Актуальные аспекты проблемы определения качества образования в работах исследователей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Веригина, А. А. Актуальные аспекты проблемы определения качества образования в работах исследователей / А. А. Веригина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91460/ (дата обращения: 19.11.2024).



Мировая практика показала, что мероприятия, направленные на повышение качества образования, как правило, сопровождаются усовершенствованием систем оценки качества образовательного процесса и результатов образовательной деятельности. Как показал анализ исследований по вопросу решения проблемы качества образования в педагогической теории и образовательной практике, основные идеи сводятся к научному обоснованию системы оценки качества образования, которая позволила бы:

1) в каждый конкретный момент времени фиксировать состояние системы образования,

2) посредством мониторинга непрерывно получать информацию о состоянии образования,

3) прогнозировать тенденции развития образования.

В традиционном понимании качество образования есть соответствие стандарту. В Казахстане при определении качества образования рекомендуется ориентироваться на развитие компетенций у студентов, для этого используется система установления соответствия компетентности международным стандартам качества и включает, помимо профессиональных качеств также личностные критерии развития. Важность учета психологических факторов в работе с личностью студента актуализирована в психологии управления, и считается одним из важнейших направлений в работе с людьми. Как «филигранную работу с людьми» определял основу управления Ли Якокка, таким образом эффективное управление людьми возможно на основе психологии. С этой точки зрения российские ученые определяют современное управление, как процесс творческий (а значит сложный и многогранный), где эффективный управленец должен, прежде всего, эффективно управлять людьми. В этом случае психология управления не только изучает управленческую деятельность, но и «свойства и качества личности, необходимые для успешного осуществления ( этой деятельности — А.А. )» [1].

Нас, прежде всего, интересует организация управленческой деятельности в педагогическом процессе, конкретно в условиях профессионального колледжа. Понятие педагогического процесса рассматривается в трудах большого количества исследователей, однако на сегодня под педагогическим процессом понимается «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников» [2], имеющее целью достижение развивающих и образовательных задач.

Взаимодействие — процесс динамический, постоянно меняющийся, отсюда понятно, что и сам педагогический процесс является сложной динамической системой, стороны которой (обучающиеся и педагоги) постоянно меняются, и оказывают влияние друг на друга, как взаимосвязанные компоненты. Целью педагогического процесса является развитие студента. Последние исследования в вопросах развития человека основаны на идеях социокультурного подхода (считается, что его идеи были заложены Ю.Бронфенбреннером, называвшим его подходом экологическим), согласно которому «растущий человек постоянно испытывает воздействие окружающей среды и в то же время сам активно реструктурирует свою жизненную среду» [3, с. 34].

Развитие личности студента колледжа ориентировано на цели образовательного процесса, основы которого определены на государственном уровне в соответствие с запросами общества, в то же время важной фигурой реализации процесса образования является педагог, решающий важные задачи обучения, воспитания и организации развития личности студента. В то же время на педагога возложена задача контроля качества обучения студентов, установление критериев качества, разработка необходимого инструментария для контроля качества обучения, и пр. Таким образом, эффективная реализация педагогом задач управления контролем качества обучения позволяет оценивать текущую ситуацию, выявлять проблемы развития, а также намечать перспективы дальнейшего развития качества обучения студентов.

Таким образом, педагогу для решения задач эффективного управления развитием студентов необходимо определиться с моделями развития, разрабатываемыми современными учеными, чтобы иметь возможность решать задачи управления и контроля качества образования в соответствие с конкретными задачами колледжа.

Рассмотрим современные идеи управления педагогическим процессом в работах исследователей. В работах Махнач А. В., Дикой Л. Г. рассмотрены вопросы управления с точки зрения влияния различных психологических феноменов на «жизнеспособность человека», а также методика исследования жизнеспособности человека. Авторы полагают, что именно жизнеспособность как качество, формируемое под влиянием социума, позволяет человеку в реализации жизнедеятельности, отвечает за развитие личности студента в профессиональном плане, разрабатывают модель реализации «поддержки жизнеспособности детей, семьи, профессионала» [4]. Считаем идеи авторов интересными, так как собственная педагогическая практика нам также позволяет считать важным установление, в частности, взаимодействия с родителями студентов, одним из факторов развития личности студентов в процессе обучения в колледже.

Гершанок А. А., Ощепков А. М. в работе рассматривают функциональную модель управленческого процесса, понимая управление как сложную систему, состоящую из «планирования, организации, мотивации и контроля», направленную на достижение цели организации [5, с 21]. Авторы подробно рассмотрели организацию управления с опорой на системный подход, акцентируя внимание на необходимости измерения динамики факторов внешней и внутренней среды.

Также важными для нас являются работы в рамках компетентностного подхода, который рекомендован министерством образования РК для реализации в образовательном процессе. Вот почему для нас наиболее актуальными являются разработки компетентностно-ориентированного управления. Среди современных российских ученых, изучающих компетентностно-ориентированное управление в работе со студентами, отметим исследования Богатенкова В. А., Гнатышиной Е. А., Гнатышиной Е. В., Корнеева Д. Н., Корнеевой Н. Ю., Саламатова А. А., Увариной и др. [6], [7]. Для нас важны идеи реализации, компетентностно-ориентированного управления подготовкой студентов, предложенные авторами методики оценки развития студентов, идеи проектирования информационной подготовки студентов. Для нас представляется важным реализовать управление развития личности студентов с опорой на идеи компетентностного подхода, что способствует развитию компетенций, как личностных, так и профессиональных у студентов колледжа.

Можно выделить также ряд подходов к определению качеству знаний, которые используются в исследованиях качества образования, однако главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества.

Литература:

  1. Качалко Александр Валентинович, Кандыбович Л. А. Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2009. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-obosnovanie-modeli-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.04.2022).
  2. Педагогический процесс как система структура. Научная электронная библиотека — https://goaravetisyan.ru/pedagogicheskii-process-kak-sistema-struktura-nauchnaya-elektronnaya/
  3. Махнач А. Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма / А.Махнач. –М.: Litres, 2022.
  4. Махнач А. В. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: Монография / А.Махнач, и др..Гл.ред. Л. Г. Дикая. — М.: Институт психологии РАН, 2016. — 755 с.
  5. Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. А. Гершанок, А. М. Ощепков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2018. — 4 Мб; 310 с. — Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/gershanok-oshepkov-menedzhment.pdf. — Загл. с экрана.
  6. Богатенков, С. А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой кадров в условиях электронного обучения [Текст]: монография / С. А. Богатенков, Е. А. Гнатышина, В. А. Белевитин. — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2017. — 155 с.
  7. Гнатышина, Е. А. Менеджмент: теория и практика управления: Коллективная монография / Гнатышина Е. А., Гнатышина Е. В., Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю., Саламатов А. А., Уварина Н. В., — Челябинск: Изд-во Цицеро, 2016. — 235 с.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, педагогический процесс, образовательный процесс, компетентностно-ориентированное управление, контроль качества обучения, психология управления, работа, развитие компетенций, управленческая деятельность, эффективное управление.


Задать вопрос