Современные концепции воспитания в технических вузах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Современные концепции воспитания в технических вузах / Е. Г. Огольцова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10717/ (дата обращения: 16.12.2024).



Воспитание студенческой молодежи имеет важное социально-экономическое, политическое и психолого-педагогическое значение для современного общества, так как: студенчество остается одной из самых значительных групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли в современном обществе; студенты являются наиболее образованной, многообещающей частью молодежи, на которую государство и общество возлагает большие надежды.

Поскольку социально-экономическая модернизация общества повлекла за собой серьезные деформации молодежных ценностей и их источников, требуется определить пути приобщения подрастающего поколения к культурным традициям. Необходимо обогащение педагогической теории новыми понятиями, подходами и педагогическими технологиями, основанными на новом междисциплинарном знании, вплетенном в содержание воспитания.

Выпускники высших учебных заведений составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения, навыки, профессиональные компетенции во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития современного общества. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России» [1]. Те же самые мысли нашли свое отражение в «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан»: «… современное казахстанское общество требует от человека не только полетихнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, существовать в обществе» [2].

Современный специалист не только профессионал с высоким уровнем развития компетенций и мастерством по своей специальности. Он должен быть высоконравственной личностью с развитыми физическими, этическими и политическими качествами.

Воспитание студенческой молодежи имеет важное социально-экономическое, политическое, духовно-нравственное и психолого-педагогическое значение для современного общества, т. к.:

– студенчество остается одной из самых значительных групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли;

– студенты являются наиболее образованной, многообещающей частью молодежи, на которую государство и общество возлагает большие надежды;

– современный студент должен постоянно ориентироваться на свое будущее, формировать свой творческий потенциал;

– отношение к учебе как главному труду студента, является основным критерием его социальной зрелости в условиях реформ высшей школы и приобретает новое содержание;

– воспитание студентов осуществляется в разнообразной и насыщенной жизни, при активном участии в социальной жизни общества;

– уровень профессионального воспитания студентов во многом зависит от правильного выбора специальности, от перспективных планов.

Как отмечает Р. С. Пионова, воспитание студентов руководствуется собственной целью — разностороннее развитие личности будущего специалиста с опорой на его индивидуальность. Автор выделяет комплекс целей воспитания студентов:

– цели формирования качеств (политических, этических, нравственных и т. д.);

– цели формирования ценностей (педагогических, гражданских, индивидуальных);

– цели формирования отношений (политических, нравственных, этических и др.);

– цели формирования способностей (педагогических, специальных и др.) [3, с.182].

Автор отмечает, что существует три этапа формирования личности специалиста — довузовский, в период обучения в вузе и послевузовский [3, с.179]. Воспитание студентов, т. е. формирование личности в период обучения в вузе, по мнению Р. С. Пионовой характеризуется тем, что «влияние семьи несколько ослабевает, организованное воспитание становиться не столь широким, но более интенсивным, усиливается роль самовоспитания, повышается воздействие на личность студенческого коллектива, воспитание приобретает черты профессиональной направленности» [3, с.179].

По мнению И. П. Подласого, в условиях высшей школы должен существовать комплексный подход к воспитанию, который предполагает обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия преподавателей и студентов [4].

Таким образом, в раскрытии этих вопросов просматривается общая тенденция к пониманию комплексного подхода к воспитанию, в которой включаются следующие направления повышения ее эффективности:

– определение и постановка целей воспитания или целеполагания;

– согласованная, скоординированная педагогическая деятельность всех категорий воспитателей высшего учебного заведения;

– выбор оптимального содержания, методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия;

– изучение уровней воспитанности личности студента и коллектива, его учет в педагогическом процессе.

Изучение воспитательной политики инженерных вузов показывает, что при решении данной проблемы преобладают «общие» мероприятия, рассчитанные на формирование личностных качеств воспитанников. Очень мало, а то и отсутствуют вообще, мероприятия направленные на развитие конкретных качеств, необходимых студенту как будущему инженеру [5].

Один из основных элементов успешной воспитательной политики любого вуза — согласованность и координация педагогической деятельности всех категорий воспитателей. Основной смысл данной работы в инженерном вузе состоит в том, чтобы каждый воспитатель понимал свои возможности и обязанности, и, вместе с тем, чтобы вся воспитательная деятельность находилась в оптимально скоординированном состоянии, чтобы в ней не было пробелов и дублирования.

В современных условиях инженерного вуза эта задача решается за счет разработки комплексных перспективных планов или программ воспитания студентов на все годы обучения, дальнейшего повышения психолого-педагогической культуры и подготовки воспитателей. В комплексных перспективных планах или программах в зависимости от особенностей обучения на том или ином курсе планируются конкретные или общие мероприятия, а также ответственные лица за их реализацию.

В качестве примера рассмотрим концептуальную направленность воспитательной политики ряда технических вузов.

  1. Новосибирский государственный технический университет.

Основная задача воспитательной работы — создание условий для становления системы ценностных ориентиров молодежи, формирования профессиональной направленности, гражданственности, семейных ценностей и идеалов, развития сотрудничества с преподавателями.

Основные цели воспитательной работы:

– оказание помощи в становление и развитии культурной личности, жизнеспособной в условиях изменяющейся социальной среды;

– воспитание высоконравственной, культурной, духовно-развитой и физически здоровой личности, способной к профессиональной высококачественной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения;

– создание для творческой самореализации личности и проведения досуга студентов во внеурочное время. Оказание помощи личности студента в раскрытии его внутренних потребностей и способностей, содействие его самоопределению и самоутверждению;

– стимулирование процесса самопознания, стремление к индивидуальному стилю жизни и поведения, построение личной стратегии жизнедеятельности.

  1. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.

Стратегия воспитания МГТУ предполагает переход от абстрактных целей и идеалов воспитания к реально осуществимому операциональному плану. При таком подходе в оценку успешности решения воспитательных задач, наряду с качественными показателями, включаются количественные характеристики, отражающая в том числе время достижения планируемых результатов. Данная система воспитывает у студентов, прежде всего, любовь к профессии инженера независимо от развиваемых в данный период образовательных трендов. На протяжении всего периода обучения во всех видах учебной и внеучебной работы в университете присутствует вектор профессии.

  1. Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Задача воспитания современного студента как человека профессионально и социально компетентного, нравственного и культурного предполагает в ТюмГНГУ решение следующих вопросов (один из разработчиков данной программы Д. Ю. Трушников [6–8]:

– философское переосмысление положений классического гуманизма применительно к необходимости жить в условиях быстро меняющегося мира;

– определение компонентов гуманистически ориентированной образовательной среды, способствующей формированию у студентов профессиональной и социальной компетентностей, нравственности и культуры;

– разработка модели воспитательной системы вуза с учетом региональных особенностей;

– учет в воспитательной модели специфических черт, присущих вузу.

  1. Омский государственный технический университет.

Основная задача — создание условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

По различным направлениям воспитательной деятельности реализуются следующие комплексные Программы:

– Программа«Социальная поддержка, сохранение и укрепление здоровья студентов»направлена на создание, разработку, внедрение комплексной системы социальной работы со студентами различных категорий и их социальной защиты;

– «Программа по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов», реализуемая силами Студенческого совета самоуправления и центром психологической разгрузки, цель которой снижение социально-негативных явлений среди студентов;

– Программа«Вуз — территория здорового образа жизни»разработана с целью создания условий и инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, организации проведения досуга студентов;

– Программа «Творческое развитие и самореализация студентов»направлена на создание условий и инфраструктуры для творческого развития личности и организации проведения досуга университета;

– Программа социально-психологической помощи студентам«Адаптация студентов первого курса»направлена на создание условий для адаптации первокурсников в вузовской системе обучения;

– Программа«Гражданско-патриотическое воспитание студентов ОмГТУ»направлена на формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.

  1. Карагандинский государственный технический университет.

С 2009 г. внедрена «Модель патриотического воспитания студентов на примере Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева», которая показала свою эффективность и универсальность, была дважды предметом обсуждения в Парламенте РК, а в 2010 году была рекомендована Министерством образования и науки для внедрения во всех вузах страны.

С 2014 года в Университете реализуется новая Модель патриотического воспитания — «Формирование Нового Казахстанского Патриотизма». Методологической основой новой Модели стали общенациональные ценности «Мәңгілік Ел».

  1. Киевский политехнический институт.

Основные приоритетные направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое, культурно-нравственное воспитание.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

Профессиональная подготовка должна быть направлена на:

– развитие у студентов потребности к учебе, воспитания отношения к инженерному труду и профессионализму как к высшим нравственным и жизненным ценностям;

– формирование практических навыков и умений эффективного использования фундаментальных и естественнонаучных знаний в решении прикладных задач;

– формирование трудовой активности во всех сферах образовательной деятельности, в овладении передовыми приемами и средствами профессионального труда.

Таким образом, молодой специалист XXI века — это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором профессионал, граждански активный, духовно, нравственно и профессионально подготовленный к работе по выбранной специальности. Он знает себе цену на рынке труда, способен, если требуют обстоятельства, свободно менять специализацию в рамках определенного в вузе направления. Он психологически подготовлен строить межличностные отношения, уважать мнение других, быть толерантным, способным находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций. Его главный капитал — высокоразвитое чувство ответственности перед обществом, семьей, коллективом и самим собой.

Сегодня Программы развития образования многих государств определяют в числе приоритетных задач усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Попытка разделения процессов образования и воспитания оказалась пагубной для достижения конечной цели — подготовки профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов.

Анализируя программы воспитательной политики ряда технических вузов, можно сделать вывод, что основными направлениями их реализации служит воспитание студента с высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях своей страны.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. [Текст] // Вестник образования. — 1992. — № 11. — С. 4–16.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 4 января 2013г. //http://xn80abucjiibhv9a.xn
  3. Пионова Р. С. Педагогика высшей школы. — Минск: Вышэйая школа, 2005.
  4. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  5. Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 79–82.
  6. Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. — 336с.
  7. Трушников Д. Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2006. — 132с.
  8. Трушников Д. Ю. Система воспитания в структуре образовательного кластера инженерного вуза / Тюмень: Тюменский издательский дом, 2008. — 246с.
Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, создание условий, воспитание, воспитание студентов, вуз, период обучения, программа, студент, воспитательная деятельность, воспитательная работа.