В сфере управления образованием использование ситуационных центров обычно находится в следующих основных формах:
– Ситуационный центр государственного образовательного органа
– Учебно-отраслевой ситуационный центр
– Учебный ситуационный центр
– Ситуационный центр в рамках межвузовского сотрудничества
– Центр стратегического управления образовательным учреждением
Проанализируем ситуацию с такими центрами в системе российского образования.
Ситуационный центр государственного органа образования
Сейчас ведутся перспективные проекты реализации ситуационных центров в рамках ведомства и ответственности Министерства образования и науки Российской Федерации, а также его подразделений в лице разного рода департаментов, федеральных агентств образования и др. Они призваны обеспечить совершенно иной уровень качества управления образованием в России путем использования системного подхода и инновационных информационных технологий.
ФЦСА или Федеральный центр ситуационного анализа решает традиционные цели подобного класса систем, как:
– Моделирование, прогнозирование ситуаций и формирование сценариев их развития и решения, процессы многофакторного стратегического планирования и принятие на основе этого оптимальных решений.
Ситуационные центры могут взаимодействовать и работать наряду с системой мониторинга трудоустройства выпускников, и специальными системами, которые используются в Министерстве обрнауки и Минтруда, с системами информационного управления образованием по ключевым показателям эффективности. Одной из таких систем в рамках дальнейшего развития ситуационного управления образованием в РФ может стать информационно-аналитическая система управления сферой образования по ключевым показателям эффективности. Данная система, наряду с ФЦСА, со временем может быть использована в целях стратегического и оперативного менеджмента отраслью образования. А сам ситуационный центр, по мере более активного внедрения и осваивания инновационных информационных технологий будет взаимодействовать со всем спектром информационными системам Министерства образования и науки России и обрабатывать данные от региональных и вузовских элементов системы.
Основным направлением деятельности ситуационного центра являются: процессы планирования показателей, процессы мониторинга деятельности управления образованием, проведение аналитики различной направленности, управленческий учет и отчетность деятельности, деятельность по корректировки отклонений.
Целесообразно развитие систематизированной сети региональных ситуационных центров, предназначенных уменьшения риска управленческой ошибки, улучшения эффективности принятых решений в сфере управления образованием региона, увеличения показателей производительности труда персонала региональной системы управления образованием.
В круг задач региональных ситуационных центров входит мониторинг финансового обеспечения и деятельности образовательных организаций их кадрового обеспечения, состава учащихся, работы библиотек, процессов информатизации, административный документооборот и т. д. Кроме этого сможет обеспечить контроль за исполнением принятых решений взаимодействовать с региональными информационно-аналитическими системами органов государственной власти региона в рамках ФЦП «Электронное Правительство».
СЦ мониторинга сферы образования. СЦ можно условно разделить на две подсистемы: информационную системы мониторинга и статистики, и аналитическую информационную систему для мониторинга процессов социального обеспечения в сфере образования. Задача 1ой подсистемы — подбор новейших данных об образовательной деятельности на точках и транслирование их в систему управления отраслью по основным стратегическим нормативам, а также в информационные группировки комплекса государственной статистики.
2-я подсистема является аналитическим инструментом содействия принятия решений в области социального обеспечения сотрудников образования. Система позволяет собирать нужные для анализа данные (в т. ч. в процессе взаимодействия с регистром работников сферы образования и другими компонентами общей образовательной информационной группы) и представление данных в различных аналитических частях.
Перечисленные СЦ образовываются (в планах образовать) в пределах федерально-целевой программы развития общей образовательной информационной системы (ФЦП РЕОИС) и ее «наследниц». Вместе раздельные СЦ пополняют друг друга и могут быть использованы в качестве основы для построения интегрированного ситуационного центра Минобрнауки РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Межвузовский ситуационный центр
Из истории в России имелась современная межвузовская система учебно-методических объединений, которые в прошлом во всем, а сегодня во многом определяют структуру и содержание образования. В текущих условиях, когда осуществляется энергичная перестройка образовательной системы, конвергенция с зарубежными методами, когда большие ИТ–компании посягают на основную роль в видении эволюции сферы образования, имеет место цель сбережения плюсов российской инженерной школы в современной реальности. Для этого нужно разработать эффективные способы управления, моделирования и прогнозирования исходов принимаемых решений, которые помогут уменьшить количество непродуманных действий. Решение такой задачи с теоретической и научно-практической точки возможно только в обрамлении вузовской сферы, где сохранен огромный опыт и абсолютное понимание особенностей образовательной сферы.
Литература:
- Ефремова Н. Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. — 2004. — № 9. — С. 53–61
- Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. — 1971. — № 2. — С. 10–18.
- Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. — М.: Наука, 1986. — 288 с. — С.11.
- Ситуационные центры: определения, структура и классификация // PCWeek / RE N 26(392), 15–21 июля 2016.
- Филиппович Ю. Н., Филиппович А. Ю. Специальности и специализации по ИАИС для образовательной отрасли. // Вестник информационных технологий в образовании. Сборник учебно-методических и научных работ. Выпуск 1. — М.: УМК по специальности ИТО, 2015.