Перспективы развития ситуационного управления качеством образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.07.2019

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Ходосова, Е. В. Перспективы развития ситуационного управления качеством образования в России / Е. В. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61605/ (дата обращения: 19.11.2024).



Роль образования на современном этапе развития России определяется необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, должна учитывать вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования [1].

Система образования Российской Федерации должна осуществлять свою преобразовательную функцию относительно широко понимаемой социальной практики. Звенья данной системы взаимодействуют друг с другом и постоянно коррелируют, что безусловно содействует единству и целостности системы, что, всё же не значит наличие полного единообразия в работе образовательной организации. Целостность системы образования подразумевает, что её структура не имеет в себе более или менее важных звеньев, так как все они несут свой вклад при решении общей задачи развития, воспитания, обучения общества.

Целостность системы образовательных учреждений обоснована еще и тем тем, что вполне возможны «сбои» в работе ее компонентов системы и неизбежно сказывается на функционировании остальной системы. Ошибки в прогнозах о количестве выпускников образовательных учреждений той или иной специальности в итоге приводит к проблемам, которые связаны с престижностью и востребованностью тех или иных профессий, проблемам, которые имеют отношение к нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и других. На примере РФ, после перестройки многие отрасли и сферы пережили подобные потрясения, что, несомненно, имеет дальнейшие последствия.

В таких условиях возникает объективная необходимость инновационных подходов и методик к менеджменту образованием в целом системой образования в стране. Вектор системы менеджмента в сфере образования на модернизацию подразумевает специальную мотивационную и целевую ориентацию руководства системы образования в РФ и ее отдельных компонентов, современный и актуальный подход к анализу, планированию, организации и информационному обеспечению, контролю, регулированию всей деятельности в рамках системы. Управление в данном случае является ярко выраженным инновационным, оперативные решения в нем принимаются относительно анализа ситуации, относительно ее конкретных результатов.

В итоге для России такой переход к ситуационному менеджменту образованием будет означать кардинальное изменение подхода, как и к управлению течения самого образовательного процесса, так и его участниками. Иными словами, процесс управления будет являться механизмом управления в динамике относительно определенных технологических параметров, замыкающих в единую схему и интегрируя деятельность компонентов и механизмов управления на его конечные цели всех процессов развития и функционирования системы.

Основываясь на том, что ситуационный подход к управлению сферой образования зависит от определенных условий его существования и состояния в определенный и конкретный момент времени, которые определяют специфику объекта и имеющейся ситуации, приверженцы ситуационного подхода образованием отмечают, что широта факторов, которые влияют на образовательную систему реалиях России и мира в целом исключает единственность оптимального метода управления системой и таким образом стилю и метолу управления становится присуща вариативность и ситуативная обусловленность. Из этого следует, что наилучший способ управления — это тот, который более всего соответствует сложившейся ситуации в нынешних условиях.

Тенденция использования такого подхода конечно же актуальна не только для РФ. Так, мировая практика уделяет большое внимания проблематике изменения и модернизации национальных систем образования.

В целях реализации на практике ряда комплексных и эффективных решений таких важнейших задач управления, как качество управления в сфере образования и его повышения, оперативного реагирования на изменение потребностей в разного рода специалистах и профессиях, введение инновационных форм обучения и так далее требуется практическая реализация современной управленческой информационной технологии и методики.

И именно к числу таких практик можно отнести ситуационные центры (СЦ), представляющие собой комплекс программных, технических, инженерных, научных, математических методов и средств с целью автоматизации процесса моделирования, отображения, анализа и в целом менеджмента образованием [8].

Литература:

  1. Четыркина Н.Ю. Стратегия развития вузов в условиях реформирования системы образования // Теория и практика общественного развития. 2012. №7. - С. 269-273.
  2. Горбашко Е. А. Эволюция и современные тенденции развития обеспечения качества образования в России // Экономика качества. — 2013. — № 1 (2).
  3. Горбашко Е. А., Максимцев И. А. Интеграция науки, образования и бизнеса в стратегическом развитии университета // Национальные концепции качества: интеграция образования, науки и бизнеса, Сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции. под редакцией Е. А. Горбашко. — СПб.: Редакционно-издательский центр «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС”, 2017. — С. 13–18.
  4. Лосев К. В. Формирование и управление инновационной средой высшего учебного заведения / Автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб.: СПбГУАП, 2013.
  5. Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.
  6. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.
  7. Шаш Н. Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. — М.:ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. — С. 276.
  8. Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek / RE N 26(392), 15-21 июля 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, система образования, сфера образования, менеджмент образованием, механизм управления, ситуационный подход, целостность системы.


Задать вопрос