Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.
Новиков А. М. в своей книге «Российское образование в новой эпохе» пишет: «Контроль качества образования, качества учебно-воспитательного процесса должен стать объектом самого пристального внимания как внутри учебного заведения, так и со стороны общественности, государства».
Вопрос модернизации и улучшения качества профессионального образования определил направление модернизации профессионального образования — развития материального обеспечения производственного обучения на уровне современных технологических производств, разработка и применение в рамках новых образовательных стандартов современных методик обучения.
Концепция модернизации российского образования определила необходимость опережающего развития профессионального образования, поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций.
В качестве одного из важных средств повышения эффективности профессионального образования в научно-педагогической литературе рассматривается применение современных образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов организации образовательного процесса, а также учебно- методических материалов, соответствующих современному мировому уровню. Формирование исследовательских умений позволит в дальнейшем современному квалифицированному рабочему и выпускникам вузов творчески подходить к решению поставленных задач, принимать нестандартные решения, применять имеющиеся знания и умения в быстро меняющихся производственных условиях, обеспечить конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
На сегодняшний день по программам профессионального образования обучение осуществляться в основном путем передачи информации, и ее запоминания учащимися, т. е. репродуктивными методами, что не способствует развитию исследовательских умений учащихся. Но, в настоящее время, выпускнику недостаточно единожды получить образование, ему приходится учиться и переучиваться в течение всей жизни. Поэтому формирование исследовательских умений учащихся — важная задача образования, в том числе при подготовке кадров в профессиональных организациях. Решение данных задач требует разработки программ, соответствующих новым образовательным стандартам, а также методик производственного обучения на уровне современных технологических производств.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном образовании еще не разработаны подходы к формированию исследовательских умений и организации данного процесса в условиях обучения.
Возникает ряд противоречий:
- между возрастающим интересом педагогической науки к проблемам формирования исследовательских умений и отсутствием педагогических технологий данного процесса в условиях модернизации российского образования;
- между потребностью в современных эффективных методиках обучения, в том числе формировании исследовательских умений учащихся с преобладанием в них традиционных методов, приемов, и средств обучения, не отвечающих современным требованиям.
Наука и научные методы организации управления становятся основными факторами прогресса на современном этапе. Поэтому необходимо значительно улучшить систему обучения студентов вопросам организации и управления производством.
Как показывает опыт, недостаткам в обучении выпускников является длительное время приспосабливаемости, адаптации их к производству. Достаточно долго они остаются на производстве молодыми специалистами и им не решаются поручить сколько-нибудь важных заданий, требующих принятия самостоятельных решений.
Отсюда можно сформулировать одну из основных задач обучения: уменьшить сроки адаптации к реальным условиям работы.
Для достижения этой цели необходимо за время обучения привить учащимся и студентам определенные навыки принятия решений в различных ситуациях, возникающих в процессе организации и управления производством.
Одним из наиболее эффективных методов обучения являются ситуационные задачи.
Ситуационные задачи способствуют лучшему усвоению студентами преподаваемого материала и приобретению ими некоторого практического опыта.
Однако в настоящее время развитие ситуационных игр и применение ситуационных задач предъявляет большие требования к преподавательскому составу. Проведение ситуационных игр требует значительного времени на подготовку и отличается той особенностью, что у преподавателя нет стандартных ответов на возникающие у студентов вопросы.
Кроме того, значительные трудности возникают при разработке методик тестирования, отбора и комплектования студентов в игровые группы, а также постепенной их адаптации к условиям и правилам проведения данной формы работы.
Тем не менее, в Раменском политехническом техникуме эти вопросы стараются решать. Кроме аудиторных занятий обучающиеся совместно с преподавателями участвуют в научно — исследовательских конференциях, готовят рефераты и презентации.
Насущные проблемы современного образования способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.
Разнообразие форм обучения, применение новых методик позволяет решать главную задачу — повысить качество образования и готовить грамотных высококвалифицированных специалистов.
Литература:
1. Беляева А. П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336с.
4. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3.
5. Милованова Н. Г., Прудаева В. Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации.- Тюмень: ТОГИРРО, 2008. — 28 с.
6. Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089.
7. Присяжная А. П. Прогностическая компетентность преподавателя и обучаемых // Педагогика. 2005. № 5.
8. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под. Ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. — 488с.
9. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО. 1999. — 488 с., ил. Т. 3 — Р — Я — 1999.