Психолого-педагогические мероприятия при обучении спасателей, направленные на развитие личностных качеств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Аспедников, М. Г. Психолого-педагогические мероприятия при обучении спасателей, направленные на развитие личностных качеств / М. Г. Аспедников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56601/ (дата обращения: 16.12.2024).



Профессионализм специалиста определяется уровнем его профессиональной подготовленности и профессионально важными психологическими качествами, определяющими эффективность и успешность в определенной профессиональной деятельности. Соответственно этому, процесс профессионального обучения и воспитания, психологической подготовки и психологического сопровождения рассматривается как единая целостная система, направленная на формирование профессионально важных психологических качеств.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, личностные качества студентов.

Ядро системы психолого-педагогической работы по развитию личностных качеств студентов-спасателей МЧС составляют организационно-педагогические условия, которые представлены этапами профессиональной подготовки и учебно-воспитательной работы в учебном заведении. Каждый этап профессиональной подготовки, адаптации к профессии и профессионального развития предполагает особенное психологическое обеспечение, которое зависит от возрастных особенностей, этапа служебной деятельности [3].

При обучении студентов-спасателей используются зарекомендовавшие себя педагогические принципы, методы и формы. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому обучаемому с учетом его темперамента и особенностей протекания нервных процессов, наличия знаний, уровня сознания, уровня образования, профессии и т. п. [2].

Практика профессиональной подготовки спасателей свидетельствует, что развитие личности студентов должно осуществляться непосредственно в процессе освоения ими профессиональных знаний, умений и навыков, и реализовываться в двух основных направлениях: 1. Определение дополнительных целей по психологической подготовке в планы проведения всех видов учебных; 2. Создание и совершенствование учебно-методической базы, обеспечивающих возможность отработки навыков в экстремальных условиях [2]. Исходя из этого, психологическая подготовка в процессе обучения реализуется соответственно следующим этапам: 1-й этап — определение содержания и оптимального объема психологической подготовки с учетом профиля; 2-й этап — определение возможностей всех форм обучения и воспитания студентов для обеспечения их психологической подготовки; 3-й этап — комплексное и целенаправленное планирование психологической подготовки и методическое обеспечение ее эффективного проведения; 4-й этап — осуществление психологической подготовки в той или иной форме; 5-й этап — контроль и оценка хода результатов психологической подготовки [2].

Выраженной спецификой обучения студентов-спасателей является практическое закрепление имеющихся знаний. В соответствии с этим, формирование профессиональных умений и навыков спасателей можно представить в виде следующей последовательности: объяснение — показ — тренировка — сдача нормативов [2].

Выбор методов развития личности студентов-спасателей основывается на то, что обстановка занятий и учений должны быть максимально приближены к экстремальным условиям. С этой целью в практике обучения студентов-спасателей применяются следующие методы: создание и использование моделей чрезвычайных ситуаций, создание стрессогенных ситуаций (неопределенность путем ограничения актуальной информации, дефицит времени на выполнение тренировочных задач, внезапное изменение ситуаций и т. п.), специальные упражнения для решения психологических задач (компьютерные программы, тренажеры), просмотры учебных фильмов.

Однако, учитывая экстремальность профессиональной деятельности спасателей, выдвигаемые высокие требования к психологическим качествам, не позволяют ограничиваться исключительно учебными занятиями и учениями для достижения целей развития личности студентов-спасателей. Эффективность психологической подготовки спасателей усиливается специальными психологическими мероприятиями, реализуемыми психологической службой: психологическая диагностика и психологический отбор, психологическое сопровождение (выявление причин неуспеваемости, нарушений дисциплины, контроль развития профессионально важных качеств, разработка и реализация программ личностного и профессионального роста и т. п.), психологическое консультирование (индивидуальное психологическое консультирование курсантов, консультирование преподавателей по вопросам психологического обеспечения профессиональной подготовки), психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия (коррекция деструктивных психических реакций, психологические тренинги), психологическое просвещение (формирование знаний в области психологии, знакомство с техниками и приемами саморегуляции) [3].

Система специальных психологических мероприятий в процессе подготовки спасателей МЧС обеспечивает развитие профессионализма (компетентность, навыки и умения), личности (профессионально важные и личностно-деловые качества, мотивационная сфера), нормативности деятельности и поведения (регуляция поведения и состояний) [1].

Результаты эффективности системы психолого-педагогической работы по подготовке спасателей могут быть оценены по трем видам взаимосвязанных критериев, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности: когнитивные (уровень и качества знаний и практических умений, составляющих профессиональные компетенции выпускников); личностные (профессионально значимые личностные качеств); деятельностные (результаты практической профессиональной деятельности). При этом уровень профессионально значимых личностных качеств определяет показатели других критериев результативности профессиональной подготовки: когнитивного и деятельностного.

Так как профессионально значимые личностных качества студентов-спасателей имеют важное значение для готовности выпускника к профессиональной деятельности, необходимо их уточнение как критерия оценки готовности студента к профессиональной деятельности. По мнению специалистов, занимающихся проблемой психологии спасателей (В. В. Казанков, Д. Р. Мерзлякова), результативность психолого-педагогической подготовки специалистов МЧС должна проявляться следующими личностными качествами: возможность адекватной оценки условий и ситуаций, адекватная уверенность в себе, психологическая устойчивость, возможность изменения поведения в изменяющихся условиях (гибкость), самоконтроль, саморегуляция [2].

Литература:

  1. Волкова, С. В. Детерминанты профессионального становления в вузе МЧС России [Текст]/ С. В. Волкова, Е. И. Осипов //Научный поиск. — 2015. — № 3.1. — С. 71–76.
  2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие/ Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: СПбГУ, 1991. — 152 с.
  3. Шубнякова,В. А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в учреждениях среднего профессионального образования [Текст]: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шубнякова Виктория Аркадьевна; [Место защиты: Ин-т образования взрослых Рос.акад. образования]. — Санкт-Петербург, 2010. — 27 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, качество, психолого-педагогическая работа.


Похожие статьи

Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности

В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необход...

Профессионально важные качества специалистов сферы услуг как факторы успешного взаимодействия с клиентами

В статье авторы рассматривают профессионально важные качества специалистов сферы сервиса, которые позволяют успешно взаимодействовать с клиентами и максимально эффективно удовлетворять их потребности. Профессионально важные качества — это совокупност...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Нравственное воспитание как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире для оптимизации процесса обучения эффективность применения саморазвития студентов, обоснована временем. Демонстрируя студентам правильно выстроенную систему развития социально-психологической компетенции на занятиях, можно сформиро...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования

Изучение, обобщение, трансляция актуального педагогического опыта является потенциальным ресурсом развития системы образования. Положительный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно...

Похожие статьи

Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности

В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необход...

Профессионально важные качества специалистов сферы услуг как факторы успешного взаимодействия с клиентами

В статье авторы рассматривают профессионально важные качества специалистов сферы сервиса, которые позволяют успешно взаимодействовать с клиентами и максимально эффективно удовлетворять их потребности. Профессионально важные качества — это совокупност...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Нравственное воспитание как необходимое условие формирования общих и профессиональных компетенций

В современном мире для оптимизации процесса обучения эффективность применения саморазвития студентов, обоснована временем. Демонстрируя студентам правильно выстроенную систему развития социально-психологической компетенции на занятиях, можно сформиро...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования

Изучение, обобщение, трансляция актуального педагогического опыта является потенциальным ресурсом развития системы образования. Положительный опыт педагогической деятельности должен быть доступным потенциальным ресурсом для педагогов. Для этого важно...

Задать вопрос