Значение семьи в процессе формирования личности ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Апряткина, Е. Н. Значение семьи в процессе формирования личности ребенка / Е. Н. Апряткина, Ю. В. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9289/ (дата обращения: 22.12.2024).



Семья — мой дом родной.

Там я живу, там мой покой,

Мое пристанище и кров,

Мои мечты, моя любовь.

У каждого человека, начиная с рождения, на первом месте всегда стоит семья. Она занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Для ребенка дошкольного возраста семья — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является он сам. Семья — это отдельный мир со своими уникальными традициями, создающими неповторимую атмосферу в каждом доме.

Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В связи с тем, что детям свойственна большая эмоциональная отзывчивость, позволяющая воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим, очень важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте получил удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь — с родителями. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Это впоследствии позволит дошкольнику почувствовать ответственность за своих родных и близких, сопереживать им, научиться заботиться о них с детства. Это и есть основа основ нравственного воспитания ребенка, его самая первая и самая важная ступень — ознакомление ребенка с понятием «семья».

Но формирование представления о семье не возможно без поддержки самой семьи. В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей.

Семья — основополагающая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.

Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу на тему «Моя семья, Мой дом», то у детей воспитывается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о: родословной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них.

Дом — это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом — это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения позволяют показать малышу, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире. «Родной дом» — это сложное и многогранное понятие. С любви к дому, семье, березке, растущей во дворе, и начинается любовь к малой Родине, родному краю, стране. Дом — это место, где человек чувствует себя защищенным.

Семья — это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело воспитать в ребенке ценность семейных отношений. Но не стоит забывать, что формирование элементарных представлений о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения начинается с раннего возраста. Поэтому очень важна совместная работа воспитателей и родителей по формированию у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи.

Семейные ценности — это принципы, на которых основывается наша жизнь. Поэтому воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому и семье является первостепенным.

Семья всегда выполняет воспитательную функцию. В семье ребёнок познает, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка-дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я — член семьи, я — член коллектива, я — житель этого города, я — гражданин России, и только после этого, я — житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное — отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.

Работа нашего детского сада направлена на обогащение знаний детей о семье, на сближение коллектива педагогов с коллективом родителей. Мы активно используем такие формы работы, как совместная коллективная деятельность по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мой дом», «Профессия моих родителей». Детям очень нравиться быть в роли «папы» или «мамы».

Для сближения родителей и детей, мы проводим мастер-класс по оформлению фотоальбома «Моя семья», Моя родословная» — дети совместно с родителями составляют рассказы о семье, сочиняют стихи.

Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы, которые мы проводим по темам: «Какая у тебя семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе»; тематические занятия: «Моя дружная семья!», «Состав семьи» (Семь Я), «Мое любимое занятие», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Мой лучший друг» и другие. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о том, как они провели выходные или праздничные дни.

Неоценимую роль в нравственном воспитании дошкольников играет устное народное творчество: знакомство и заучивание пословиц и поговорок о семье, чтение рассказов о семье. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Мы с воспитанниками познакомились с такими произведениями, как: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Моя родня» Я. Аким и др.

Очень важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет их художественное творчество. В своих рисунках дети передают образ своей семьи, с большим старанием готовят подарки для родителей.

Важным средством формирования положительных взаимоотношений дошкольников как со сверстниками, так и со взрослыми, является их совместная трудовая деятельность, в процессе которой дети активно общаются с целью распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. Мы вместе с родителями и детьми благоустраиваем территорию нашего детского сада: проводим покраску малых форм нашего участка, оформляем цветочные клумбы. Как показывает практика, дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся на нем совместно с родителями.

К сожалению, наши дети часто имеют смутное представление о мире профессий, не знают, кем работают мама и папа. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Низкий объем знаний у дошкольников о разных профессиях, об их значимости для общества приводит к отсутствию у ребенка интереса к труду взрослых. С целью изменения ситуации мы большое внимание уделяем знакомству детей с миром профессий, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желание научиться трудиться как взрослый. Знакомство детей с различными видами профессионального труда помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждает интерес к их профессиональной деятельности, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащает словарный запас.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. На одном из собраний было предложено родителям творческое задание, совместно с детьми оформить семейный альбом. Наша совместная работа родителей и детей превратилась в увлекательное задание.

В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги — партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Родители стали понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Представляем вашему вниманию конспект н етрадиционного родительского собрания «Моя семья!»

Цель: Укрепление привязанности между родителями и детьми, через осознание важности каждого члена семьи, помощь родителям в осознании значимости семьи в жизни маленького человека.

Задачи :

— Активизировать внимание родителей;

— Создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми;

— Развивать творческие способности взрослых и детей;

— Укрепить привязанность к членам своей семьи;

— Формировать нравственное отношение к семейным традициям.

— Формировать доброжелательное отношение между родителями и детьми;

— Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

— Повысить уровень педагогической культуры родителей;

— Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

— Создание благоприятного отношения между родителями, детьми и педагогами, для более результативной работы.

— Познакомить родителей с мнением детей о семье и счастье.

Ход собрания

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в Вы нашли время и пришли к нам.

Семья — это заботливые мама и папа, добрые бабушка и дедушка, весёлые и дружные братья и сёстры.

Семья — маленькая Вселенная. Создать дружную и любящую семью, в которой важен каждый — очень трудно.

А сейчас я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать.

Загадки:

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос ответьте прямо:

— Всех милее наша … (мама)

Кто не в шутку, а в серьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С высоты упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно… (папа)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (дед)

Кто весёлый карапузик –

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка –

Это младший мой … (братишка)

Кто любит меня и братишку?

Но больше любит наряжаться,

Очень модная девчонка –

Моя старшая… (сестрёнка)

Мамы старшая сестра –

С виду вовсе не стара,

И с улыбкой спросит:

«Как вы живёте?»

Кто в гости к нам приехал? (тётя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам домой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне… (дядя)

Воспитатель: Акаким словом можно объединить всех названных людей? (семья)

Воспитатель: Семья — самое главное в жизни человека — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Чтение стихотворений детьми

1. Семья — это мы. Семья — это я.

Семья — это папа и мама моя.

Семья — Саша, братишка родной.

Семья — это котик пушистенький мой.

2 .Мама с папой — моя родня.

Нет роднее родни у меня

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А ещё есть друг у меня

Друг Серёжа мне тоже родня.

Все секреты ему говорю

Все на свете ему подарю.

3 .Свою семью я уважаю,

Сестру оберегаю,

Вместе с ней гуляю

В квартире убираю!

Мы друг другу помогаем

И счастье всем желаем.

Мама, я, сестра моя –

Вместе дружная семья!

4. Моя дружная семья:

Папа, мама, бабушка и я.

Папа мой большой, как слон,

Очень ласковый родной.

Мама мамочка моя

Очень добрая она.

А вот без милой бабушки,

Бабушки родной,

Не представляю жизни,

Ну просто никакой!

5. Если спросят: почему

Я люблю свою семью?

Я отвечу без труда,

Вместе интересно нам

Ходить и там, и там, и там.

Мы очень дружненько живём,

И песни весело поём.

Воспитатель: Семья — это труд, друг о друге забота.

Семья — это много домашней работы.

Семья — важно!

Семья — это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры по дальше гоните,

Хочу чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Атеперь немного поиграем и понаблюдаем, как вы дружны, доброжелательны друг другу.

Конкурс «Стрельба из лука» (2 команды ребёнок и взрослый)

На охоту выходят папы (дедушки) и мальчик. Мишенью служит ведро, а луком репчатый лук. Ведро (мишень) устанавливаем на расстоянии 4 метров, на каждую команду по 10 луковиц. Побеждает, та команда, в ведре которой окажется больше луковиц.

Конкурс «Сварим суп» (2 команды ребёнок и взрослый)

На кухню выходят мама (бабушка) и девочка.

На столе овощи: картофель, морковь, лук из которых нужно приготовить суп. (кастрюли, ножи, вода, тазики)

Сначала надо помыть и почистить овощи (дети моют, а взрослые чистят). Побеждает, та команда которая быстрее приготовит суп.

Игра «Назови ласково каждого члена семьи»

Сын — сынок — сынуля — сыночек.

Дочь — дочка — дочурка — доченька.

Мама — мамуля — мамочка.

Папа — папуля — папочка.

Бабушка — бабуличка — бабуля.

Дед — дедушка — дедуля.

Брат — братик — братишка.

Сестра — сестричка.

Игра «Узнай своего сына или дочку»

Дети стоят в кругу, в центр круга приглашается один из гостей, с завязанными глазами ему надо определить своего ребенка. (можно приглашать несколько родителей).

Воспитатель: Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Интересно, а наши родители знают пословицы о семье? Я начну, а вы продолжите.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своём доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В дружной семье и в холод тепло.

В не дружной семье добра не бывает.

В приличном доме густо, а в ленивом пусто.

Воспитатель: Дорогие родители, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Педагоги могут только помочь вам в этом. Вам всегда необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение, ваша любовь и понимание. Старайтесь быть примером для своих деток.

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением О. Высотской:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

Задать вопрос