Роль педагогической инициативы в работе мастера производственного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 1453 раза

Библиографическое описание:

Васильев, А. П. Роль педагогической инициативы в работе мастера производственного обучения / А. П. Васильев, С. Е. Верютин, Л. В. Томенко, В. И. Ансимов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17001/ (дата обращения: 16.12.2024).



В этой статье рассказывается о том, что поддержка педагогической инициативы поможет мастерам производственного обучения повысить их педагогическую компетентность.

Данная тема очень актуальна в настоящее время, поскольку всегда для общественного прогресса требовались инициативные начинания людей. А в современном мире педагогам особенно необходима педагогическая инициатива.

Ключевые слова : мастер производственного обучения, педагогическая инициатива, творческий потенциал, компетентность, инициативность.

Итак, что же такое «инициатива», и какова её роль в современной педагогике? Именно на этот вопрос мы постараемся найти ответ. В советской энциклопедии слово «инициатива» трактовалось как активность, умение сделать первый шаг, приступить к началу какого-либо дела, т. е. как способность к самостоятельным активным действиям. Но все мы помним такое выражение из прошлого, как «инициатива наказуема». Потому что не всегда человек мог себе позволить проявить активность без «разрешения партии».

Однако в данный момент мы живем в мире рыночных отношений. Сейчас работающий персонал должен обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, компетентность, а также инициативность. Люди, обладающие такими качествами, сейчас очень востребованы, так как способствуют продвижению прогресса в нашей стране. Сейчас разрабатывается множество проектов на государственном уровне, в которых принимают участие активные, инициативные люди.

Так вот мастеру производственного обучения в современных реалиях также крайне необходима инициатива. Потому что именно педагог по своему назначению должен открывать мир новому, молодому поколению. И, конечно, в любой педагогической деятельности нельзя обойтись без инициативы.

Инициативность педагога заключается в способности переносить свои творческие идеи в процесс рабочей деятельности, принимая активное участие в ней. Инициативным принято считать такого мастера, который стремится к оригинальным самостоятельным действиям, к новым формам деятельности, обладает находчивостью, а также имеет склонность к преобразовательской деятельности. Известно также, что профессиональная инициатива отражает, во-первых, личность мастера производственного обучения, во-вторых, реализацию его профессиональных потребностей, в-третьих, результат его педагогической активности. В образовательных учреждениях многое зависит от персонала.

Взять, к примеру, мастера среднего профессионального образования. В первую очередь это люди, знающие свою производственную специальность. Также они являются носителями своих знаний, так как передают свои умения и навыки подрастающему поколению. Конечно же, чтобы воспитать профессиональных, квалифицированных специалистов, научить их проявлять инициативу, мастеру необходимо самому быть творческим и активным.

Итак, что же такое педагогическая инициатива мастера производственного обучения? Прежде всего, это умение воспринимать новые идеи, способность решать производственные задачи, искать пути совершенствования себя и учеников, а также стремление перейти на более высокий профессиональный уровень. Очень часто высокая ответственность за производственную работу и чрезмерная загруженность могут стоять на пути проявления инициативы.

Тем не менее, диапазон профессионализма мастера производственного обучения расширяют как раз активные, инициативные действия. Современное общество требует от педагогов изменений в подходе к своей деятельности, так как в производство внедряются технологии, требующие решений новых задач. Поэтому в процессе производственного обучения инициатива мастера проявляется в применении новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных. В своей работе мастер должен принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, уметь применять собственные находки в формировании и развитии коллектива.

Итак, чтобы в большей степени расширять горизонты своей деятельности, видеть сферы приложения своих способностей, мастеру производственного обучения необходимо больше проявлять творческую инициативу. Потому что главной качественной характеристикой профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения является степень проявления им творческой инициативы.

Конечно, конечный результат труда современного мастера производственного обучения заключается в степени подготовленности его учеников к будущей профессии. Педагог всегда для своих учеников является примером для подражания. Конечный результат будет зависеть от того, сколько труда он затратит и своих усилий, насколько вложит душу и проявит педагогический такт, в процесс обучения. Так как мастер является именно тем человеком, который понимает всю ответственность перед обществом, поэтому старается достичь в своей профессиональной деятельности наивысших результатов. Современный мастер производственного обучения оптимально исследует профессиональные средства, применяет в своей работе индивидуальный подход к каждому ученику для того, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.

Литература:

  1. Басаргина, Г. В. Педагогические условия повышения профессионализма мастеров производственного обучения в системе профессионального образования. Дисс. к.п.н.: 13.00.08. -М.: РГБ, 2005. 230с. -С.139.
  2. П.Белкин, A. C. Компетентность, профессионализм, мастерство. -Челябинск: «Южно-уральское книжное издательство», 2009, 176с.-С.6.
  3. Богословский, В.В., Маркелова, В. А. Некоторые профессионально- значимые свойства личности мастера производственного обучения / Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. Д., 1980.- С. 52–62.
  4. Бодалев, A. A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М.: Наука, 1998.-168с.
  5. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. /В. Н. Введенский // Педагогика. -2003.-№ 10.- С. 52.
  6. Володарская, A. A. О сопряжении профессий НПО и специальностей СПО Текст. / A. A. Володарская // Профессиональное образование.-2006.- № 4.- С. 5–6.
  7. Гершунский, Б.С., Попов, В. В. Пути повышения качества профессионального образования рабочих. М.: Институт профессионального образования МОРФ.- 1992.- 228с.
  8. Гибсон Мартин, Щагин, A. B. Самооценка ключ к повышению качества в профессиональном образовании Текст. / Мартин Гибсон. A. B. Щагин // Профессиональное образование.- 2008.- № 1.-С.8–10.

Похожие статьи

Роль наставничества в формировании профессиональных компетенций педагога

В статье рассматривается эффективность наставничества, так как именно сегодня наставничество заслуживает пристального внимания и отражает жизненную необходимость педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, получить поддержку опытных специалист...

Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации

В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...

Направления совершенствования государственного регулирования молодежного рынка труда

Вопрос совершенствования государственного регулирования молодежного рынка труда является важной и актуальной темой. Молодежный рынок труда представляет собой особую сферу, где молодые люди ищут свои первые рабочие места и начинают строить свою карьер...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты профессионального обучения и развития персонала современного предприятия, что является одним из весомых «пластов» работы в сфере управления персоналом. Обучение персонала — это один из элементов уп...

Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах

В статье понимается вопрос о таком явлении, как профессионализм учителя. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны участия педагога в конкурсах и других мероприятиях, способствующих росту педагогического мастерства. Кроме того, в ста...

Проектная деятельность в математике

В статье рассматривается актуальность метода проектов является одним из актуальных в информационном обществе. Он помогает воспитывать ответственную, самостоятельную личность, развивать умственные способности, творческие начала, которые необходимы для...

Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании

Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, ...

Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания будущих специалистов

Большой и тяжелый труд мастера, отдающего все силы делу обучения и воспитания учащихся, не остается незамеченным, всегда оценивается по заслугам. Лучшей наградой для мастера является глубокая признательность самих обучающихся за все, что он им дал.

Похожие статьи

Роль наставничества в формировании профессиональных компетенций педагога

В статье рассматривается эффективность наставничества, так как именно сегодня наставничество заслуживает пристального внимания и отражает жизненную необходимость педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, получить поддержку опытных специалист...

Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации

В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...

Направления совершенствования государственного регулирования молодежного рынка труда

Вопрос совершенствования государственного регулирования молодежного рынка труда является важной и актуальной темой. Молодежный рынок труда представляет собой особую сферу, где молодые люди ищут свои первые рабочие места и начинают строить свою карьер...

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты профессионального обучения и развития персонала современного предприятия, что является одним из весомых «пластов» работы в сфере управления персоналом. Обучение персонала — это один из элементов уп...

Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах

В статье понимается вопрос о таком явлении, как профессионализм учителя. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны участия педагога в конкурсах и других мероприятиях, способствующих росту педагогического мастерства. Кроме того, в ста...

Проектная деятельность в математике

В статье рассматривается актуальность метода проектов является одним из актуальных в информационном обществе. Он помогает воспитывать ответственную, самостоятельную личность, развивать умственные способности, творческие начала, которые необходимы для...

Понятие «профессиональная компетентность» в среднем профессиональном образовании

Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, ...

Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания будущих специалистов

Большой и тяжелый труд мастера, отдающего все силы делу обучения и воспитания учащихся, не остается незамеченным, всегда оценивается по заслугам. Лучшей наградой для мастера является глубокая признательность самих обучающихся за все, что он им дал.