Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Арискин, М. В. Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект / М. В. Арискин, Л. М. Медведева, Е. Ю. Немова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 981-983. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18228/ (дата обращения: 16.12.2024).

Одной из наиболее острых социальных проблем российского общества является проблема безработицы выпускников высших профессиональных учебных заведений. Поэтому сегодня наиболее актуальны исследования процессов трудоустройства.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства является крупным образовательным центром по подготовке высококвалифицированных специалистов. При Пензенском государственном университете архитектуры и строительства действует Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников (далее по тексту Центр) [1,2,3,4,5]. Сбор и обобщение информации для определения рынка труда, где предстоит работать выпускникам, осуществляется в Университете Центром. Основной целью Центра является оказание содействия выпускникам в эффективном трудоустройстве, т. е. в оказании помощи в поиске работы, отвечающей полученной специальности, дополнительной профессиональной подготовке и индивидуальным запросам выпускника.

Центр проводит комплексный и систематический анализ потребностей реальных и потенциальных потребителей (работодателей), по результатам которого определяется востребованность выпускников всех специальностей университета, прогнозируется спрос на специалистов в будущем. Ведется накопление базы персональных данных специалистов, планируемых к выпуску, на его основе осуществляется оперативный подбор высококвалифицированных кадров для работодателей.

Студентам предоставляется возможность на практике прочувствовать выбранную специальность еще во время учебы, начиная с первого курса. Специалисты Центра взаимодействуют с потенциальными работодателями, в том числе со стратегическими партнерами и подбирают подходящих кандидатов на имеющиеся вакансии. В целях решения проблемы трудоустройства выпускников в данном Центре заключаются договора между предприятиями и вузом на прохождение студентами практики, с дальнейшим трудоустройством. Центром совместно с выпускающими кафедрами в рамках программы «Стратегическое партнерство» заключаются договора на трудоустройство выпускников с предприятиями, в которых стороны обговаривают перспективный план трудоустройства выпускников, что позволяет университету оперативно реагировать на изменение рынка труда.

Открытость к взаимовыгодному сотрудничеству и обеспечение высокого доверия деловых партнеров к университету является одним из принципов Политики университета в области качества образовательной деятельности.

В университете успешно реализуется программа «Стратегическое партнерство», позволяющая обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов на основе комплексного сотрудничества университета с заинтересованными организациями и предприятиями — стратегическими партнерами — путём объединения интеллектуального потенциала, материальных, финансовых и корпоративных ресурсов партнёров.

Центром было проведено социологическое исследование проблем трудоустройства выпускников вуза. Ценность результатов исследования заключается в необходимости анализа мнений и ожиданий студентов, заканчивающих обучение, в отношении проблем будущего трудоустройства и, с другой стороны, мнений и ожиданий работодателей. Данные исследования необходимы для планирования и совершенствования дальнейшей деятельности Центра по эффективному трудоустройству студентов и выпускников университета.

В исследовании приняли участие студенты 4-го курса, бакалавры, специальности «строительство», очной формы обучения. Методами исследования были выбраны анализ документов, наблюдение, метод фокус-групп, экспертная оценка.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что будущие выпускники не испытывают беспокойства по поводу будущего трудоустройства. Основная часть выпускников уверена в том, что проблем с трудоустройством у них не будет и поиск работы у них не займет много времени. Хотя они и разделяют мнение о том, что без наличия в резюме такого качества как опыт работы, трудоустроиться сложно.

Поиск работы до окончания вуза (по специальности) предполагают начать лишь единицы, основная же часть выпускников откладывают трудоустройство на время после получения диплома. Такое общее настроение сложилось в связи с тем, что наличие диплома — одно из обязательных конкурентных качеств на рынке труда.

Большинство студентов в будущем планирует работать по своей специальности, или в сфере, близкой к строительству. И, лишь немногие предполагают, что не будут работать по полученной специальности. Значит, большинство выпускников удовлетворены своим профессиональным выбором и уровнем профессиональной подготовки в университете.

В вопросе о предпочтениях в отношении сферы деятельности (коммерческой или государственной), мнение студентов разделилось. Большинство студентов хотели бы работать в частной сфере. Студенты предполагают, что в коммерческих организациях выше уровень заработной платы, больше перспектив в плане карьерного роста, профессиональная деятельность интереснее, а также больше возможностей реализовать собственный творческий потенциал.

Практика показывает, что одним из главных конкурентных качеств соискателя на вакансию является наличие опыта работы. Работодатель охотнее берет на работу опытного специалиста. Поэтому в ходе исследования было важно выяснить характеристики этого показателя у целевой группы. Оказалось, что опыт работы по специальности есть у меньшей части студентов. Опыт работы по специальности чаще имеют юноши, а не по специальности — девушки. Юношам-строителям легче трудоустроиться по профилю, работодатели лояльнее к ним относятся, они более мобильные и могут выполнять различные работы в строительной сфере (строительные работы, связанные с физическим трудом и работы, связанные с проектированием).

Одним из факторов успешного трудоустройства является выбор эффективных форм поиска места работы. Студенты к таким относят интернет и личные знакомства. СМИ и кадровые агентства были отнесены ими к недостаточно эффективным средствам поиска работы. Студенты являются информационно продвинутой социальной группой, часто пользуются интернетом, больше доверяют информации в глобальной сети. Необходимую информацию в интернете искать намного удобнее, она представлена более наглядно и подробно. Поиск можно осуществлять в любое удобное время и в различных источниках.

Востребованность профессии также является фактором, влияющим на процесс трудоустройства. «Не все профессии являются равнозначно ценными. Кому-то в любом случае придется «подвинуться» и уступить место под солнцем другому человеку с более актуальной для нашей экономики специальностью». Самыми востребованными профессиями в России 2014 г по данным «Российской газеты», являются квалифицированные рабочие, врачи, инженеры, программисты и топ-менеджеры [1]. Результаты наблюдения и анализа документов свидетельствуют о том, что инженерно-строительные профессии на данный момент времени являются высоко востребованными на местном и федеральном рынке труда. Выпускники строительной специальности осознают, что выбранная ими специальность востребована на рынке труда. Скорее всего, с этим и связано их оптимистичное настроение по поводу будущего трудоустройства. Конкурентоспособность выпускников университета достаточно высокая. Об этом свидетельствуют данные по их трудоустройству. Кроме того, конкурентоспособность выпускников подтверждается увеличением спроса на них.

 

Литература:

 

1.      Болдырев С. А. Проблемы организации производственной практики студентов/Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 10.

2.      Болдырев С. А. Инновационный подход к проведению производственных практик / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 7.

3.      Арискин М. В. Собеседование как первый этап в карьере //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./ Молодой ученый. 2014. № 18. С. 483–485.

4.      Арискин М. В. Проблема занятости молодежи и пути ее решения //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 11–12 (45–46). С. 21–23.

5.      Арискин М. В. Самопрезрезентация Выпускника Основа Успешного Трудоустройства//Арискин М. В., Медведева Л. М., Загарина М. С./ Вестник магистратуры. 2014. № 11–1 (38). С. 118–121.

6.      www/rg/2013/12/13 professii-site.html.

Основные термины (генерируются автоматически): будущее трудоустройство, опыт работы, поиск работы, рынок труда, анализ документов, большинство студентов, выпускник, Пензенский государственный университет, процесс трудоустройства, работодатель, специальность, студент, том, трудоустройство выпускников, центр.


Задать вопрос