В статье отмечены основные стороны, при которых мотивация самого учителя влияет на самообразование детей и на их мотивацию.
Ключевые слова: мотивация, учитель, компетентность, техноструктуры, деятельность.
Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель.
Константин Дмитриевич Ушинский
Деятельность современного учителя напрямую зависит от его интеллектуальных и нравственных потенциалов, от профессиональной компетентности, мобильности, а также от культурного уровня и технологического подхода. В эпоху информационных технологий учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием и совершенствовать свои умения и навыки.
В нынешнее время для развития личности, а также функционирования общества, в целом, необходима общественная прослойка конструкторов, специалистов, учёных, учителей и т. д. Данная специфическая социальная организация называется техноструктурой. Необходимо подчеркнуть, что техноструктуры активно внедряются во все сферы жизни: социально-политическую, образовательную и культурную, включая домашний быт, развлечения и досуг.
Деятельность педагогов, как элементов техноструктуры, включает в себя различные механизмы для развития профессиональной компетентности (повышение квалификации, план самообразования, активное участие в семинарах и конференциях, создание творческих групп, разработка собственных публикаций и многое другое). Кроме того, учитель должен передавать свои знания и стремление к саморазвитию новому поколению.
Для того, чтобы выполнять работу по развитию мотивации учащихся, учитель также должен быть высокомотивирован как в профессиональном, так и личном направлениях.
Мотивация (от лат. movēre «двигать») — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий.
Предлагаю рассмотреть формулу педагогического процесса с учётом самообразования учителя, приведенную на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Формула педагогического процесса
Рассмотрев формулу, можно отметить, что результат в сфере образования зависит от взаимодействий: учитель-ученик, ученик-учитель. Педагогический процесс зависит от внешних и внутренних факторов, а также от уровня мотивации ученика и учителя. Задача современного учителя — создать «поле успеха» для каждого обучающегося: мотивировать учащихся своим примером к обучению, т. е. рассказывать о том, что обучение для него не закончилось в тот момент, как он начал работать, и разъяснить, что он учится постоянно (например, получает учёную степень, проходит курсы повышения квалификации, смотрит образовательные фильмы и т. д.). Важно делать акцент на том, что дальнейшее обучение — это осознанный выбор самого учителя с целью расширения своего потенциала. Также немаловажно создавать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимопонимания для того, чтобы ученик получил удовольствие от обучения, обогатил собственный мир, прикоснувшись к науке.
В современном обществе получение любых сведений для дальнейшего саморазвития стало возможным благодаря повсеместной информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование и продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Внедрение информационных технологий (ИТ) в самообразование учителя является основной стороной его развития, т. к. ИТ можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг [1].
При мотивации ученика в педагогической формуле необходимо наличие причинно-следственной связи методов организации учащегося и активности его познавательной деятельности. Нужно объяснять, для чего ученикам понадобится та или иная информация в профессиональном или жизненном планах. Необходимо включать дополнительную информацию при преподавании, а не использовать только тот материал, что дан отделом образования. Дополнительная информация, которая предоставляется ученикам в интересной форме или даётся им для поиска самостоятельно, запоминается учениками лучше.
Белорусская общественность связывает деятельность современного учителя с его высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, мобильностью и творческой самостоятельностью, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности.
Исходя из вышеизложенного, научить тянуться учеников к знаниям невозможно, без осознания с одной стороны [учитель] своей высокой личной ответственности, постоянного обновления знаний и практических умений в процессе повышении квалификации и самообразования, а с другой стороны [ученик], без положительного примера, достигнутого в результате такой мотивации, и постоянного разъяснения пользы от получаемых вне программы знаний.
Литература:
- Сексенбаев, Курманбек. Информационные технологии в развитии современного информационного общества / Курманбек Сексенбаев, Б. К. Султанова, М. К. Кисина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 191–194. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24209/ (дата обращения: 28.08.2020).