Конституционная политика и механизм правового регулирования: аспекты соотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 09.01.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Сальников, Р. В. Конституционная политика и механизм правового регулирования: аспекты соотношения / Р. В. Сальников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98659/ (дата обращения: 22.12.2024).



Механизм правового регулирования (далее — МПР) — сложный и неоднозначный феномен, изучаемый общей теорией права. Сама идея о существовании МПР была выдвинута Н. Г. Александровым и получила свое дальнейшее развитие в трудах С. С. Алексева [1].

МПР традиционно воспринимается как набор юридических средств [2, с. 57], направленных на удовлетворение законных интересов субъектов правоотношений и (или) устранение препятствий, затрудняющих нормальное развитие последних [3, с. 108].

То, что МПР характеризуется как деятельность сближает его с политикой, которая как отмечалась выше тоже представляет собой деятельность государства. Фактором, подтверждающим высказанный тезис, служит динамизм, присущий как политике, так и МПР. В частности, как отмечает К. В. Шундиков, МПР — это динамически функционирующая система средств [2, с. 56]. Вместе с тем не стоит полностью отождествлять деятельность и политику, ибо юридическая деятельность — самостоятельная правовая категория и, что интересно, для юридической деятельности характерен МПР [4], а для политики, в том числе и правовой — нет!

Вместе с тем, указание на то, что данный феномен выступает в качестве правового позволяет говорить о «родственности» МПР и правовой политики.

По сути, право, МПР и правовая политика представляют собой синтез юридического опосредования общественных отношений.

Так, право (в рамках взятого за основу в настоящем исследовании) — это совокупность издаваемых и санкционируемых государством юридических норм.

В свою очередь первым элементом МПР всегда выступает норма права. Именно норма представляет собой типизированную модель поведения, в которой закреплен правила возможного и должного поведения субъектов.

Тем самым норма права закладывает основу правового регулирования и обуславливает иные стадии МПР. Однако МПР не будет эффективен, если сама норма права дефектна, не отвечает требованиям времени, не соответствует объективным реалиям, допускает пробелы или содержит коллизии. В данном случае востребована правовая политика, в частности, такая ее форма как правотворческая политика.

Именно правотворческая политика выступает фактором модернизации правотворчества [5]. Грамотная, прогрессивная, научно обоснованная правотворческая политика самым положительным образом сказывается на создании общеобязательных образцов поведения — нормах права. Подобное, бесспорно, влияет и на механизм правового регулирования, делая его уже на начальной, модельной стадии более совершенным.

Вторым элементом МПР следует считать юридические факты [6, с. 102]. Взаимосвязь юридического факта и правовой политики достаточно очевидна, ибо любая политика проявляется в реальности, базируется на реальной фактической основе. Правовая политика немыслима как сугубо теоретическое направление государственной деятельности. Юридические факты получают свою обработку и, соответственно, оценку именно в рамках правовой политики государства, которая сама, как отмечалось выше, представляет собой фактическую деятельность государства, опосредованную правом.

В еще большей степени подобное относится правовым отношениям, также выступающим элементом МПР. «Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные обязанности».

Как думается, именно относительно субъективных прав (право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользование) и корреспондирующих им обязанностей наиболее уместна «привязка» к правовой политике.

Последняя оказывает непосредственное воздействие на юридическое содержание правоотношений, ибо именно в ходе правовой политике, как только что было сказано при характеристике правотворческой ее формы.

Юридическое воздействие на реальное общественное отношение — вот в чем суть правовой политики, при проекции ее взаимосвязи с МПР.

Следующим этапом МПР идут юридические средства правореализационной политики, а точнее акты реализации прав и обязанностей.

Как известно, реализация права есть воплощение правовых норм в объективной реальной жизни, на практике. Когда речь идет о стадиях реализации права в МПР то затрагиваются такие стадии как: соблюдение, исполнение и использование.

Особой стадией реализации права считается применения права (правоприменение). Акт применения права традиционно воспринимается как факультативный элемент МПР.

Однако факультативность данной стадии никоим образом не снижает важности правоприменения. Ведь правоприменение — это властная деятельность специально уполномоченных субъектов, заканчивающаяся вынесением индивидуально значимого решения, воплощенного в акте применения права.

В свою очередь правовая политика — это тоже властная деятельность, основанная на праве. По нашему мнению, акт правоприменения есть финальная точка правовой политики.

При этом не стоит отождествлять правоприменение (точнее, вынесения акта правоприменения как стадии МПР) и правовую политику.

Дело в том, что акт применения права, реализуемый в МПР выполняет сугубо охранительную функцию, в то время как правоприменение как форма реализации правовой политики безусловно шире, связаны не только с правоохраной, но и с регулятивным воздействием, в котором необходимо властное решение компетентных субъектов.

На наш взгляд, проведенный анализ соотношения права, МПР и правовой политики самым убедительным образом подтверждает их органичную взаимосвязь, позволяющую считать выдвинутый выше тезис об уникальном синтезе названных категорий доказанным.

Согласно нашей точке зрения, схема здесь такова: 1) на основе права формируется и реализуется правовая политика; 2) МПР представляет собой совокупность элементов, позволяющих праву быть реализованным; 3) правовая политика не имеет МПР, поскольку сама представляет собой государственную деятельность, основанную на праве; 4) правовая политика способна воздействовать на МПР.

Воздействие правовой политики на МПР проявляется в первую очередь в двух направлениях: а) в правотворчестве, то есть при создании юридических норм; б) в правоприменении, то есть во властной деятельности, влекущей юридически обязательные последствия.

Этот алгоритм будет востребован во всех отраслях права и во всех разновидностях правовой политики, в том числе и конституционном праве и конституционной политики соответственно.

В контексте заявленной темы важнейшим направлением выступает изучение специфики конституционного МПР и, что не менее важно, влияния на него конституционной политики.

Здесь хотелось бы предложить такой термин: механизм конституционно-правового регулирования (далее — МКПР)

Надо сразу отметить, что сама по себе структура МКПР не имеет принципиальных отличий от набора элементов, входящих в МПР. В МКПР также присутствуют нормы права, юридические факты, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей, а также (в необходимых случаях) — правоприменительные акты.

Однако, и в этом реально проявляется взаимосвязь конституционной политики и МКПР, характерные особенности указанной разновидности политики непосредственно влияют на рассматриваемый механизм.

Так, стратегический, всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует выход за рамки отрасли конституционного права. МКПР, и в этом его особенность, — это не просто механизм реализации норм конституционного права, а механизм конституционно-правового регулирования. Последнее гораздо шире, ибо может непосредственно затрагивать номы и иных отраслей права.

Например, процесс принятия и утверждения бюджета целиком и полностью регламентировано нормами финансового, налогового, бюджетного права и находится в рамках этих разновидностей правовой политики.

Однако именно Конституция РФ устанавливает общий порядок разработки и утверждения федерального бюджета.

Перечень подобных примеров, характеризующих важность МКПР можно продолжать до бесконечности. Самое главное, как думается, в понимании того, что МКПР включает в себя юридические нормы, классифицируемые М. И. Байтиным как исходные (отправные, учредительные) нормы. Специфика подобных норм, проецирующих свое воздействие и на нормы иных отраслей права, отражается и на других элементах МКПР. Так, правоотношения возникающие в процессе реализации МКПР носят исключительно публичный характер, ибо связаны с реализацией государственной власти. Юридические факты, детерминирующие появление, изменение, прекращение подобных отношений, во многом порождаются действиями органов власти.

В соответствии с этим, особенностью МКПР служит то, что акт применения права из факультативного элемента трансформируется в обязательный: вынесения акта применения права выступает в качестве обязательного при реализации государственной власти. При этом он выполняет не столько охранительную, сколь регламентирующую функции, что тоже подтверждает неординарность самого МКПР.

Таким образом, МКПР — это реализация в публичных правоотношениях конституционных и основанных на них норм, имеющих императивную природу и носящих отправной (исходный) характер, получающих свою окончательную конкретизацию в правоприменительной деятельности органов государственной власти.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить следующее.

Право, правовая политика и МПР — важнейшие категории, обеспечивающие в своем синтезе юридическое воздействие на общественные отношения. Право — это статика, а МПР — динамика правового регулирования. Правовая политика связующий элемент между правом и МПР, обеспечивающий перевод юридических норм в реальное действие.

Наряду с общим МПР у каждой отрасли права, в том числе и конституционного имеется свой собственный отраслевой МПР.

МПР конституционных норм выходит за рамки конституционного права, задействуя в процессе реализации нормы и иных отраслей. Всеобъемлющий характер конституционной политики детерминирует широту правового охвата. В данной связи целесообразно использовать не термин «механизм правового регулирования конституционных норм, а «механизм конституционно-правового регулирования» (МКПР).

Особенностями МКПР выступает стратегическая направленность, императивный характер, включение в свой диапазон норм не только конституционного права, опора на исходные (отправные) нормы, императивность правоотношений, доминирование правоприменения над иными стадиями реализации права.

Совершенствование МКПР — основная задача конституционной политики. Благодаря конституционной политики, в МКПР обеспечивается уникальная возможность сочетания тактики и стратегии правовой регламентации, оптимизация правотворчества и правоприменения как основных элементах МКПР.

Важное значение для конституционной политики при ее воздействии на МКПР является толкование конституционных норм и разработка конституционной доктрины.

Литература:

  1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Наука, 1966. 159 с.
  2. Шундиков К. В. Механизм правового регулирования: учебное пособие. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2001. 102 с.
  3. Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. СПб.: Лань, 2013. 537 с.
  4. Гальчук Р. Л. Механизм правового регулирования пограничной деятельности: военно-теоретическое исследование. Ростов н/Д: Юг, 2012. 165 с.
  5. Мазуренко А. П. Правотворческая политика как фактор модернизации правотворчества в России: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2012. 57 с.
  6. Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: СГАП, 2003. 271 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая политика, конституционная политика, норма, правовое регулирование, властная деятельность, государственная власть, конституционно-правовое регулирование, всеобъемлющий характер, государственная деятельность, правотворческая политика.


Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления: классификация и соотношение

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений: подходы белорусского и европейского законодателя

Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект

Таможенные органы в системе государственного управления: аспекты взаимодействия

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

Конфликтологическая культура: теоретический аспект

Правовая культура как педагогический феномен

Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект

Похожие статьи

Социальные нормы в системе государственного управления: классификация и соотношение

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений: подходы белорусского и европейского законодателя

Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект

Таможенные органы в системе государственного управления: аспекты взаимодействия

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ

Конфликтологическая культура: теоретический аспект

Правовая культура как педагогический феномен

Социальная работа как фактор гуманизации общества: этико-философский аспект

Задать вопрос