В статье говорится о том, насколько важна роль мастеров производственного обучения в системе образования. А также о проблемах системы общего образования и необходимости саморазвития мастера производственного обучения.
Ключевые слова: социум, самообразование, мастер производственного обучения.
Каждый человек, достигнув определенного возраста, получает воспитание, достигает зрелости, движется к достижению своих целей. В этом ему помогают такие качества, как сила и воля. Поэтому каждый сам выбирает способ и средства для достижения своих целей, чтобы принести пользу обществу. Все, что мы делаем или что-то меняем в своей жизни, зависит от того, какие требования предъявляет к нам социум, хотим мы этого или нет. Как меняются наши запросы, также изменчив и наш мир. Люди жили во все времена, и в каждом периоде были определенные требования. Всегда были те, которые не боялись новых начинаний. Поскольку в настоящее время наши потребности постоянно растут, все мы должны находиться в процессе обучения. И не важно, какого пола человек, возраста и какой образ жизни он ведет. Каждый из нас по-разному понимает значимость и проявляет свою степень участия в этом процессе.
Любому учителю, педагогу или мастеру производственного обучения необходимо самообразование. Поскольку наше современное общество в большей степени является информационным, проблема самообразования педагогов является очень актуальной. Вот почему сейчас система образования предъявляет к работникам данной сферы требования постоянно получать новые знания, т. е. совершенствоваться.
В данный момент педагоги дополнительного образования могут повысить свою квалификацию как с помощью очного образования, так и заочного, а также на различных семинарах. Хоть сейчас в обществе статус педагога и снизился, а требования по-прежнему остались. Ведь, чтобы чему-то научить других, нужно самому обладать достаточными знаниями, т. е. на две головы быть выше. Не зря педагог среднего профессионального образования считается осью, вокруг которой вертится весь механизм обучения.
Принято считать, что мастер производственного обучения является ключевой фигурой образовательного процесса, так как должен уметь все. Прежде всего, педагог должен обладать методической грамотностью, чтобы у него не возникало проблем в оформлении документации по проведению занятий. Особенно это касается молодых специалистов, поэтому большую роль здесь играет саморазвитие педагога. Ведь мастер производственного обучения несет ответственность не только за группу, но и за каждого ученика отдельно. Конечно, очень сложно, но все-таки мастерам приходится искать время для своего обучения. Во-вторых, педагог должен быть мотивирован. А для этого необходимо, чтобы работа приносила финансовое удовлетворение. Поскольку мастеру производственного обучения приходится работать с детьми, порой затрачивая свое личное время, а также нести ответственность за каждого ученика. Вот почему мотивация служит основным фактором в работе педагогов дополнительного образования.
Нельзя забывать и о нагрузках, которые возлагают на мастеров, ведь приходится вести сразу несколько групп учеников. В основном, мастера производственного обучения раньше имели только профессиональное образование. Однако в настоящее время к ним предъявляются требования наличия также и педагогического образования.
Конечно, в общей системе необходимы изменения, чтобы были созданы все условия для улучшения образования. Ведь мастер производственного обучения является ключевой фигурой в интеграции будущего специалиста в сам процесс. Поэтому современный мастер должен быть не просто профессионалом в своей области, но и обладать мастерством педагога, а также владеть новыми образовательными и информационными технологиями. Это позволит ему более качественно и эффективно обучать профессии молодое поколение.
Хоть данная профессия и считается не очень престижной из-за зарплаты, но все-таки является важной и необходимой в современных условиях. И следует помнить, что ключевой, т. е. основной фигурой образовательного процесса является именно мастер производственного обучения, поэтому нужно укреплять понимание социальной значимости этой должности.
Литература:
- Власова О. И. и др. Социальный портрет мастера производственного обучения: Коллективная монография / Под науч. ред. Т. В. Пермяковой, В. А. Копнова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2015. — 129 с.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития: Монография. — М.: Эг-вес, 2000. — 272 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
- Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999.
- Эверт Н. А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. — Красноярск, 2004.
- Сергеева Н. И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2–1.