Образование — процесс получения знаний, обогащения, просвещения. «Ученье — свет, а неученье — тьма», — вот, что писал об этом один из плеяды русских писателей и поэтов Александр Сергеевич Пушкин.
Понятия «образование», «образовательная система» немыслимы вне государства. Внутренние функции социально ориентированного государства включают в себя в том числе и образовательную функцию. И она является одной из важнейших среди прочих ввиду ряда весомых и объективных причин. Во-первых, образование подрастающего поколения — залог успешного и процветающего государства, способного отстаивать собственные интересы и защищать свое мнение на международной арене, а также формирование надежной преемственной опоры. Во-вторых, образование способствует приобщению обучающихся к культуре, традициям, истории их страны и народа, позволяет посмотреть на ход развития цивилизации в целом в ретроспективе, а, следовательно, учесть ошибки, предотвращая их повторение в будущем, принять к сведению и усвоить тактики и пути решения задач, которые способствовали благоприятным исходам затруднительных или даже кризисных ситуаций. Все эти функции призвана выполнять образовательная система и ряд органов исполнительной и законодательной ветвей власти.
Современная система образования находится на стадии переходного периода: разрушается советская школа, а на смену ей приходят западные тенденции и методы обучения.
Обратимся к истории и проследим, каким образом развивалась система образования и к каким результатам привела современная политика в этой сфере, а также сопоставим эффективность двух стилей обучения: советского и западного.
Начнем со второй половины 1940-х годов XX столетия. Пережив небывалую по своей разрушительной силе Вторую мировую войну, СССР спустя двенадцать лет, а именно 4 октября 1957 года, запустил в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Спустя еще четыре года, 12 апреля 1961 года, СССР отправил первого в мире человека — Юрия Алексеевича Гагарина — на космическом корабле покорять еще не изведанное на тот момент пространство. Это все свидетельствует о том, что за 16 лет страна сумела «восстать из пепла», восстановиться и даже обогнать остальной мир в научно-техническом развитии. А ведь ведущую роль в такого рода научном прорыве сыграло ни что иное как образование.
Восточная народная мудрость гласит: «Хочешь победить своего врага — воспитай его детей». В связи с этим стоит вспомнить события 90-х годов прошлого века и всеобщее ликование по поводу «меценатской» деятельности Джорджа Сороса — американского трейдера, финансиста, инвестора, создателя сети благотворительных организаций, известных как «Фонд Сороса». Наиболее активную деятельность на территории России он вел в 90-е годы прошлого столетия. Так, в 1994 году в России начала работать Международная программа образования в области точных наук, бюджет которой составил более 100 миллионов долларов. Фонд Сороса, начиная с 1994-го года, выплачивал стипендии лучшим представителям студенчества и преподавательского состава России, размер которых в несколько раз превышал среднюю заработную плату по стране в то время. На его же деньги проводились конференции для преподавателей, в рамках которых организовывались встречи с известными профессорами, проходили обсуждения различных проблем и идей. Кроме того, он спонсировал переиздание наиболее востребованных школьных учебников, тираж которых превысил полмиллиона экземпляров. Однако в ходе этого процесса, например, из учебников по истории России исчезли многие ключевые моменты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов: Курская и Сталинградская битвы упоминались теперь лишь в виде перечисления в одной строчке, чтобы не заострять на них внимание учеников. Но в чем же причина подобных действий? Возможно, авторы новых учебников, находившиеся под крылом Сороса, ставили перед собой задачу исключить вероятность того, что в ходе изучения истории собственной страны ученики проявят интерес к этим событиям, захотят более подробно их рассмотреть. А это, в свою очередь, может привести к тому, что подрастающее поколение станет испытывать гордость за свою Родину, за народ, который так отчаянно ее защищал. Проявления подобных чувств могут неизбежно привести к сплочению народа, осознанию единства и подъему национального духа. Такой исход был бы крайне нежелателен для всех, кто еще во времена Советского союза чувствовал с его стороны угрозу. Ведь куда легче управлять разрозненным народом, чему свидетельствует великое множество исторических примеров.
Вернемся в настоящее время и посмотрим, какие результаты имеет уже на сегодняшний день современная реформа образования. Во-первых, обратимся к изменениям, касающихся структуры школьных выпускных экзаменов. По словам нынешних учеников старшей школы, на уроках они тренируются заполнять бланки для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отрабатывают методику и принципы решения однотипных заданий, из которых он состоит. Даже сочинение, входящее в структуру заданий ЕГЭ по русскому языку, нынешних школьников учат писать, используя так называемые клише — стандартные образцы словосочетаний и синтаксических конструкций. А ведь сочинение по своей сути — задание творческое, направленное на свободное изложение собственных мыслей по заданной теме. Нередко можно услышать такую фразу из уст преподавателей русского языка и литературы: «Проверяющие будут искать в ваших работах определенные фразы, указывающие на то, что вы следуете логике задания. Именно поэтому лучше всего употреблять фразы-клише». Получается, что детей учат не выходить за рамки установленной системы. Но в чем причина? Возможно, в том, что, опять же, намного легче управлять сознанием человека, мыслящего стандартно, нежели человека вольномыслящего.
Вот, что говорит по поводу современной реформы образования кандидат исторических наук, доцент, преподаватель МГИМО кафедры истории и политики стран Европы и Америки, Ольга Четверикова в одном из интервью: «Чем больше мы начинаем узнавать о том, как происходит наша так называемая реформа образования, тем больше складывается картина, что проект этот готовился очень давно, разрабатывался очень детально, причём и стратегически, и тактически. И не случайно многое из того, что происходит сегодня, заимствовано из немецкого плана «Ост» — обширного проекта, который в том числе касался и системы образования. Мы знаем прекрасно, что американская разведка использовала те наработки, которые были у немецкой разведки, работавшей на восточном фронте. Поэтому многое из того, что сегодня реализуется, очень напоминает как раз детали того плана». Что же это за план «Ост», о котором она упоминает в своей речи? По своей сути он представлял собой обширную программу закрепления господства германского рейха в странах Восточной Европы, в том числе в СССР. Из директивы А. Гитлера А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» от 23 июля 1942 года: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…» В современной политике в сфере образования четко прослеживают параллели с данным планом: большинство нынешних учеников отрабатывает технику заполнения бланков и едва ли осуществляет арифметические операции без использования электронно-вычислительной техники.
Государство, которое стремится к развитию, а также ставит своей целью занимать лидирующее место на международной арене, должно заботиться, прежде всего, об уровне образованности населения. В связи с этим для того, чтобы реформы в сфере образования стали эффективными, правительству необходимо сфокусироваться на решении ряда проблем, сдерживающих их развитие. Во-первых, теоретическая направленность образования на начальном, среднем и профессиональных уровнях препятствует подготовке узкоспециализированных специалистов, чей недостаток проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Во-вторых, недостаточное финансирование ведет к нехватке кадров и отсутствию мотивации. В-третьих, увеличившееся число негосударственных ВУЗов подрывает доверие к качеству высшего образования, так как большинство подобных учреждений занимается лишь продажей дипломов, за которыми не стоит фундаментального образования. В результате работодатели настороженно относятся к молодым кадрам, не имеющим опыта работы. Наконец, падение престижа ПТУ и техникумов, недостаточное внимание их развитию и функционированию ведет к нехватке квалифицированной рабочей силы в различных отраслях промышленности. Для разрешения этих проблем необходимо направить политику государства в сфере образования на каждом из его этапов не только на соответствие международным стандартам, но и, в первую очередь, ориентироваться на нужды страны. Показателен в этом плане пример Республики Корея (Южной Кореи), где количество мест на ту или иную специальность, а также учебные программы устанавливаются государством с учетом потребностей экономики в тех или иных специалистах. Результатом подобной политики явилась процветающая экономика с интенсивными показателями роста, зарекомендовавшая себя на международной арене.
Проблемы, связанные с образовательной системой современной России, требуют принятия и реализации ряда мер на высшем уровне управления государством, которые кардинально изменили бы направление ныне осуществляемой политики. Для достижения максимально эффективного результата необходима корреляция и согласованное взаимодействие различных политических институтов, главным образом законодательной и исполнительной ветвей государственной власти.
Литература:
- Интернет-журнал «Советник» / Максим Хрусталёв / «Генеральный план «Ост» / http://www.1-sovetnik.com/articles/article-815.html
- Генеральный план «Ост» / Мейер-Хетлинг Конрад. — Издательство: Артель «Северная Коза», 2012.
- Содружество литературных проектов «Русское поле» / Елена Филатова / «Учебники Сороса — тайное оружие либералов» http://moloko.ruspole.info/node/6264
- Авторский блог Дмитрия Перетолчина / «Демонтаж» от 21.11.2015 http://zavtra.ru/blogs/razrushenie