Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 5864 раза

Библиографическое описание:

Потапова, К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов / К. К. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 219-222. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35507/ (дата обращения: 16.12.2024).



Туризм является важной отраслью мирового хозяйства. Для некоторых стран развитие туристического сектора стало в последние годы играть определяющую роль для их экономики. Ежегодно туристические центры по всему миру посещают сотни миллионов человек.

Российская Федерация располагает богатым природно-климатическим и историческим потенциалом, эффективное использование которого может в значительной степени расширить сегмент предлагаемых туристических и рекреационных услуг. Развитие туристического и рекреационного комплекса в нашей стране способно придать новый импульс развитию регионов, располагающих достаточным потенциалом для развития туризма, но не являющихся пока экономически развитыми.

Влияние туризма на социально-экономическое развитие в зарубежных странах. По данным Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), вклад туристической отрасли в основные показатели социально-экономического развития стран и регионов мира в значительной степени варьируется. Дифференциация уровня влияния туризма на экономику по странам и регионам мира носит закономерный характер: различия определяются уровнем экономического развития регионов, уровнем диверсификации экономики страны, стадией развития туристического рынка, наличием и уровнем реализации туристического потенциала и диверсификации предоставляемых туристических услуг, зависимостью сфер экономической деятельности от туристической индустрии [1].

Всемирный совет путешествий и туризма оценивает, что общий вклад сектора T&T (Travel & Tourism) в сочетании прямой и косвенной деятельности в мировую экономику вырос до 9,5 % от мирового ВВП (7 трлн. долларов США). Мировая индустрия гостеприимства показала результаты, заметно превосходящие другие отрасли мировой экономии, включая производство, розницу, финансовые услуги и коммуникации. Отрасль туризма непосредственно вносит больший вклад в ВВП, чем отрасль автомобилестроения в каждом регионе мира, в три раза больший в Америке и в два раза больший в Европе. Прямой вклад сектора T&T в ВВП составляет больше, чем от химической промышленности в каждом регионе мира, за исключением Азии, где он только на 8 % ниже. Около 4,7 млн новых рабочих мест были созданы по всему миру в результате деятельности сектора T&T в 2013 году, что означает, что сектор в настоящее время дает 266 млн рабочих мест — это 1 из 11 всех рабочих мест на планете.

Устойчивый спрос на путешествия и туризм, а также его способности генерировать высокий уровень занятости продолжает доказывать важность и значение сектора T&T как инструмента экономического развития и создания рабочих мест.

По мнению президента и главного исполнительного директора WTTC Дэвида Скаусилла (David Scowsill) прогнозы развития сектора T&T на ближайшие 10 лет выглядят крайне благоприятными, с прогнозируемыми темпами роста более чем на 4 % в год. Этот показатель не только опережает экономику в целом, но и продолжает быть выше, чем прирост в других отраслях промышленности, таких как финансовые услуги и производство. Основываясь на возможностях роста сектора T&T конечно, потребуется поддержка региональных органов власти, особенно на формирующихся рынках, для создания благоприятного делового климата для инвестиций в инфраструктуру и трудовые ресурсы необходимо оказать поддержку для обеспечения успешного и устойчивого роста сектора туризма. На национальном уровне правительства стран также могут сделать многое для реализации облегчения визового режима и использовать интеллектуальную а не карательную налоговую политику.

Изучив глобальный анализ экономических последствий сектора T&T, проведенного Всемирным советом туризма и путешествий, можно выделить несколько групп стран по вкладу туристической сферы в итоговый показатель ВВП страны за 2013 год (мультипликативный эффект от туристической индустрии). Первая группа — страны, где туризм является одной из ведущих статей национального дохода, например — Черногория (21,9 %), Таиланд (17,0 %), Мексика (12,6 %). Вторая группа — страны, в которых туристическая отрасль является важной, но не доминирующей в структуре экономики: ОАЭ (14,2), Италия (10,3 %), Франция (9,8 %), Китай (9,3 %). Третья группа стран — Австралия (9,8 %), США (8,7 %) и Япония (6,8 %) — страны, для которых туристическая индустрия не является ведущей отраслью экономики, но, тем не менее, приносит значительный вклад в ВВП страны. На фоне приведенных данных по странам мира Россия имеет значительно, иногда и в несколько раз меньший показатель по вкладу туристического сектора в ВВП (6,0 %) (Таблица 1).

Вышеуказанный анализ рассматривает экономическую ценность отрасли T&T на трех уровнях: прямые доходы — рассчитывается добавленная стоимость размещения, отдых, транспорт и др.; косвенные доходы — измеряется цепочка поставок воздействия (межотраслевые связи); индуцированные доходы — измеряется воздействие доходов, полученных прямо или косвенно в местной экономике; общие доходы — сумма прямых, косвенных, и индуцированных доходов, экономический итог, воздействие сектора.

Экономический анализ:роль туризма в формировании ВВП, доход и занятость.

Таблица 1

ВВП, 2013 ($ US млрд, цены 2012)

п/п

Страна

Прямые доходы

Косвенные доходы + Индуцированные

Общие доходы

% от ВВП

1

Черногория

0,5

0,5

1,0

21,9 %

2

Таиланд

28

37

66

17,0 %

3

Мексика

71

83

154

12,6 %

4

ОАЭ

25

29

54

14,2 %

5

Италия

81

123

204

10,3 %

6

Франция

100

156

256

9,8 %

7

Китай

232

585

817

9,3 %

8

Австралия

37

116

153

9,8 %

9

США

448

928

1376

8,7 %

10

Япония

130

276

406

6,8 %

11

Россия

30

92

122

6,0 %

Таблица 2

Занятость, (тыс. рабочих мест)

п/п

Страна

Прямые доходы

Косвенные доходы + Индуцированные

Общие доходы

% от ВВП

1

Черногория

16

17

33

20 %

2

Таиланд

2224

2927

5151

12,9 %

3

Мексика

3264

3642

6906

14 %

4

ОАЭ

1023

1427

2450

7,7 %

5

Италия

1096

1546

2642

11,6 %

6

Франция

1191

1739

2930

11,0 %

7

Китай

22780

41633

64412

8,4 %

8

Австралия

505

920

1425

12,3 %

9

США

5605

8870

14474

10,0 %

10

Япония

24899

14522

39421

7,6 %

11

Россия

1009

3042

4051

5,7 %

Касаемо занятости населения в отрасли, то лидируют такие страны как: Таиланд (12,9 %), Австралия (12,3 %), Италия (11,6 %). Россия имеет самый низкий показатель из рассматриваемых стран (5,7 %).

При сильной глобальной роли туризма не удивительна его значимость во многих странах. По мнению авторов доклада Мирового форума о конкурентоспособности сектора T&T, он особенно выделяется в развивающихся странах, поскольку помогает диверсифицировать экономику, открывает возможности генерирования доходов и рабочих мест в сельских территориях.

Туриндустрия, обладая мультипликативным эффектом, улучшает качество жизни граждан и общие экономические перспективы.

Специфика российского туристического комплекса. Рост денежных доходов населения в России стал мощным стимулом для роста потребления туристических и рекреационных услуг в стране. Однако в России в настоящее время в силу ряда обстоятельств внутренний туризм востребован в меньшей степени, чем международный. Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточная информированность населения в отношении внутренних туристических ресурсов. Второй причиной остается достаточно низкий уровень развития туристической и рекреационной инфраструктуры во многих перспективных, с точки зрения развития туризма, регионах. Между тем, развитие въездного и местного туризма может стать одним из основных факторов экономического роста и повышения благосостояния населения для многих регионов России [1].

Динамика туристической отрасли в регионах России на протяжении последних 10 лет развивается без резких колебаний, а общие тенденции развития туристического комплекса сохраняются неизменными. Дифференциация регионов России по основным показателям туристической индустрии является относительно стабильной.

Смещение центра притяжения иностранных туристов от Центральной России в сторону восточных регионов страны связано как с привлекательностью всемирно известных природных объектов (озеро Байкал, Алтай), так и со специализацией восточных районов на производстве продукции, поставляемой на экспорт, что увеличивает численность иностранных деловых туристов. Территориальная диспропорция также наблюдается и в распределении туристических расходов иностранных туристов. Смещение центра потребления туристических услуг от Европейской части страны к регионам Урала и Дальнего Востока связано с высоким уровнем цен на туристические услуги в восточной части России (в том числе за счет транспортной составляющей и уровня цен), а также определяется туристическим спросом на уникальные туристические объекты России — Байкал, Уральские горы.

Специфика туристического комплекса России состоит также в том, что он в значительной степени подвержен сезонности: морской отдых, санаторно-оздоровительный, являющиеся основными в структуре доходной корзины туристического сектора, зависят от времени года [2].

Вместе с тем, развитие российского туристического комплекса характеризуется рядом проблем. Одной из важных проблем является отсутствие достаточной информации у потенциального туриста о комплексе предоставляемых услуг, об их стоимости, о преимуществах перед другими туристическими ресурсами (как других регионов, так и других стран). Это значит, что для эффективного развития туристического комплекса необходимо уделять больше внимания активной информационной поддержке туристических проектов.

Развитию туристического комплекса российских регионов препятствует недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, средств размещения туристов и объектов притяжения туристов (достопримечательностей). Комплексная и сбалансированная поддержка инфраструктурного каркаса туристического комплекса является непременным, обязательным фактором дальнейшей работы объектов туризма и повышения их привлекательности для потенциальных потребителей туристических услуг [1].

Влияние туристической отрасли на показатели социально-экономического развития регионов. Влияние туристического сектора на уровень социально-экономического развития регионов носит комплексный характер. Во-первых, туристическая индустрия является отраслью, оказывающей услуги широкому спектру населения. Во-вторых, отрасль оказывает комплексное воздействие на многие смежные отрасли экономики — малое предпринимательство, торговлю, сферу услуг в целом, транспорт, строительство, сельское хозяйство. В-третьих, туристическая сфера внутренне неоднородна и оказывает косвенное сопутствующее воздействие на развитие бизнес-среды посредством организации конференций, семинаров, форумов, саммитов. Эта особенность туристического сектора позволяет нивелировать сезонность, свойственную туристической индустрии.

Эффективное развитие туристического сектора, масштабы оказываемых туристических услуг, отражающиеся на максимизации прибыли, определяются уровнем развития туристической инфраструктуры, состоянием туристических объектов, экологическими свойствами окружающей среды и др. В связи с этим, при одновременном развитии нескольких отраслей экономики необходимо находить баланс между развитием, с одной стороны, промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспортного комплекса и, с другой, развитием туристической индустрии [1].

Развитие туризма необходимо рассматривать с позиции притока туристов в регион и оценивать влияние этого притока на экономику всегорегиона. Приток туристов необходимо рассматривать с двух точек зрения: а) временное увеличение численности населения региона и б) увеличение наличной денежной массы и спроса в регионе. Эти два фактора являются основополагающими, поскольку именно они оказывают влияние на различные сектора региональной экономики и общее социально-экономическое развитие регионов [2].

Развитие туризма, его влияние на социально-экономическое положение в регионе может быть прямым или косвенным. Прямые последствия развития туризма проявляются в смежных отраслях достаточно быстро, тогда как время проявления косвенных последствий значительно продолжительнее.

Прямым следствием увеличения численности населения региона является рост пассажиропотоков как внутрирегиональных, так и межрегиональных, что приводит к росту загруженности пассажирского транспорта и росту выручки организаций транспорта. Рост численности населения региона приводит к увеличению загруженности средств размещения (гостиниц, пансионатов, домов отдыха и т. д.), следствием чего является рост оборота организаций размещения. Увеличение наличной денежной массы и спроса в регионе через предприятия малого предпринимательства приводит к росту оборотов розничной торговли и общественного питания, росту объемов потребления различных услуг. Рост объемов потребления товаров в регионе требует увеличения промышленного производства и создания новых производств, ориентированных на посетителей региона. Рост производства в пищевой промышленности и в целом в агропромышленном комплексе должен обеспечиваться за счет развития сельского и фермерского хозяйств. Следовательно, рост производства сельскохозяйственной продукции является косвенным следствием развития туристического сектора экономики1. Прямым следствием роста объемов потребления в регионе за счет туристов является увеличение оборотов организаций как туристического сектора и транспорта, так и в других отраслях региональной экономики. Рост оборотов организаций ведет к увеличению ВРП, налоговых платежей в бюджеты всех уровней, росту заработной платы в регионе.

Косвенным следствием развития туризма в регионах является снижение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест в туристическом секторе и смежных секторах экономики. Рост оборотов организаций является мощным стимулом инвестирования в развитие предприятий туризма и в целом сферы услуг. Следует отметить, что рост объемов инвестиций в экономику региона нельзя отнести ни к прямым, ни к косвенным последствиям. На начальной стадии развития туристического сектора экономики региона рост инвестиций обеспечивается за счет вложений в отрасли с наиболее коротким сроком окупаемости: торговлю, общественное питание, услуги населению. На последующей стадии развития туризма требуются инвестиционные вложения в отрасли с более длительным сроком окупаемости: гостиничный бизнес (создание средств размещения), пассажирский транспорт. К косвенным последствиям развития туризма можно отнести долгосрочные вложения в экономику региона для развития транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций [1].

Рост денежных доходов населения также нельзя целиком отнести к прямым последствиям. Прямым последствием развития туризма в регионе можно считать рост денежных доходов населения в сфере туризма, торговли и общественного питания, платных услуг населению.

Развитие туризма в регионе способствует, следовательно, развитию всей экономики территории и росту денежных доходов населения.

Литература:

  1. Шевыров П. В., Оценка и прогноз влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2008. № 1. С. 239–247.
  2. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма. М.:Финансы и статистика, 2010. 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): туристический сектор, Россия, туристическая индустрия, регион, WTTC, Австралия, денежный доход населения, Италия, туристическая отрасль, туристический комплекс.


Задать вопрос