семейный альбом. Наша совместная работа родителей и детей превратилась в увлекательное задание.
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги — партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Представляем вашему вниманию конспект н етрадиционного родительского собрания «Моя семья!»
Цель: Укрепление привязанности между родителями и детьми, через осознание важности каждого члена семьи, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни маленького человека.
Задачи :
— Активизировать внимание родителей;
— Создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми;
— Развивать творческие способности взрослых и детей;
— Укрепить привязанность к членам своей семьи;
— Формировать нравственное отношение к семейным традициям.
— Формировать доброжелательное отношение между родителями и детьми;
— Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
— Повысить уровень педагогической культуры родителей;
— Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
— Создание благоприятного отношения между родителями, детьми и педагогами, для более результативной работы.
— Познакомить родителей с мнением детей о семье и счастье.
Ход собрания
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в Вы нашли время и пришли к нам.
Семья — это заботливые мама и папа, добрые бабушка и дедушка, весёлые и дружные братья и сёстры.
Семья — маленькая Вселенная. Создать дружную и любящую семью, в которой важен каждый — очень трудно.
А сейчас я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать.
Загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого очень любят дети?
На вопрос ответьте прямо:
— Всех милее наша … (мама)
Кто не в шутку, а в серьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С высоты упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно… (папа)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
Кто весёлый карапузик –
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой … (братишка)
Кто любит меня и братишку?
Но больше любит наряжаться,
Очень модная девчонка –
Моя старшая… (сестрёнка)
Мамы старшая сестра –
С виду вовсе не стара,
И с улыбкой спросит:
«Как вы живёте?»
Кто в гости к нам приехал? (тётя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам домой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне… (дядя)
Воспитатель: Акаким словом можно объединить всех названных людей? (семья)
Воспитатель: Семья — самое главное в жизни человека — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Чтение стихотворений детьми
1. Семья — это мы. Семья — это я.
Семья — это папа и мама моя.
Семья — Саша, братишка родной.
Семья — это котик пушистенький мой.
2 .Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А ещё есть друг у меня
Друг Серёжа мне тоже родня.
Все секреты ему говорю
Все на свете ему подарю.
3 .Свою семью я уважаю,
Сестру оберегаю,
Вместе с ней гуляю
В квартире убираю!
Мы друг другу помогаем
И счастье всем желаем.
Мама, я, сестра моя –
Вместе дружная семья!
4. Моя дружная семья:
Папа, мама, бабушка и я.
Папа мой большой, как слон,
Очень ласковый родной.
Мама мамочка моя
Очень добрая она.
А вот без милой бабушки,
Бабушки родной,
Не представляю жизни,
Ну просто никакой!
5. Если спросят: почему
Я люблю свою семью?
Я отвечу без труда,
Вместе интересно нам
Ходить и там, и там, и там.
Мы очень дружненько живём,
И песни весело поём.
Воспитатель: Семья — это труд, друг о друге забота.
Семья — это много домашней работы.
Семья — важно!
Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры по дальше гоните,
Хочу чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Атеперь немного поиграем и понаблюдаем, как вы дружны, доброжелательны друг другу.
Конкурс «Стрельба из лука» (2 команды ребёнок и взрослый)
На охоту выходят папы (дедушки) и мальчик. Мишенью служит ведро, а луком репчатый лук. Ведро (мишень) устанавливаем на расстоянии 4 метров, на каждую команду по 10 луковиц. Побеждает, та команда, в ведре которой окажется больше луковиц.
Конкурс «Сварим суп» (2 команды ребёнок и взрослый)
На кухню выходят мама (бабушка) и девочка.
На столе овощи: картофель, морковь, лук из которых нужно приготовить суп. (кастрюли, ножи, вода, тазики)
Сначала надо помыть и почистить овощи (дети моют, а взрослые чистят). Побеждает, та команда которая быстрее приготовит суп.
Игра «Назови ласково каждого члена семьи»
Сын — сынок — сынуля — сыночек.
Дочь — дочка — дочурка — доченька.
Мама — мамуля — мамочка.
Папа — папуля — папочка.
Бабушка — бабуличка — бабуля.
Дед — дедушка — дедуля.
Брат — братик — братишка.
Сестра — сестричка.
Игра «Узнай своего сына или дочку»
Дети стоят в кругу, в центр круга приглашается один из гостей, с завязанными глазами ему надо определить своего ребенка. (можно приглашать несколько родителей).
Воспитатель: Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Интересно, а наши родители знают пословицы о семье? Я начну, а вы продолжите.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своём доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
В дружной семье и в холод тепло.
В не дружной семье добра не бывает.
В приличном доме густо, а в ленивом пусто.
Воспитатель: Дорогие родители, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Педагоги могут только помочь вам в этом. Вам всегда необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение, ваша любовь и понимание. Старайтесь быть примером для своих деток.
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением О. Высотской:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.