Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.11.2022

Статья просмотрена: 7297 раз

Библиографическое описание:

Белялова, Е. Н. Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья» / Е. Н. Белялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96389/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психическое и эмоциональное состояние ребенка, выявить уровень его тревожности и беспокойства в семье. Ведь уже давно доказано, что взаимоотношения в семье играют важную роль в жизни ребенка, они оказывают большое влияние на психоэмоциональное состояние детей и их дальнейшее развитие. Здоровая семейная обстановка — залог психического здоровья ребенка.

Ключевые слова: рисунок, рисуночная методика, рисуночный тест «Моя семья».

Рисуночные тесты в своей практике использует практически каждый психолог, однако, несмотря на это, не много источников литературы, где дается интерпретация этих рисунков.

Изучение детских рисунков датируется XIX веком. Сначала рисунки анализировались как проявление черт личности, интерпретируемых в основном З. Фрейдом. В теоретических рамках психоаналитическая теория и ее производные. Во-вторых, американский психолог Э. Коппитц попыталась разработать и научно обосновать классификацию «эмоциональных индикаторов», которые можно найти в детских рисунках. Третий тип связан со способами, которыми нормотипичные дети изображают лично важные или эмоционально значимые темы. Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана, Г. Т. Хоментаускас и др.

«Рисунок является неотъемлемой частью развития ребенка начиная с раннего возраста. Кроме того, рисование — это деятельность, которая позволяет детям при помощи символов выразить свои чувства, эмоции, переживания, представления, надежды, описать свою семью, так как ограниченный словарный запас детей не позволяет выразить это словами. То есть рисунок — это своеобразное сообщение, зашифрованное в образах, символическое выражение внутреннего бессознательного, и его нельзя замаскировать так же легко, как в общении словами. Задача психолога или педагога расшифровать это послание, понять, что «говорит» им ребенок» [2].

В своей книге Леонид Абрамович Венгер, советский психолог, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор «Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство» пишет: «Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т. е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т. п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги…

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности» [1].

Стоит отметить, что рисуночная методика «Моя семья» при правильном анализе является достаточно достоверной, ее рекомендуют применять для детей начиная с возраста пяти лет, однако эта методика прекрасно работает даже на взрослых людях. При помощи рисунка очень хорошо читается окружающая ребенка действительность. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Надо сказать, что рисунок семьи не является единственным диагностическим инструментом, он является дополняющим инструментом в анализе психоэмоционального состояния ребенка, диагностике, интересующей нас проблематике и т. д.

Теперь перейдем к описанию самой методики «Моя Семья».

Цель применения данной методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи : на основе выполнения изображения, при помощи ответов на уточняющие вопросы оценить психоэмоциональное состояние ребенка, особенности его восприятия, переживания ребенком отношений в своей семье.

Ребенку предоставляется лист белой бумаги (желательно форматом А4), ластик, на выбор предлагается простой карандаш, ручка, фломастеры и цветные карандаши. Дети выбирают инструменты не случайно. Этот выбор показывает настроение и личность. Выбор цветов также может интерпретироваться отдельно.

Даем ребенку задание — нарисуй свою семью настолько хорошо, сколько ты можешь. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья». Если возникают вопросы «нужно ли рисовать пейзаж?», «кого рисовать?» отвечаем — «на твое усмотрение, как тебе нравится». Время для выполнения рисунка предоставляем в пределах 15–30 минут.

На усмотрение психолога, допустимо использование дополнительных заданий, например:

— Нарисуй свою семью, где все обычно заняты своим делом;

— Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь;

— Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа;

— Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи [3].

Важно при индивидуальном исследовании, отмечать в протоколе такие детали:

1) расположение на листе: где, кто, каких размеров и как расположен (как и в основах анализа рисунка человека);

2) последовательность рисования деталей;

3) паузы дольше 15 секунд;

4) стирание каких-либо деталей;

5) спонтанные комментарии;

6) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием [3].

Когда рисунок готов, многие практикующие психологи рекомендуют прочувствовать ту первую эмоцию, которую вызывает рисунок. Для этого необходимо закрыть глаза, сделать глубокий вдох, выдох, открыть глаза и посмотреть на рисунок, заметить первую эмоцию, которую он вызывал.

При помощи дополнительных вопросов нам необходимо получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Например, задать такие вопросы:

— Скажи, кто тут нарисован?

— Где они находятся?

— Что они делают? Кто это придумал?

— Им весело или скучно? Почему?

— Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

— Кто из них самый несчастный? Почему?

«Последние два вопроса призваны вызвать ребенка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может инициировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются вопросы проективного характера (например, «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой» и т. п.)» [3].

Для интерпретации рисунка «Моя семья» необходимо выяснить:

а) возраст обследуемого ребенка;

б) состав его семьи, наличие братьев и сестер, их возраст;

в) как себя ведет ребенок в семье, детском саду или школе.

При выполнении задания определяется место, которое занимает ребенок в семье с точки зрения его восприятия.

Важно! Не надо просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке [4].

Важно! На рисунке ничего случайного не бывает!

Если ребенок забыл кого-то нарисовать, это говорит о том, что у него нет эмоциональной связи с этим членом семьи. Или этот человек отторгаем, и ребенок не хочет пускать его в свой круг.

Если на рисунке присутствуют дополнительные элементы, они являются дополнительным фактором, который дополняет жизнь ребенка.

Обработка теста проводится по схеме, представленной в таблице 1 [3].

Таблица 1

При интерпретации результатов следует обращать внимание на случаи, когда ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле. Персонаж, который нарисован большим — самый эмоционально значимый для ребенка. Чем выше расположен персонаж, тем больше его власть в семье, по мнению ребенка. Чем ближе к испытуемому тот или иной член семьи, таким он и считает его в жизни. Держатся за руки — более тесная эмоциональная связь между данными субъектами. Редко бывает, что на рисунке нет самого автора, это говорит о том, что ребенок не вписывает себя эмоционально в круг семьи. Нарушен эмоциональный контакт, если есть предмет между ребенком и родителями. Маленький рисунок — говорит о заниженной самооценке.

Также оценивается нажим карандаша (слабый — низкая самооценка, сильный — высокая самооценка, очень сильный — агрессивность).

Оцениваем значение линий и штриховки.

Когда рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка:

  1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
  2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
  3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
  4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
  5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
  6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона. [4]

Для примера проанализируем рисунок девочки 8 лет, которая нарисовала свою семью.

C:\Users\user\Documents\2022_11_11\IMG_0001.jpg

Девочка из благополучной семьи, достаточно общительная, интеллектуально развита. Девочка изучает динозавров, любит крокодилов, ящериц, змей и игрушки у нее соответствующие. Не проявляет интерес к куклам и другим игрушка, которыми обычно играются девочки. Не любит носить платья и не любит розовый цвет. Дружит преимущественно с мальчиками. В ходе рисования девочка первым изобразила папу, затем сестренку младшую (2 года), затем себя и в конце маму. Судя по тому, что папа нарисован самым крупным и с большой головой, а также очень тщательно прорисовывался — он, по видению девочки, занимает главенствующую роль в семье и является самым умным, а младшей сестре уделяется больше внимания, чем ей. Все нарисованы на одном уровне, но не держатся за руки, что говорит о том, что в семье каждый ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Ребенок разместил себя между родителями, что указывает на то, что ребенок окружен заботой родителей. Рядом с собой девочка изобразила маму и сестру, значит с ними у нее более тесная эмоциональная связь. Большие расширенные глаза в рисунке — знак просьбы о помощи и беспокойстве о чем-либо. У всех членов семьи отсутствуют уши, что говорит о том, что каждый слышит только себя. Уши — это орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Все члены семьи тщательно заштрихованы, что является показателем эмоциональной напряженности ребенка, о чем также говорит достаточно сильный нажим. Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Руки являются основным способом воздействия на мир, поднятые руки у матери, сестры и одна рука у испытуемой — часто связана с агрессивными желаниями. Девочка, мама изображены в штанах, много черт мужского пола. В целом обстановка благоприятная, все члены семьи изображены на одном уровне, достаточно близко друг к другу, раскрашены яркими, насыщенными тонам. Все объединены в форму сердца, это желание оградить свою семью от внешнего вмешательства.

Очень часто родители оценивают атмосферу семейных отношений положительно, в то время как ребенок воспринимает ее совершенно по-другому. В «невинном» детском рисунке отчетливо видно не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, каким ребенок видит семью и своих родителей, вы сможете эффективно помочь ему и попытаться исправить неблагоприятный климат в семье.

Литература:

  1. Венгер А. Л., Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2005. — 159 с.
  2. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. — 256 с.
  3. Шевандрин И. Н., Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛЛЯОС, 2001. — 512 с.
  4. https://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskii-risunochnyi-test-moya-semya.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, член семьи, семья, рисунок, рисуночная методика, девочка, жизнь ребенка, заниженная самооценка, психоэмоциональное состояние ребенка, тесная эмоциональная связь.


Ключевые слова

рисунок, рисуночная методика, рисуночный тест «Моя семья»

Похожие статьи

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Вина как ресурсный комплекс в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

В статье автор обосновывает, что методологической основой психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, должна является ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьей и фасилитацию родительской активности. В процессе воспита...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Похожие статьи

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника

В статье рассматривается психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника. Анализируются модели поведения родителей, оказывающие влияние на формирование психологического климата семьи и душевного состояния ребенка.

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Исследование детско-родительских отношений и самоидентификации ребенка по материалам методики «Рисунок семьи»

Статья посвящена проблеме исследования детско-родительских взаимоотношений и самоидентификации ребенка с помощью методики «Рисунок семьи». В статье предлагаются варианты интерпретации и рассматриваются основы психологического анализа результатов данн...

Вина как ресурсный комплекс в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ

В статье автор обосновывает, что методологической основой психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, должна является ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьей и фасилитацию родительской активности. В процессе воспита...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Задать вопрос