В настоящее время решение проблем, которые связаны с инвалидностью, является одной из приоритетных задач социальной политики современных государств. Российская Федерация стремится к тому, чтобы каждый человек с ограниченными возможностями мог наравне с другими членами общества реализовать свои права и свободы. Но, несмотря на это, люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезное влияние со стороны СМИ, научных и общественных дискурсов и общественного мнения в целом в процессе социальной адаптации. Это связано с тем, что общественное мнение является важнейшей составляющей жизни общества, имеющей силу неписанного закона, выражения общественной коллективной совести.
Действуя практически во всех областях жизни, общественное мнение одновременно имеет свои границы, определяемые общественной значимостью обсуждаемых процессов, событий, явлений. На формирование общественного мнения большое влияние оказывают существующий социально-политический строй, экономическая ситуация, средства массовой информации, уровень образования, культуры населения и ряд других факторов. Следствием этого является неосведомленность населения по вопросу инвалидности как социальной проблемы. В связи с этим часто происходит искажение представлений о потребностях людей с инвалидностью и их личностных особенностях. Отсюда возникают предрассудки и фобии, укрепляющие коммуникативный барьер между представителями данной категории населения и остальным социумом [1]. В свою очередь люди с инвалидностью по тем или иным причинам продолжают дистанцироваться от общества. Барьер, заложенный много лет назад, к настоящему времени породил большое число других труднопреодолимых барьеров: от физических до психологических.
Данные ряда исследований указывают на устойчивый стереотип представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья в обществе, который, к сожалению, не оптимистичен. Негативный стереотип выражается в представлении как об убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях. Известная всему миру Э. Кеплер отмечала, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слепому. Слепоглухая писательница Хелен Келлер писала: «Слепые оторваны от предметов, глухие — от людей». По мнению российского социолога Е. Р. Ярской-Смирновой, не природные данные, а именно общество дискриминирует инвалидов и их семьи, лишая их социальных прав, воспроизводя неравенство и социальную стратификацию [2]. Исследование жизненных затруднений инвалидов, мнение здоровых людей о них позволит изменить отношение общества к данной категории населения, применить инновационные технологии медико-социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Немаловажную роль в этом играет развитие инклюзивного образования, которое, в сущности, предполагает включение детей с какими-либо ограничениями в жизнь общества, их социальную интеграцию.
Теоретико-методологическую основу исследования проблем социальной инклюзии в современной российской науке и за рубежом составляют, прежде всего, концепция социальной интеграции личности (Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, О. Конт, Т. Парсонс, Г. Спенсер, К. Г. Юнг, Г. М. Андреева, Д. В. Зайцев и др.); интеграция детей с ограниченными возможностями в общество (за рубежом — Д. Форестей, Г. Грэмпп, З. Сэйго и др.; в России — Д. В. Зайцев, В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.); концепция социальной инклюзии и инклюзивной практики (А. В. Бахарев, С. О. Брызгалова, В. Зайцев, Г. Г. Зак, Г. И. Ларионова, В. Н. Ярская-Смирнова, Е. Ярская-Смирнова, Т. В. Фуряева); концепция нормативности (Ю. А. Афонькина, В. Л. Рыскина, А. Ю. Шеманов и др.); концепция независимой жизни (К. Денисон, Т. А. Карпова, Е. Н. Ким, Д. Макдональд, М. Оксфорд и др.) и т. д.
Исследователями выделяются образовательный и социальный виды интеграции. Образовательный вид интеграции рассматривает возможности и условия, необходимые для получения образовательных, психолого-педагогических услуг обучающимися с особыми потребностями (инвалиды, лица с ОВЗ) или высоким риском социального исключения (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из социально неблагополучных семей, иностранные студенты и т. д.). Социальная интеграция направлена, прежде всего, на социальную адаптацию учащейся молодежи с особыми потребностями к общей системе социальных отношений в рамках образовательной среды, в которую они интегрируются. Это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения через организацию совместной деятельности (образовательную, досуговую, трудовую и т. д.).
В рамках концепции социальной интеграции процесс интеграции в общество рассматривается учеными (Д. В. Зайцев, Г. И. Ларионова, Т. В. Фуряева, Т. Ф. Маслова, В. К. Шаповалова и др.) как мера совпадения целей, ценностных ориентаций, интересов различных социальных групп и индивидов; как организация совместной деятельности на основе межличностного взаимодействия и взаимоадаптации. С одной стороны, социальная интеграция рассматривается как процесс включения индивида в социальную жизнь общества, с другой — как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей [3].
В исследовании А. В. Бахарева проанализировано развитие инклюзивных практик в истории российского образования и их направления, опыт разработки и внедрение инклюзивных образовательных практик в учебно-воспитательный процесс для гармоничного развития детей независимо от их психофизического состояния [4].
В целом инклюзивные практики в образовании направлены на развитие социальной компетентности, социальных и коммуникативных навыков, моделей социального поведения, получение более полной информации и нового опыта социального взаимодействия для саморазвития, самосовершенствования, жизненного самоопределения, профессионального и социального продвижения учащейся молодежи с повышенным риском социального исключения. Инклюзивные практики должны быть рассчитаны на всех обучающихся с риском социального исключения.
А. В. Бахарев [4] в своем автореферате диссертации пишет о том, что изучение развития инклюзивных практик в истории российского образования способствует эффективной организации психолого-педагогической помощи и поддержки в процессе сопровождения детей с ограниченными особенностями здоровья в освоении образовательной программы, что предполагает также повышение профессиональной компетентности педагогов.
Инклюзивное образование занимает важную позицию в осуществлении практики социальной работы.
На протяжении многих столетий общество проявляло интолерантность по отношению к людям с ОВЗ, но со временем взгляды менялись, и люди достигли уровня развития, для которого гуманистический взгляд стал одним из приоритетов жизнедеятельности. Одной из главных идей инклюзивного образования было создание инклюзивного общества. Новые принципы, которые подразумевали собой исчезновение дискриминации в пользу позитивного отношения ко всем людям.
Как и инклюзивное образование, социальные работы имеют в своей основе гуманистические принципы, такие как:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек обладает способность мыслить и чувствовать;
— каждый человек имеет право на общение и право быть услышанным;
— каждый человек нуждается в общении с другим человеком;
— каждый человек нуждается в друге и поддержке;
— образование осуществляется в контексте взаимоотношений;
— разнообразие приносит силу в жизнь человека;
— прогрессом в обучении является то, чему человек научился, а не то что он не умеет [5].
Данные принципы являются фундаментом инклюзивного образования, и непосредственно связаны с реализацией социальных работ. Мы считаем, что понимание и принятие этих простых, но очень важных принципов каждым человеком способствует повышению культуры общества в целом, то есть каждый меняет свое отношение к людям, «не таким, как он». Также растёт уровень социализации — это один из основных результатов деятельности, предложенных позиций.
Утверждение, что каждый человек был ребёнком, — истинное. Как показывают множество исследований, именно в детстве выстраиваются основные качества личности, инклюзивное образование способствует положительному восприятию мира, из-за чего, у детей не возникает потребности обращаться к негативным установкам. Таким образом, истоки осуществления социальных работ напрямую зависят от общего уровня образования и развития основных гуманистических принципов в сознании людей.
Рассматривая аспекты внедрения инклюзивного образования в общество, мы проанализировали и отметили влияние «уроков доброты», как духовно-нравственных идей, напутствий людям. Понятие «уроки доброты» включает в себя не только просветительскую основу детям дошкольного и школьного возраста, но и практическую деятельность, направленную на повышение духовного уровня знаний и умений всего общества. Человек развивает в себе такие качества как эмпатия, сочувствие, сострадание, сопереживание, умение слушать и оказывать безвозмездную помощь другим людям. «Уроки доброты» не учат детей новым знаниям, они позволяют раскрыть то, что уже вложено в сердце каждого ребёнка.
Также проводились исследования об отношении разных социальных групп к людям с ограниченными возможностями здоровья. В одной из статей Асмаковец Е. С. и Кожей С. анализируют готовность к работе с такими людьми студентов направления «Социальная работа» [6]. Как выяснилось, информация, которая была в основе ответов обучающихся, была взята из интернет-ресурсов, СМИ, разного рода литературы. Можно сделать вывод, что школы, в которых обучались студенты, приняли инклюзивную практику только частично, что привело к неопределённым ответам в вопросах эксперимента. Сейчас же инклюзивное образование несёт в себе такие идеи, как принятие абсолютно любых людей, индивидуальность которых будет украшать, делать их смелее, при этом открывать всё новые горизонты для дальнейшего развития.
Помимо развития социализации, инклюзивное образование оказывает влияние и с другой стороны, прежде чем её обозначить, стоит рассмотреть понятие социальная работа.
В первую очередь социальная работа — общественное движение, которое направлено на помощь людям, оказавшимся в затруднённых ситуациях, статус или положение в обществе не имеет значение. Психологическая, эмоциональная или физическая поддержка предоставляется безвозмездно, она основывается на доверии, любви и доброте.
Так как поддержку оказывают всё же люди, их восприятие этого мира формируется с детства, а организатором воспитания и обучения в детстве занимается семья. Инклюзивное образование в приоритет ставит не только самого ребёнка, но и его семью. Работа с семьей строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также — информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом.
Мы можем сделать вывод, что инклюзия решает не только проблему доступности образования у детей-инвалидов, оно также предполагает решение множества других не менее важных проблем. Одна из них — социализация и интеграция людей с ограниченными возможностями в общество. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к ним ведут к духовной деградации всего общества.
Развитие инклюзивного образования во многом улучшило жизнь людей с ограниченными возможностями, но все же встречается и немало трудностей, например со стороны СМИ и общественного мнения. Но в целом положение инвалидов в обществе удовлетворительное, а отношение к ним благожелательное. Произошла положительная динамика во взаимоотношении «здоровый человек — инвалид». Большинство людей сегодня не испытывают затруднение при общении с людьми с какими-либо ограничениями. Это проявляется чувствами жалости, доброжелательности к больным людям и готовности помогать им по мере возможности. Здоровые люди видят инвалидов терпимыми, добрыми, открытыми и скромными, добивающимися жизненного успеха своими силами. Инклюзивное образование во многом определяет направления социальной работы педагогов. И поэтому гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ — это гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в детском коллективе.
Литература:
- Мазунина, Н. А. Стигма как основной барьер общественного сознания на пути к социальной интеграции лиц с инвалидностью / Н. А. Мазунина // Человек. Общество. Инклюзия. — 2015. — № 2 (22). — С. 158–163.
- Романов, П. В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова, — Саратов: «Научная книга», 2006. — 260 с.
- Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: дис… д-ра соц. наук./ Зайцев Дмитрий Викторович. — Саратов, 2004.
- Бахарев, А. В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования: дис… канд. пед. наук./ Бахарев Алексей Викторович. — М., 2018. — 157 с.
- Инклюзивное образование. — URL: https://news_enc.academic.ru/6863/Инклюзивное_образование (Дата обращения: 04.06.2021).
- Асмаковец Е. С., Кожей С. Готовность студентов направления «Социальная работа» к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Асмаковец, С. Кожей // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2017. — № 2. — С. 38–53.