Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования
Авторы: Муляр Надежда Владимировна, Черниговских Евгения Васильевна, Емельянова Людмила Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 14.10.2014
Статья просмотрена: 3830 раз
Библиографическое описание:
Муляр, Н. В. Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских, Л. Н. Емельянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6375/ (дата обращения: 16.12.2024).
Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность с мудростью.
В. Сухомлинский
Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.
В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования — повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.
К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель — не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой — формирование личности маленького человека.
Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
Так что же такое мастерство? Мастерство — это способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Становление мастерства — это процесс, в основе которого лежит самовоспитание, самообразование. Залогом успеха любого действия является постановка цели, выявления путей и средств достижения цели, в нашем случае, знание закономерностей воспитательного процесса. Однако и этого будет недостаточно, потому что мастерство воспитания — это не только знания, но и творческое воплощение на практике всех средств, методов, приемов, вытекающих из законов воспитания, законов организации жизнедеятельности детского коллектива.
А. С. Макаренко утверждал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». Об этом говорил и основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский: «В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое».
Таким образом, воплощая задачи современных программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, педагог должен не только обладать определенным багажом знаний, но и на практике умело планировать, организовывать процесс, плюс личностные качества педагога, которые тоже имеют большое значение. Здесь в первую очередь, мы отметим любовь и интерес к своей деятельности, активность и самостоятельность в решении профессиональных задач, изобретательность, коммуникабельность, психологическая стабильность и доброжелательность, непредвзятость в суждениях и мнениях, самооценка, стремление к саморазвитию.
Говоря о педагогическом мастерстве, как о целостной системе, мы не можем не выделить её взаимосвязанные составляющие:
- психолого-педагогическая — знание психологических особенностей детей дошкольного возраста и на основании этого создание комфортной атмосферы, владение умением педагогического общения;
- методическая — умение отбирать и систематизировать знания, использовать личностно-ориентированные методы воспитания и обучения, умело отбирать формы, методы и приемы работы с детьми;
- коммуникативная — развитие способности к профессиональному и межличностному взаимодействию;
- социальная — участие в общественной работе, способность быстро ориентироваться в стремительно развивающемся мире, умение устанавливать и развивать контакты и связи;
- этический — способность поддерживать принятую в данной социоструктуре манеру поведения, характер делового общения и взаимоотношений;
- самообразовательная — личностная и профессиональная потребность к самосовершенствованию, стремления к освоению новых знаний, умение работать с профессионально значимой информацией.
Педагогическое мастерство можно рассматривать как дар, как состояние, в котором отражено стремление создавать новую педагогическую реальность. В таком виде педагогическое мастерство предоставляет педагогам широкий спектр выбора способов бытия в профессии. Настоящий педагог, Мастер отличается от посредственного педагога тем, что всегда чувствует ответ на своё воздействие. Этот ответ подсказывает, что и как делать дальше. Ребёнок — это постоянно меняющийся мир. Сколько детей (в группе) — столько миров. Воспитатель должен быть чутким, должен чувствовать влияние этих миров друг на друга, поэтому, высокий уровень мастерства это одухотворение своего дела, т. е. гармонизация своей работы. Выход на уровень Мастера осуществляется личностной зрелостью и профессионализмом.
Поэтому настоящий педагог должен быть в постоянном творческом порыве оптимизации как профессионального, так и личностного потенциала. Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает высшим педагогическим мастерством — артистизмом, достигая высот в своей педагогической деятельности.
Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется развитию творческого потенциала педагога, обладающего современным мышлением, знаниями информационных технологий и личностной культурой. Именно такой специалист может обеспечить внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
1. Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / О. С. Булатова. — М.: Издательский центр «Академия». 2001. — 240 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие / В. И. Загвязинский. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 192 с.
4. Занина Л. В. Основы педагогического мастерства / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 288 с.
5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие / И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2004. — 208 с.
6. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. — М.: Гардарики, 2004. — 528 с.
7. Котова Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2001. — 523 с.
9. Неудахина Н. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н. А. Неудахина. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 209 с.
10. Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак. — М.: Высшая школа, 2006. — 495 с.
11. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С. Д. Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.