В статье рассматриваются проблемы оценки качества образования в высших учебных заведениях. Автор указывает основные направления образовательной политики, обусловливающие необходимость разработки объективных систем оценивания качества образования в вузе, а также анализирует результаты теоретико-методологических аспектов данной проблематики.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, система оценки качества образования, критерии оценки качества, надежность систем оценивания.
На настоящем этапе трансформационных изменений, касающихся реструктуризации системы отечественного высшего образования, принятая система стандартов актуализировала проблему гарантии минимального качества содержательной стороны образования (фиксация дидактических единиц). Некоторые аспекты образовательной диверсификации обусловили возникновение специфических механизмов аккредитации учреждений высшего образования, что повлекло за собой искусственность и необъективность формулировки требований, опосредующих результативность профессиональной подготовки студентов вузов, а также необходимость разработки систем оценки качества получаемого образования.
Актуальность вопросов, касающихся оценки качества образования в вузах неоспорима. В нашей стране данная проблема имеет особое значение в связи с тем, что отечественное образование испытывает существенные преобразования, связанные с переходом российских студентов на компетентностное обучение. Данные трансформации проецируют пристальное внимание отечественных психолого-педагогических и других смежных наук к решению вопросов независимого оценивания результатов освоения студентами основных образовательных программ.
Известно, что самые лучшие мировые образовательные практики имеют в основе аттестаций надежные оценочные системы. Эти системы постоянно обновляются, развиваются, совершенствуются. В нашей стране данный процесс идет пока достаточно «медленно и сложно» [3].
Ряд ученых, анализирующих вопросы рассматриваемой проблематики (Н. В. Акинфиева, Н. Ф. Ефремова, А. А. Полозов, И. В. Сазонова, Н. В. Свиридова и другие), концентрировали свое внимание на таких аспектах как критерии оценки качества образования, субъекты оценивания, итоговые последствия оценивания для высшего учебного заведения и т. д. Рассматривая данные критерии, ученые пришли к мнению о том, что все они (критерии) выступают в качестве идентификаторов уровня качества самого образования, которое студенты получают в этих вузах. Качество образование в вузе, конечно же, должно быть соотносимо с рейтингом самого вуза [1; 4].
Анализируя причины сложностей проблем оценки качества образования, следует отметить некоторые специфические особенности самого образования, к которым принято относить следующие:
– многоаспектность качества самого образования, складывающаяся из таких показателей как качество возможностей образовательных систем, их влияние на результативность образования; качество самих результатов и т. п.;
– многоуровневость результатов, раскрывающих степень качества профессиональной подготовки на различных ступенях;
– многосубъектность, отражающая расширенный спектр лиц и институтов, которые принимают участие в оценке качества образования;
– многокритериальность, объясняемая наличием количества критериев качества, обеспечивающих объективность оценки и мн. др. [2].
В результате вышеизложенного можно сказать, что качество образования является достаточно сложным и многокомпонентным понятием, чем определяется необходимость качественного решения задач управления самим качеством образования и обосновывается наличие в нем ряда методологических и стратегических аспектов, таких как структурный, психологический, дидактический, экономический, социально-адаптационный, внутренний, внешний (результативная сторона образования), оценка со стороны потребителя, не включенного в образовательный процесс и пр.
Необходимо также отметить, что среди основных критериев оценки качества образования особое значение стал занимать показатель уровня образования, что говорит о важности имеющихся в вузах систем аттестации и их совершенствования. Особая важность этого явления проявляется в том, что нельзя вузу иметь высокий рейтинг показателей и при этом невысокое качество образовательного процесса. Эти показатели должны определять, взаимодополнять, взаимопроникать и взаимозависеть друг в друга. Также необходима разработка и введение инновационных оценочных средств качества знаний студентов, разработка самой методологии оценивания компетенций, чтобы в будущем иметь положительную оценку выпускников работодателями.
Литература:
- Акинфиева, Н. В. Сравнительный анализ критериев оценки качества высшего образования [Электронный ресурс] / Н. В. Акинфиева. — 2013. — Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/akinfieva_0.pdf
- Брызгалина, Е. В. Проблемы оценки качества образования: теория и практика [Электронный ресурс] / Е. В. Брызгалина. — 2013. — Режим доступа: http://www.chem.msu.ru/rus/books/2012/science-education-2012/124.pdf
- Ефремова, Н. Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование в России. — 2015. — № 7. — С. 63–67.
- Свиридова, Н. В. Сравнительный анализ эффективности и результативности вузов / Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 4. –С. 83–86.