Россия и международная торговля услугами: современное состояние и тенденции развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Мирзаханова, А. Р. Россия и международная торговля услугами: современное состояние и тенденции развития / А. Р. Мирзаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76089/ (дата обращения: 15.11.2024).



Объем международной торговли для многих стран составляет значительную долю валового внутреннего продукта. Если рассматривать долю мировой торговли в мировом ВВП, а именно стоимость импорта и экспорта товаров и услуг, то в 2019 году она выросла до 56 % (по сравнению с 20 % в 1995 г.) [4, с. 3].

В 1995 году в ходе Уругвайского раунда переговоров была создана Всемирная Торговая Организация (ВТО). Основной целью создания ВТО была возможность обеспечить эффективное функционирование системы мировой торговли на основе единых правил, а также открытость и доступность рынков.

С момента учреждения Всемирной Торговой Организации можно выделить несколько закономерностей развития мировой торговли.

Первая из них — это быстрый рост международной торговли товарами и услугами. Например, за последние 10 лет экспорт промышленных товаров вырос с 8 до 11 трлн долл. США, а экспорт коммерческих услуг с 2,9 до 4,8 трлн долл. США [4, с. 3].

Еще одна из закономерностей — неравномерный рост развития международной торговли. Конец 90-х годов характеризовался быстрыми темпами роста международной торговли, но замедлялся во время кризисов, имеющих место в этот период. Далее опять характерный рост развития и резкое замедление роста во время экономического кризиса в 2008 году. Восстановление экономики после кризиса, а в 2012 снова замедление темпов роста. 2015 год характеризовался сокращением объемов торговли, а также понижением стоимости мирового товарного экспорта из-за падения цен на нефть [1, с. 404]. В 2019 году по сравнению с 2015 стоимость мирового экспорта товаров уменьшилась на 3,3 %, а стоимость экспорта услуг увеличилась лишь на 0,1 %.

Однако в наше время именно торговля услугами является одной из наиболее развивающихся сфер, перспективы которой очень значительны в мировой экономике. Производство товаров становится сложнее, рынок перенасыщается, соответственно растет потребность в услугах. Во многих странах торговля услугами является главной статьей общего экспорта. В условиях современности появляется большое количество возможностей для потребления, а также производства различных услуг. При этом разрабатывают и предоставляют их не только крупные, но также и мелкие компании, и иные участники процесса.

Говоря о рынке услуг, можно отметить уровень географической концентрации. В 2019 году тройка крупнейших стран по стоимости экспорта осуществляли 27,5 % экспорта услуг. Лидирующую роль в экспорте услуг заняли США (14,24 %), Великобритания (6,7 %) и Германия (5,64) [4, с. 4]. Россия в мировом экспорте услуг занимает долю около 1,5 % [2]. Наибольшее значение в сфере экспорта услуг в России имеют такие услуги, как строительные и транспортные и услуги [10, с. 9]. При этом самыми важными статьями в доле экспорта являются транспорт и туризм.

По данным на 2018 год, экспорт услуг России составил 64,6 млрд долл. США, а импорт 94,6 млрд долл. [3].

Преимущество импорта услуг над экспортом может быть обусловлено большим количеством факторов, и помимо экономических санкций такими факторами могут выступать структурная несбалансированность экспорта услуг, недостаточный уровень развития финансового рынка, что может влиять на экспорт финансовых и информационных услуг, приоритет товарной торговли, а также направленность на приоритет сырьевого экспорта, недостаточное развитие инфраструктуры для роста экспорта услуг и плохой инвестиционный климат.

Однако несмотря на то, что есть ряд трудностей для развития экспорта в России, также можно выделить преимущества, которые могут эффективно поспособствовать развитию сферы экспорта в стране. Такими могут быть обширная территория со своим уникальным разнообразием природы и культуры. В частности, данные факторы могут позитивно сказаться на развитии транспортных и туристических услуг. Именно транспорт является важнейшей статьей экспорта услуг России, что обусловлено географическим положением и интенсивностью эксплуатации транспортных средств.

Самая главная проблема в развитии транспортных услуг России заключается в том, что отечественная транспортная система по сравнению с развитыми странами отстает, а отечественные транспортные компании неконкурентоспособные. Соответственно, чтобы увеличить эффективность транспортных услуг, необходимо преобразовать транспортную инфраструктуру, сфокусироваться на повышении качества и доступности услуг, а также увеличить их пропускную способность.

Не менее важными, чем транспортные, являются туристические услуги.

Для многих стран именно туристические услуги составляют существенную основу валютных поступлений. В 2018 году оборот по статье «поездки» составил 45,8 млрд долл. США — 28,7 % оборота всех услуг. [3] При сравнении показателей с предыдущими годами можно заметить положительную динамику роста. Так, например, в 2017 году аналогичные показатели составляли 40,0 млрд долл. США или 27,3 %. Но несмотря на динамику роста, все же сохраняются некоторые трудности для развития туристической сферы в России.

Стоит выделить преимущества, которыми обладает Россия для потенциального увеличения эффективности сферы туристических услуг: к таким могут быть отнесены обилие культурных и природных ресурсов, притягивающих внутренних и внешних туристов. Однако есть и сдерживающие факторы. Среди таких: высокая стоимость услуг транспорта, отсутствие узнаваемости российских брендов за рубежом, небольшое количество гостиниц, плохо развитая инфраструктура и низкий сервис на отечественных курортах; [5, с. 17]

Рассмотрев данные факторы, можно предположить, что для развития эффективности туристической сферы и роста конкурентоспособности следует сфокусироваться на следующих аспектах: повысить качество туристской инфраструктуры, а также развить транспортную доступность основных туристических направлений; повысить уровень сервиса и уровень подготовки кадров в туристической сфере; развить событийный туризм; скорректировать визовую политику относительно тех стран, которые не представляют миграционную опасность; Таким образом, реализация данных мер может создать возможность для роста доли туризма в экспорте России.

Не менее важным в экспорте услуг также являются строительные услуги. Международные строительные компании занимаются не только проектированием и строительством, но также производят конструкции, материалы, а также занимаются дальнейшей эксплуатацией объектов, которые они возвели. На данный момент для российских строительных компаний наибольшее значение имеют подрядные работы на строительство уникальных сооружений, к таким относятся: гидротехнические сооружения, объекты космической инфраструктуры, объекты использования атомной энергии и другие [9, с. 62].

Для развития данной сферы услуг стоит сфокусироваться на том, чтобы повысить уровень подготовки специалистов в области строительства, применять высокие технологии, которые будут ускорять темпы строительства, оптимизировать затраты и сберегать ресурсы, а также поддерживать отечественные строительные компании, которые работают на внутреннем рынке, чтобы избежать возможность их поглощения конкурентами.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что роль мировой торговли услугами на мировом рынке продолжает свой рост. Российский потенциал в сфере торговли услугами может быть увеличен и реализован при условии увеличения конкурентоспособности уже имеющихся услуг, а также расширения ассортимента предоставляемых услуг. Возможно также привлечение инвестиций и создание благоприятного экономического климата в России, который может быть обеспечен государственной поддержкой, реализованной через понижение ставок налогообложение, а также предоставление кредитов под льготный процент.

Литература:

  1. Алымова А. Внешнеторговая политика РФ: современное состояние и перспективы развития / А. Алимова // Научные записки. — 2018. — № 1. — С. 404–410.
  2. База данных по внешней торговле услугами ОЭСР [Электронный ресурс]. — URL: https://data.oecd.org/trade/trade-in-services.htm (дата обращения: 04.11.2020)
  3. Внешняя торговля Российской Федерации услугами 2018. Статистический сборник. [Электронный ресурс] — URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/23728/External_Trade_in_Services_2018.pdf (дата обращения 04.11.2020).
  4. Доклад Генерального секретаря о Международной торговле и развитии [Электронный ресурс] 7 July 2019. A/74/221. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/a74d221_ru.pdf (дата обращения: 04.11.2020)
  5. Жуков, В. А. Развитие туризма в России на основе проведения ивент-мероприятий // Управление. — 2018. — Т. 6, № 4. — C. 16–20.
  6. Костенко Н. Геоэкономическое измерение вовлечения стран в глобальную торговлю / H. Костенко // Экономист. — 2019.
  7. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» // Собрание законодательства. — 2017. — № 16. — ст. 2405.
  8. Сазонец О. М. Развитие международной торговли с помощью информационных услуг / О. М. Сазонец // Актуальные Проблемы Экономики. — 2019. — № 1. — С. 51–57.
  9. Семененко, В. Ю. Перспективное направление расширения российского экспорта строительных услуг // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. — 2019. — № 2. 62–69.
  10. Спартак, А. Н., Кнобель, А. Ю., Флегонтова, Т. А. Перспективы наращивания Российского несырьевого экспорта. — М.: ВАВТ, 2018. — 129 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, США, услуга, международная торговля, мировая торговля, туристическая сфера, экспорт услуг, Всемирная Торговая Организация, торговля услугами, экспорт услуг России.


Задать вопрос