Маркетинг туристских территорий — деятельность, направленная на информирование, а также создание и поддержание благоприятного общественного мнения к территории с целью привлечения туристов.
Целью туристического маркетинга является создание и донесение до потребителя благоприятного образа территории, соответствующего существующей структуре спроса.
Задачи, которые ставит перед собой туристический маркетинг:
1. Формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности.
2. Повышение уровня известности территории.
3. Увеличение уровня потребления ресурсов и услуг.
4. Повышение степени удовлетворенности потребителей.
5. Повышение конкурентоспособности расположенных на территории предприятий и организаций.
6. Рост инвестиционной привлекательности территории [3].
В числе особенностей спроса на туристские услуги выделяют: большое разнообразие покупателей, различающихся по целям и мотивам отдыха, материальному состоянию, возрасту; отдаленность по времени и месту от предложения; высокую эластичность [5]. Так Е. А. Косинова отмечает, что в механизм покупки–продажи туристской услуги включается значительное количество посреднических звеньев, обеспечивающих связь спроса и предложения [4].
Инструментом для мониторинга и развития туристической привлекательности территории является разработка и внедрение универсальной системы сравнительного анализа туристического профиля региона.
Таким образом, изучение туристической привлекательности является частью целого комплекса работ, входящих в систему маркетинга территорий.
Любой регион, как и страна в целом, имеет ряд критериев, которые обуславливают его туристическую привлекательность. Эти критерии можно разделить на несколько видов:
1. Виды туризма. Какие виды туризма в регионе наиболее перспективны.
2. Инфраструктурные институты. Статистические данные о потенциальной «пропускной способности» территории и перспективах ее роста.
3. Имиджевые аспекты. «Раскрученность» и популярность территории у туристов, ее доступность.
Каждый из критериев имеет несколько составляющих. Например, в «Видах туризма» это соответственно: познавательный, активный, пляжный, экологический, деловой, паломнический и прочие виды.
По каждому типу критериев должна разрабатываться универсальная оценочная шкала, учитывающая как статистические данные, так и экспертные показатели. В итоге создается многомерная математическая модель, позволяющая определить те «точки-параметры», которые нуждаются в корректировке для улучшения ситуация в сфере въездного туризма [1].
Накопление достаточного объема региональной информации позволит создать модель «эталонной» территории (модель на основании бенчмаркинга), то станет возможной сравнительная функция и инструмент приобретет дополнительную привлекательность. Это поможет регионам в практической работе как в формировании имиджевых аспектов территории, так и в развитии въездного туризма.
Туризм является одним из наиболее распространенных видов отдыха. В России есть большое количество туристических компаний, которые предлагают туры в любую точку мира. Сегодня сформировались различные типы туристического отдыха. Сегодня можно встреть следующие виды туристических потоков: групповые туристы составляют 25–35 % от общего числа граждан путешествующих за границу, индивидуальные туристы 65–75 % посещают близлежащие страны. По нашему мнению, России ничем не отличается от других стран, по разнообразию туристического отдыха.
В настоящее время активно развиваются новые виды туризма, такие как: экстремальный, парусный, каравинг (домик на колёсах), деревенский и т. д. Но при этом устойчиво развивается специальные виды, такие как религиозный, деловой, событийный, лечебно-оздоровительный туризм, динамично развивается рекреационный туризм, т. е. экологический.
1. Экологический туризм. В последнее время резко возникала тема спасения, улучшение рекреационного ресурса, т. к. туристов привлекает природный ландшафт, чистые водоемы, флора и фауна. В силу предпочтений туристов сближения с природой, стал развиваться сельский (деревенский) туризм. Подобные виды туризма вызывают общественный интерес. Тем самым ставит под вопрос экологическое состояние данного региона. Если скопление туристов превысит позволенные нормы и окружающей среде буден нанесен вред, то осуществляется нарушение той самой нетронутой природы, ради которой туристы и посещают регион. В месте назначения приема туристов допустима концентрация на 1000 жителей или на единицу площади [2].
2. Религиозный туризм. Россия одна из наиболее удивительных стран мира в плане религиозного туризма. Где по всей местности находятся удивительное множество и разнообразие православных монастырей, храмов, священных мест и т. д. Ведь не зря зовется златоглавой. Так блеск позолоченных куполов освещает каждый город России. Большое количество храмов входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именные творения древнего зодчества сохранившегося до нашего времени и дошедшие до нас, сегодня являются интереснейшими вековыми шедеврами старины. В любой святыни имеется своя история об исцелении больных, и защита городов от вражеских нападений.
К религиозным туристическим направлениям можно отнести следующие города, которые славятся своей неповторимой красотой храмов и соборов.
- Москва: храмы Московского кремля; храм Преображенского благочиния; храм Воскресенского благочиния и т. д.
- Санкт-Петербург: Спасо-Преображенский собор; Казанский собор; храм Воскресения Христова и т. д.
- Казань: храм Воздвижения Святого креста; Покровский кафедральный собор; церковь Святой Екатерины и т. д.
- Владимир: Успенский собор; Дмитриевский собор; Троицкая церковь и т. д.
Можно бесконечно много перечислять и описывать всю красоту российских храмов, церквей, соборов, но лучше всего посетить их.
3. Деловой туризм.Деловой туризм — это загранпоездки коммерческих компаний в деловой сфере. Деловой туризм осуществляется по инициативе организаций. Этот вид туризма надёжно занимает свое место в туристическом бизнесе. Международное сотрудничество, подготовка семинаров, по тематике бизнеса, организация корпоративных мероприятий и т. д. Для сотрудников это необходимая часть современного делового человека. В России проводится не только международные выставки, но и научные конференции для различных экономических, политических, социальных и финансовых сферах деятельности. Принцип делового туризма заключается в том, что бизнесмены на деловых конференциях оставляют намного больше денег, чем среднестатистический турист. Для того чтобы не отставать от западных стран Россия почти каждый год проводит те или иные международные форумы, конгрессы, выставки и т. д. Примером может служить ежегодный Санкт-Петербургский международный экономический форум событие, традиционно вызывающее значительный интерес мировой общественности.
4. Лечебно-оздоровительный туризм. Сегодня лечебно-оздоровительный туризм имеет огромную популярность как в России и зарубежьем. Данный вид туризма охватывает огромную часть нашей страны. Наиболее известные курортными зонами России с минеральными водами, лечебными грязями является Кавказ и санатории Краснодарского края. Так огромное количество санаториев находится и по всей России:
- Анапа главный лечебный фактор, которого является средиземноморский климат;
- Пятигорск и Кисловодск, бренды которых в огромной степени базируются на природно-климатическом факторе;
- Калининградская группа курортов: грязевые курорты;
- Геленджикская группа курортов это климатические курорты Черноморского побережья и т. д.
5. Событийный туризм считается достаточно молодым и довольно увлекательным. Данный вид туризма основывается на посещении туристами и их участие в различных ярких праздниках по всей планете, которые оставляют яркие эмоции. Событийный туризм это — атмосфера праздника, отдыха и незабываемых впечатлений. В России можно посетить такие мероприятия, праздники, фестивали как:
- «День Бородино» Московская область;
- Всероссийский фестиваль авторской песни им. В. Грушина («Грушинский фестиваль»), Самарская область;
- «Поле Куликово», Тульская область;
- «Кинотавр», Сочи.
- зимняя Олимпиада в Сочи 2014 и т. д.
6. Горнолыжный туризм. Процветание горнолыжного туризма свидетельствует о том, что данный вид туризма приобретает популярность у Россиян. Как известно горнолыжный отдых дает возможность насладится пейзажем гор, спусков, белоснежных пик, бурных рек и кристально чистых озёр. Главными горнолыжными курортами России являются:
- Красная поляна, Сочи;
- курорты Эльбруса и Чегетта;
- Абзаково, Южно-Уральский хребет;
- Банное, южный Урал и т. д.
7. Экстремальный туризм в России развивается активно и относительно недавно. Он включает в себя путешествие, которое связано с активным отдыхом на природе, для получения новых и необычных впечатлений. Данный вид туризма так же способствует улучшению физического и спортивного состояния туриста. Однако в нашей стране этот вид туризма не так сильно развит по сравнению с европейскими странами.
В основном российские туристы предпочитают такие виды туризма как экскурсионный, познавательный и др. Разновидностями данного вида отдыха является: дайвинг, спелеология, альпинизм, парашютизм, космический и т. д.
8. Круизный туризм.На сегодняшний день круизные туры подразделяется на речной и морской. Водные суда, которые относятся к морскому транспорту, выполняют международные перевозки, грузовые и дальние транспортировки. Речные суда предоставляют туры по внутренним водам к которым относят: реки, озера, крупные водохранилища и т. п. В последнее время популярность круиз «Одесса-Санкт-Петербург» который позволит увидеть почти все страны Европы. Недостаток этого тура — большая стоимость. Самый известный круиз проходит по Волге, которая имеет большую систему каналов соединяющие Волгу с Доном, Невой, Ладожское и Онежское озёра. Так же имеется выход к пяти морям: Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское. Такое количество маршрутов по данной водной среде делает Россию лидером круизного туризма в мире.
В заключение хотелось бы сказать, что в России имеется огромный выбор туристических продуктов, которые с каждым годом разностороннее развиваются, преумножаются и совершенствуются.
Литература:
1. Агаларова Е. Г. Маркетинг как инструмент повышения туристической привлекательности территории / Е. Г. Агаларова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 259–262.
2. Агаларова Е. Г. Особенности формирования агротуристического рынка в России / Е. Г. Агаларова, Е. А. Косинова // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 140–143.
3. Григорьев Д. В. Маркетинг территорий в курортном регионе: Дисс…, канд. экон. наук. Кострома, 2005.
4. Косинова Е. А. В погоне за… солнцем. Развитие предпринимательства в особых экономических туристско-рекреационных зонах // Российское предпринимательство. 2008. № 7–1.
5. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006.