Государство использует финансы для достижения своих задач и поставленных целей (в области социальной, экономической, экологической, оборонной, правоохранительной и т. п.). Важное место в этом процессе занимает финансовая политика. Она является составной частью, сегментом социально-экономической политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Долговременный курс финансовой политики, который рассчитывается на перспективу и предусматривает решение крупномасштабных задач называется финансовой стратегией.
Финансовая тактика представляет собой выработку мер, которые направлены на решение задач конкретного (текущего) этапа развития общества, путем развития финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Если финансовая стратегия относительно стабильна, то финансовая тактика должна быть достаточно гибкой.
Финансовая политика преследует цели повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи является так называемой лакмусовой бумажкой, которая служит для проверки результативности финансовой политики. При отказе от учета повышения эффективного использования финансовых ресурсов во время разработки и проведения финансовой политики возможно распыление средств, сокращение источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
Разрабатывая финансовую политику, следует учитывать конкретные исторические условия. Поскольку, на каждом этапе развития общества применяется определенная специфика особенностей как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.
Учитывая особенности моментов необходимо также тщательно изучить опыт предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новые тенденции и прогрессивные явления, мировой опыт. Своевременно изменения финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, а также назревших потребностей экономического развития дает возможность в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками решить стоящие перед государством задачи.
Финансовая политика предполагает укрепление и развитие международных экономических связей, обеспечивая при этом условия для реализации совместных мероприятий. Эволюция производительных сил, научно-технического прогресса на сегодняшний день достигло такого уровня, что выполнять отдельные программы одно государство не в силах. Исходя из этого, страны сообща выполняя некоторые функции, помогают экономить средства. Только интернациональное партнерство способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам.
Современная финансовая политика играет значительную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Также развитие индустрии определяется в зависимости от уровня ее рациональности.
Поэтому, выступая одним из источников формирования науки о финансах, а, следовательно, и составной ее части, финансовая политика призывает найти ответы на такие вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики, с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Кроме этого среди основных проблем финансовой политики России необходимо выделять: несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование государственной собственности.
Следовательно, целью финансовой политики государства и, в частности, субъектов является увеличение или сохранение прежним, уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе проводить обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона в отдельности.
При этом возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих ее субъектах. В то же время только централизованно их разрабатывать исключено, поскольку не могут быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в селах, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако без разработки и принятия нормативов на государственном уровне не обойтись.
Очень важно разобраться в том, от чего зависит реализация намеченных планов и что является резервами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоговые пошлины и сборы, не совсем правильно. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого индустриального производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.
Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов форм организации и методов использования финансов, которые реализуются на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени (год, три года и т. д.).
Опираясь на это можно сказать, что финансовая политика:
Во-первых, определяет главные цели, конкретизирует перспективные и ближайшие задачи, которые необходимо решать, чтобы достичь поставленных за определенный период времени результатов;
Во-вторых, разрабатывает методы, средства и формы отношений, которые помогут достичь поставленных целей в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
В-третьих, подбирает кадры, которые способны решать поставленные задачи, а так же следить за организацией их выполнения.
Такие условия, как выделение интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристика перспективных и близких задач с определением сроков и методов их решения помогут разработать механизм реализации финансовой политики и дать объективную оценку финансовой политике правительства и рекомендаций по ее корректировке.
Что касается политики в области международных финансов, то в первую очередь, она направлена на интеграцию России в мировую финансовую систему; сокращение внешней задолженности; сотрудничество со странами центральной и юго-восточной Азии, укреплении позиции в МВФ и в МБРР; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютами и вступление в ВТО. К слову, по мнению президента Российской Федерации В. В. Путина вступление в ВТО еще раз подтвердило, что в России строится открытая экономика и руководство страны готово к самой тесной кооперации с партнерами во всем мире. Присоединение к этой организации резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности.
В настоящее время в стране активно поддерживается политика сдерживания, которая применяется в отношении финансовой политики уже многие годы, можно сказать, что — столетиями, но именно в данный момент, она проводится особенно интенсивно, поскольку странами Евросоюза против России были введены санкции, которые, согласно зарубежным экспертам только укрепили российскую экономику. В то же время ведутся разговоры о том, чтобы провести отмену санкций, поскольку «западные» санкции против России не действуют, а лишь наносят взаимный вред. Но при всем этом, Россия не собирается сворачивать все связи с Европой и Америкой, пытаясь восстанавливать и расширять традиционные связи с югом Американского континента.
Согласно мнению доктора экономических наук, Михаила Хазина, проблема современной финансовой политики в том, что план США по взятию мира под финансовый контроль натолкнулся на ограничение ресурсов. Эта идея зародилась несколько сотен лет назад и неуклонно реализовывалась сначала «через создание федеральной резервной системы США, потом через развал империй, где правление осуществлялось не по финансовым принципам, потом через Вторую мировую войну и, наконец, через разрушение СССР. В первую очередь, основатели этого плана ставили перед собой задачу сократить население для освобождения ресурсов. Но эта задача наткнулась на противоречие, поскольку экономическая модель, дающая ресурсы, была построена по принципу расширения рынка и, по этой причине, сокращение населения неминуемо вело бы к разрушению модели.
На сегодня ситуация в стране не самая простая. Самой очевидной причиной тут можно назвать падение цен на нефть. Но более серьезная проблема состоит в том, что цена вряд ли восстановится в краткосрочной перспективе. А если посмотреть на ситуацию с валютным курсом, то ожидаемым становится падение объемов ВВП и налоговых отчислений в бюджет. Банки же попадут в непростую ситуацию из-за необходимости выплачивать долги в валюте.
Стоит отметить и тот факт, что нет такого способа, с помощью которого Россия смогла бы оперативно получить достаточное количество валютных средств для борьбы с кризисом. Обычно государства в таком положении идут в Международном валютном фонде и берут большой кредит, но из-за конфликта с Западом это невозможно. Исходя из этого экономический спад усилится на фоне ускоряющейся инфляции: к середине года она может разогнаться почти до 20 %, невиданных с начала 2000-х гг. Прогнозы сулят снижение реальных доходов населения — впервые с 1990-х гг. — на 5–10 %, что обрушит товарооборот розницы и сектор услуг. Девальвация, запретительный уровень ставок по кредитам и, прежде всего, общая неопределенность ситуации и перспектив приведут к спаду инвестиций, сокращению промышленного выпуска. Предприятия начнут увольнять персонал, безработица вырастет. Крупным компаниям поможет государство, малые и средние ждет волна банкротств, так что кризис принесет социальные проблемы.
Населению и предприятиям станет труднее обслуживать кредиты, доля плохих долгов в портфелях банков увеличится, а темпы прироста депозитов еще больше замедлятся, из-за того что домохозяйствам придется тратить накопления на текущее потребление. Сейчас Центробанк помогает затыкать дыры в банковских балансах — обязательства банков перед ним превысили 12 % их пассивов, но дальнейший рост может ослабить финансовую систему страны.
Отказаться от новых масштабных вливаний ликвидности в банковскую систему Центральный Банк вряд ли сможет, поскольку это может привести к банкротству банков, что, так или иначе может спровоцировать панику. Если не начнется рост цен на нефть, то власти могут оказаться перед дилеммой — или удерживать инфляцию, или спасать банки.
Литература:
1. Актуальные проблемы финансов Марченко С. В., Дмитриева И. Е., Коломиец Л. Г., Голубина Ж. И. учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С. В. Марченко. Пятигорск, 2014.
2. Дмитриева И. Е. Финансы. Краткий курс лекций / Дмитриева И. Е., Биндасова Н. А.. Пятигорск, 2011.
3. Регулирование финансов кризисных монопрофильных муниципальных образований Марченко С. В., Голубина Ж. И. Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2 (46–2). С. 353–357.
4. Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России Юрина В. П., Грицай С. Е., Марченко С. В. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 390–394.
5. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета Марченко С. В. В сборнике: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга 2014. С. 119–123.