Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оптимизация реформы образования как фактор обеспечения национальной безопасности

3. Система образования
886
Поделиться
Библиографическое описание
Сухов, А. Н. Оптимизация реформы образования как фактор обеспечения национальной безопасности / А. Н. Сухов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2905/.

Как известно, обеспечение национальной безопасности невозможно в отрыве от эффективности развития экономических и социальных институтов, надёжности технических систем и т.д. Из этого следует, что есть базовые явления социально-экономического и технического порядка, от которых зависит уровень национальной безопасности. Состояние социально-экономической системы является несущей конструкцией, каркасом национальной безопасности. В то же время развитие, «здоровье», нормальное состояние общества и личности - цель национальной безопасности. Все остальные виды безопасности являются средствами обеспечения этой цели.

Устойчивое, стабильное развитие социально-экономической системы - главное условие обеспечения национальной безопасности. В более или менее конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей, прав всего населения, а не какого-либо слоя за счёт ресурсов другого, и выражается в ряде показателей: качестве, продолжительности жизни населения, нормальной стратификации, системы социальных ценностей, наличия условий для реализации «Я», перспектив, отсутствия уровня социальной напряжённости и т.п.

Естественно, что при этом существенную роль играет образование. Образование как социальный институт выполняет ряд крайне важных функций: 1) трансляция и распространение культуры в обществе; 2 ) социализация, в том числе профессиональная социализация, предполагающая развитие профессиональной компетентности (специальных знаний и профессионального менталитета) и профессиональных качеств; 3) влияние на стратификацию общества; 4) социально-экономическое, политическое и культурное изменение общества.

Для того, чтобы образование могло оказывать продуктивное влияние на состояние социально-экономической системы, следовательно, национальной безопасности, оно должно быть в свою очередь чрезвычайно эффективным. В данном случае без реформирования образования просто напросто не обойтись.

Между тем реформа реформе - рознь. C социально-психологической точки зрения реформы должны происходить с учётом:

  • соблюдения национальных интересов той страны, где осуществляются;
  • результатов компаративного (сравнительного) анализа: брать извне лучшие образцы, стандарты при сохранности лучших национальных образцов;
  • конфликтологического подхода: строить любой социальный институт, в том числе образование на конкурентной основе, а не на «замороженной» почве (в условиях отсутствия дискуссии, обсуждения);
  • социальных ценностей, стратификации, уровня деформации общества, где происходит реформы;
  • комплексного подхода, который нацеливает на системные изменения и противоположен однобоким подходам к реформам.

Глобализация и унификация национальных систем образования – два взаимосвязанных процесса.

Россия – не исключение. Приняв ряд нормативных актов, она пошла именно по этому пути. Переход на двухуровневую систему образования, введение ЕГЭ и т.п. говорит именно об этом. Однако практика введения данных инноваций вызвала волну не только дискуссий, но и обоснованной критики.

В связи с этим встает далеко не риторический вопрос: можно ли всё лучшее что имеется в западных системах образования совместить с опытом в сфере отечественного образования, который представляет несомненную ценность.

Естественно, ответ однозначен: не только можно, но и крайне необходимо.

Исходя из этого, следует провести сравнительный анализ, причем тщательный, отечественных и западных систем образования. Без этого рассчитывать на успех реформы отечественного образования не приходится. Сравнительный анализ выявляет ряд до конца не решённых вопросов.

Прежде всего - это связано с понятиями и их восприятием на Западе и в России.

В России принято говорить о выпускниках вузов как о соответствующих специалистах. Но теперь данный термин можно применить только к выпускникам медицинских и военных вузов. Все остальные будут именоваться бакалаврами и магистрами. Возникает вопрос, почему одни выпускники специалисты, а другие? Направленцы, если исходить из формальной стороны дела. Дело в том, что бакалавры и магистры будут обучаться по соответствующим направлениям. Мелочь? Возможно, но такая проблема существует.

Вторая проблема, которая возникает при сравнении, более существенна. На Западе действительно существует двухуровневая система: бакалавриат и магистратура. Кроме того, защищают докторские диссертации по философии и по специальности.

В России после перехода на двухуровневую систему сложилась иная, трёхуровневая система, так как сохраняется аспирантура по подготовке кандидатов наук и докторантура.

Если сравнивать магистерские и кандидатские работы, то сравнение не в пользу первых. Подготовка кандидатских диссертаций связана с научными школами. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, сохранить существующую национальную систему, назвав специалистов бакалаврами, а кандидатов наук – магистрами.

Сейчас же поступают просто: бакалавров готовят за счёт бывших профессиональных основ специальностей, а магистров-специализаций. В результате проигрывают и бакалавриат и магистратура.

В рамках реформы самым дискуссионным вопросом стала проблема ЕГЭ.

Введение ЕГЭ в России связывают с необходимостью борьбы против коррупции и обеспечения равных возможностей абитуриентов при поступлении в вуз.

Однако, как показывает анализ практики, эти задачи пока решаются только частично. К сожалению, коррупция при сдаче экзаменов изменила только локализацию. Коррупционные схемы перешли из одной сферы в другую.

Возможности подготовки к ЕГЭ у различных категорий школьников остаются неодинаковыми.

Кроме того, следует особое внимание обратить на содержание так называемых тестов, используемых для проведения ЕГЭ. Можно с полной ответственностью заявить, что они далеки от стандартных требований и потому требуют совершенствования.

При этом вузы должны получить право проводить собеседования, устные и письменные экзамены в виде эссе.

Вступительные экзамены в вузы не должны напоминать лотерею и казино. Они должны выполнять функцию профессионального отбора.

В настоящее время самым модным направлением в высших образовательных учреждениях стало управление качеством. Если к этому правильно подойти, то это заслуживает одобрения. Управление качеством образования предполагает стандартизацию всех процессов. С помощью аудита происходят оценки: есть или нет отклонения от стандарта.

При этом стандартизация должна касаться и самостоятельной работы студентов, их информационного обеспечения, а также нормирования и оплаты труда преподавателей. Однако во многих случаях образцы документов отсутствуют. Проводимый мониторинг знаний студентов не выдерживает никакой критики, так как осуществляется при помощи нестандандартизированных тестов. В результате мышь родила бумажную гору, преподаватели стонут от бумажного вала.

Во все времена критерием оценки образования был и остается анализ профессиональной адаптации выпускников, их карьерного роста. К сожалению, в России этот момент пущен на самотек. За государственные деньги в вузах кого только не обучают.

Сейчас в России уровень профессиональной компетентности студентов пытаются обеспечить за счёт ФГОСА соответствующих специальностей и направлений.

На Западе ничего подобного нет. Зато вместо этого есть автономия и репутация образовательных учреждений, а также конкуренция между ними. Всё это является не менее жестким регулятором и стимулом, чем ФГОС.

К сожалению, в России практически все эти вопросы не решаются. Отечественные вузы не занимают лидирующие места в рейтинге мировых образовательных учреждений.

В настоящее время решается вопрос о предоставлении автономии МГУ и Санкт-Петербургскому Университету. Правильно: свобода рождает ответственность и мотивацию достижения как у преподавательского состава, так и у студентов.

Остальные вузы живут по типовым правилам: от одной словесной и бумажной компании до другой.

Реформа образовательных учреждений заставляет по-новому подходить к организации НИР в вузе.

На Западе вузы фактически предоставляют собой научно- образовательные комплексы. Научные центры, лаборатории западных образовательных учреждений прекрасно оснащены и щедро финансируются со стороны фондов, фирм и государственных институтов. Наука на Западе нужна. Поэтому государство, бизнес, общество заинтересованы в развитии интеллектуальной собственности.

Перед отечественными вузами поставлена аналогичная задача - превратить их в научно-образовательные центры.

Но у нас сложилась несколько иная система, связанная с разделением науки и образования.

Речь идет об исследовательских институтах в рамках РАН. Это обстоятельство нельзя игнорировать. Поэтому реформу вузовской НИР следует проводить с учетом этого фактора.

При этом следует выстроить жесткую логическую цепь: Заказ – НИР – внедрение.

В настоящее время действует другой подход. Вуз должен обладать интеллектуальной собственностью, которая должна возникнуть как бы сама по себе. После этого он объявляется инновационной площадкой и начинает финансироваться.

Инновационная деятельность вуза является важнейшим показателем при определении его статуса и аттестации. С этим нельзя не согласиться.

Однако пока экономика не будет диверсифицирована и не приобретет другой структурный характер вряд ли она будет вкладываться в вузовскую науку. Да и ассистент, получающий чуть более 60 тысяч в год и потому работающий в разных вузах, не может с полной отдачей заниматься наукой. Пока же от него требуют в рамках НИР зарабатывать 25 тысяч в год. Это не реально. Правда, ситуация с оплатой труда преподавателей должна измениться.

Таким образом, можно метафорически сказать, что на Западе как и положено: лошадь впереди телеги, а в России – наоборот. Ничего из этого не выйдет. Не вуз должен ходить с протянутой рукой и предлагать заказы, а напротив. Но пока прибыль от 300% и выше получают за счет малооплачиваемого рабочего труда, а не хай-тека, технологий, обеспечивающих конкурентоспособность, все так и будет продолжаться.

Сейчас на конкурсной основе вузам может быть присвоен статус «исследовательский университет». Что ж, такой тип высшего образовательного учреждения более соответствует образцу классического западного университета. Но в России, как уже говорилось, сложилась сеть исследовательских институтов и центров в рамках РАН. Поэтому повторяем, соединение науки и образования следует осуществлять с учетом этого обстоятельства. В противном случае получится как в одном областном центре, где НИТИ превратился в торговый центр. Кто-то выиграл от этого несомненно. Но страна в целом проиграла. Это путь в никуда.

Когда говорят о реформе отечественного образования, то почему то опускается из виду одна немаловажная деталь: нагрузки и оплата труда преподавателей. В данном случае просто стыдно сравнивать нагрузку и оплату труда преподавателей отечественных и западных вузов. С этим, кстати, связана и их мобильность.

Высшее профессиональное образование существует не само по себе, в отрыве от экономики. Если России действительно нужна наука и стратификация будет строится в зависимости от того образования, которое получает человек, то за его реформу не надо будет беспокоится.

Самостоятельная работа студентов является сильной стороной западной системы образования. Она даёт право выбора студенту, информационно и организационно обеспечена. Достаточно сказать, что по каждой дисциплине студент получает полный комплект. Рейтинг преподавания зависит также от выбора студентов.

Организация самостоятельной работы студентов в России учитывается прежде всего в информационном плане. Она менее обеспечена.

Что качается рейтинга преподавателей, то оно должно строиться на основе учёта цитирования его работ, востребованности в других, в том числе-зарубежных вузах, и авторитета среди студентов.

При этом индекс цитированности должен включать весь объём, а не часть процитированных работ того или иного преподавателя. Здесь не должно быть место для исключений. РИНЦ, который занимается этим, пока не может дать полную картину о «значимости» научных работ преподавателей вуза. После полета Ю.А. Гагарина в космос США радикально изменили отношение к образованию, чтобы не отстать от СССР. Сейчас в Америке учатся студенты со всего мира.

В Европу студенты тоже едут учиться, причем нередко – бесплатно. Чтобы в Россию поехали учиться, причем не только из Африки и Азии, надо взять все лучшее от Запада, но и сохранить ценное, что имели, в том числе - доступность образования. Пока же число бюджетных мест сокращается. Вузы во многом выживают за счет платного и заочного обучения студентов. Но именно это обстоятельство часто дискредитирует систему отечественного образования, так как при предъявлении надлежащих требований к данным категориям студентов их придется массово отчислять. Естественно, при этом бюджет вуза от этого значительно пострадает.

Последние события в современном мире (революция и война в арабских странах, кризис в Европе колоссальный внешний долг США),а также ситуация внутри страны со всей очевидностью показывает, что Россия нужна устойчивая социально-экономическая, политическая система и эффективная национальная безопасность. Без образования и науки эту задачу не решить. Образование должно реформироваться. Но так, чтобы оно развивалось и становилось конкурентоспособным.


Литература:

  1. Сухов А.Н. Социальная психология безопаснасти.2-еизд. М., Академия, 2005.- 230 с.
  2. Социальная психология образования. Под ред. А.Н.Сухова М., МПСИ, 2005.- 210 с.
  3. Сухов А.Н. Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России. 2-е изд. М., Флинта, 2011.-280с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный