Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.
Современная система образования переживает достаточно тяжелые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет.
В соответствии со ст. 69 ФЗ № 273 целью высшего образования является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. В связи с чем основной задачей отечественного высшего образования по реализации вышеназванной цели является подготовка высококвалифицированных кадров через систему высшего образования: бакалавриат, магистратуру и специалитет [2].
Необходимо констатировать, что образовательная система России в современный период переживает проблемы трансформации, что обусловлено необходимостью отказа от советской системы образования, повышением престижности российского образования на международной арене, развитием его инновационного потенциала.
Реформирование системы высшего профессионального образования предполагает смену стандартов и методов обучения. Наметилась тенденция на глубокую переоценку образовательных ценностей и предпочтений, что проявилось в формулировании компетенций, которыми следует овладеть студентам. Все ФГОС ВПО содержат те или иные компетенции. Предоставлена значительная свобода в интерпретации содержания компетенций.
Можно выделить определенные проблемы, с которыми приходится сталкиваться вузам России и в той или иной степени решать на федеральном и региональном уровнях.
Введение новых правил приема абитуриентов только по результатам ЕГЭ фактически отстранило преподавателей вузов от процесса набора молодых людей для дальнейшего обучения. Вузы вынуждены организовывать специальные курсы для дополнительной подготовки абитуриентов к обучению в вузе, учить их не только основам профильных дисциплин, но и развивать навыки критического мышления, самообучения, работы с информацией. Совершенно понятно, что единая система экзаменов, основанная на независимой проверке, выравнивает возможности выпускников с точки зрения поступления в престижные вузы. Однако на том уровне реализации, на котором находится сейчас эта система, ее оставлять нельзя.
Отмечается низкое качество образования в высшей школе, слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс. Основной формой занятий остаются лекции, набор элективных курсов минимален или полностью отсутствует [3].
В вузах нет современных библиотек, где были бы открытый доступ к книгам, система электронного поиска, доступ к международным изданиям и библиотекам онлайн.
В качестве еще одной проблемы необходимо отметить недостаточное развитие механизмов использования возможностей сети Интернет как источника содержания высшего образования. Сегодня в эпоху высоких технологий высшая школа просто не может игнорировать Интернет, используя его и как источник первичной информации, и как средство удаленного взаимодействия, и как способ осуществления научно-исследовательской деятельности.
Довольно много говориться о недостаточном финансировании системы высшего образования. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. В то же время необходимо понимать, что сама по себе финансовая поддержка образования не приведет к резкому повышению его качества. В российском образовании мало профессиональных менеджеров, умеющих эффективно расходовать деньги [4, с. 79].
Определенные сложности характерны для деятельности преподавательских кадров. С одной стороны, можно отметить старение кадрового состава преподавателей вузов. С другой стороны, отмечается неразвитость системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Отсутствует организованная, систематическая кадровая работа по направлению преподавателей в учебные центры повышения квалификации.
Недостаток в России высококвалифицированного кадрового потенциала, в первую очередь в сфере научно-инновационной деятельности, является одним из сдерживающих факторов при разработке крупных инвестиционных проектов национального и международного масштабов, тормозом успешного развития инновационных секторов российской экономики.
Кроме того, следует отметить низкий уровень оплаты труда педагогов государственных вузов, что приводит к необходимости поиска преподавателями дополнительных заработков.
В качестве еще одной проблемы необходимо выделить отношение российского общества к системе высшего образования. Многие современные студенты приходят в высшие учебные заведения не ради приобретения знаний, а для получения «корочек» об окончании вуза. Основная масса выпускников не работает по специальности, оповещая окружающих, что им не понадобились приобретенные в стенах учебного заведения компетенции. Падает престижность высшего образования как системы. Несмотря на то, что в обществе сформировано представление о необходимости окончания вуза, нет единого мнения о том, для чего в нем учиться: ради знаний, профессии или документов об образовании [5, с. 421].
Расширение масштабов высшего образования свидетельствует о его возрастающей роли в экономическом прогрессе, обогащении общественных представлений о жизненных стандартах. В обществе возрождается понимание необходимости высшего образования для жизненного успеха, тяга к высокой культуре и духовности.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, что высшее образование готовит специалистов не по тем специальностям, которые действительно требуются. По оценкам специалистов содержание востребованных специальностей меняется каждые 5 лет. Система высшего образования просто не в состоянии вовремя реагировать на эти изменения. Как результат выпускник выходит из стен вуза с устаревшими знаниями и вынужден обучаться уже в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, многие российские вузы не стремятся устанавливать прочные деловые связи со своими выпускниками, которые могут быть ценным источником информации о реальных процессах и тенденциях, происходящих в профильной отрасли экономики. Работодатель и выпускник практически не привлекаются к разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов [1, с. 111].
В целом следует констатировать, что современная система высшего образования России столкнулась со множеством сложностей как внешнего, так и внутреннего характера, которые она пытается тем или иным способом решить в качестве основных были отмечены проблемы кадрового обеспечения вузов, отношение к высшему образованию в обществе в целом и среди студентов в частности, недостаток финансирования и слабые инновационная и практикоориентированная составляющие системы высшего образования.
В настоящее время многие проблемы, стоящие перед отечественным высшим образованием, требуют серьезной перестройки механизмов его финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования. Кроме того, необходимо стремится к тому, чтобы высшие учебные заведения стремились самостоятельно развивать экономически привлекательные проекты и отрасли, но при этом не гнались за «модой», не хотели таким образом заработать, а развивали инвестиционно привлекательные направления своей деятельности.
Важнейшей частью обновления механизмов финансового обеспечения должен стать переход от административного распределения контрольных цифр приема в вузы к действительно конкурентным методам распределения государственного задания на обучение. При этом вузы должны заранее знать критерии, в соответствии с которыми Министерство образования и науки РФ планирует распределять средства на финансирование высшего образования.
В целом следует отметить, что современная система высшего образования должна быть более гибкой, динамичной и обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимо опережающее развитие образования по отношению к обществу. Однако при всей очевидности необходимости реформирования образования к нему надо подходить весьма осторожно. Результаты образовательной политики, внедрения инноваций часто сказываются только через 10–15 лет. Порой они непредсказуемы, и при отсутствии грамотного планирования и постоянного контроля могут повлечь системные проблемы.
Литература:
- Аветисян И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1 (25) — С. 110–112.
- Бодрова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX — XXI веков // официальный сайт Московского Гуманитарного Университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf
- Ильин Г. П. Кризис как устойчивое состояние современного образования // Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) [Электронный ресурс]. — URL: http://rus.aktobe/kz/beb/g6_05_02.htm.
- Карманова Д. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 1. — С. 78–84
- Нойкин К. И. Проблема финансирования образовательных учреждений в России // Молодой ученый. 2014. № 18. — С. 420–424.