Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри
Авторы: Даргевичене Лина Иозовна, Леонова Екатерина Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 04.11.2015
Статья просмотрена: 32939 раз
Библиографическое описание:
Даргевичене, Л. И. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри / Л. И. Даргевичене, Е. В. Леонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся. Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом отмечается, что важным является не реально, объективно существующая связь, сколько субьективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней». [1, с.24]
На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.
Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».
Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому:необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка;особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей. [2, с. 10]
Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.    В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.
Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.
Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.
- Учащимся было предложено закончить предложение: «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что…».
Таблица 1
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
1. |
Школа дала мне знания |
77 |
2. |
В ней приобрел друзей |
75 |
3. |
Способствовала формированию навыков самообразования (поиска необходимой информации, работы с разным ее видами |
54 |
4. |
Приобрел навыки общения |
47 |
5. |
Научила разбираться в людях |
43 |
6. |
Способствовала развитию меня, как личности |
40 |
7. |
Помогла осознать свои права и обязанности как гражданина |
33 |
8. |
Способствовала развитию и раскрытию моих индивидуальных возможностей и способностей |
30 |
9. |
Помогла найти формы и способы проведения свободного времени |
27 |
10. |
Подготовила к преодолению трудностей |
18 |
11. |
Внесла значительный вклад в подготовке меня к «взрослой жизни» — научила решать бытовые проблемы |
15 |
12. |
Помогла понять себя |
13 |
13. |
Помогла выбрать профессию |
9 |
Полученные данные свидетельствует о том, что большинство ответивших учеников осознают, что школа помогла им в приобретении знаний и друзей, но, к сожалению, не смогла подготовить учащихся к преодолению трудностей и решению бытовых проблем, а также не помогла познать себя, что может помешать правильному выбору будущей профессии.
- Отношение к школе неразрывно связано с отношением ученика к учителю. Какие же качества больше всего ценят в педагоге учащиеся? На основании анализа мнений выпускников ниже представлена таблица, отражающая суммарные данные отношений учащихся к наиболее важным качествам учителя.
Таблица 2
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
1. |
Умение интересно, доступно преподавать свой предмет |
97 |
2. |
Знание психологии учеников, их внутреннего мира |
93 |
3. |
Умение видеть способности и индивидуальные особенности своих учеников, создавать условия для их развития |
90 |
4. |
Способность откликаться на все проблемы, которые волнуют ученик сейчас и теперь |
90 |
5. |
Знание предмета, который он преподает |
84 |
6. |
Уважительное отношение к ученикам, способность и желание их понять |
81 |
7. |
Справедливость, одинаковое отношение ко всем ученикам |
77 |
8. |
Общая эрудиция (общая осведомленность в литературе, в музыке…) |
73 |
9. |
Способность интересно и продуктивно организовывать поурочную жизнь своих воспитанников |
64 |
10. |
Требовательность |
49 |
Ответы свидетельствуют, что сегодня для ученика идеальным является педагог, который умеет интересно и доступно преподавать свой предмет, имеет знание по психологии учеников, способен увидеть индивидуальные способности учащихся и помогать им в их развитии, а также приходить на помощь в решении трудных проблем. Неожиданным оказался тот факт, что такие качества педагога, как знание предмета, уважительное отношение к ученикам, справедливость для учащихся играют второстепенную роль, а эрудиция, требовательность и умение продуктивно и интересно организовать поурочную жизнь представляют наименьшую значимость по мнению большинства учащихся.
- Данные ответов, полученные на неоконченное предложение «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что…» представлены в таблице 3:
Таблица 3
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
|||||||||
1. |
Многие предметы преподавались поверхностно |
68 |
|||||||||
2. |
Получил (а) сумму знаний, но пока не вижу, как мне они в жизни пригодятся, помогут |
66 |
|||||||||
3. |
Меня плохо подготовила к жизни |
63 |
|||||||||
4. |
Учителя часто не пытались понять меня (нас) |
63 |
|||||||||
5. |
|
61 |
|||||||||
6. |
Школа не помогала мне находить пути решения для меня сложных проблем |
57 |
|||||||||
7. |
Было местом, куда мне не хотелось идти |
29 |
|||||||||
8. |
В школе я не «жил», вся моя жизнь протекала за ее пределами |
21 |
|||||||||
9. |
В школе так и не нашел настоящих друзей |
15 |
|||||||||
10. |
Большую часть школьного времени я потратил зря |
11 |
Анализируя ответы выпускников, можно сделать вывод о том, что многие ученики оценивают преподавание предметов как поверхностное. При этом больше чем половина опрошенных отмечают, что они не знают, как применить в реальной жизни полученные в школе знания. Также, более половины опрошенных (63 %) отмечают, что учителя часто не старались понять своих учеников и между ними так и не сложились отношения понимания и доверия.
- Интерес представляет вопрос «Что препятствовало (препятсвует), по вашему мнению, успешной деятельности школы, учителей?»
Таблица 4
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
1. |
Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства |
54 |
2. |
Большая учебная нагрузка |
47 |
3. |
Сложность (относительно воспитания и обучения) части учеников |
40 |
4. |
Отсутствие необходимой технической оснащенности |
20 |
5. |
Отсутствие поддержки со стороны родителей |
13 |
Не трудно заметить, что выпускники видят весь спектр трудностей, с которыми сталкивается сегодня учитель. Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников.
Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются:
- Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила преодолевать трудности и решать бытовые проблемы, полученную сумму знаний ученики не знают, как применить на практике).
- Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение доступно и интересно преподавать учебные дисциплины, знание психологии учеников, умение увидеть индивидуальность каждого ученика и способность сердечно откликаться на проблемы, волнующие учащихся).
- Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства
Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Литература:
- Выготский Л. С. Лекции по психологии. —СПб.: —1999. —88 с.
- Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. —М.: МПСИ, 2011. —10 с.